Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами

Перед началом Успенского поста в издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова «Неувядаемый Цвет. Перед Богородичными тайнами» в 2-х томах.

Тайна Божией Матери раскрывается в этой книге не только через двунадесятые Господские и Богородичные праздники, через все великие Богородичные праздники и через Ее многочисленные чудотворные иконы (книга содержит размышления более чем о пятидесяти иконах). Нам предлагаются благоговейные и молитвенные размышления о таких богородичных тайнах как «Феотокос» Ефесского Собора, «Божия Матерь и Евхаристия», «Посещение Божией Материю праведной Елисаветы» (отдельно слово о Песни Богородицы «Величит душа Моя Господа»), «Божия Матерь — Первомученица Христова», «Марфа и Мария», «Нешвенный хитон». Автор рассматривает Ее сокровенное присутствие в Священном Писании (в Евангельских текстах и текстах паримий на Богородичные праздники) и Ее связь со святыми — от Авраама и Предтечи до преподобного Серафима Саровского и новомучеников и исповедников Церкви Русской. Особое внимание посвящено Ее благодатному участию в жизни каждого христианина. В книге — не только богословское созерцание богородичных тайн, но и важные практические духовные советы («Богородичное правило»).

Тексты на обложках двухтомника обозначают главное направление этого богословского исследования.

«Есть много видов иконы «Неувядаемый Цвет». На тех и других изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках с белыми или красными цветами, чаще всего — лилиями или розами. Но на одних иконах цветы держит Богородица, а на других — Сам Христос. Белые цветы — символ чистоты и непорочности, именно их преподнес Архангел Гавриил Пресвятой Деве в день Благовещения, а красные — символ любви и жертвенной самоотдачи. В том, что цветы держит иногда Богоматерь, а иногда — Христос, нет никакой путаницы. Церковь как бы не находит слов, и не знает, как лучше выразить единство Богородицы с Ее Божественным Сыном. Но очевидно одно: все, что имеет Христос, принадлежит по дару Христа и Ей».

«Люди проходят порой через тысячи ложных дорог, ища с ностальгией, с чувством утраты самого дорогого для них — Бога. Они хотят достигнуть Его своими собственными силами, философией, самосовершенствованием и, даже находясь внутри Церкви, надеются более всего на свои подвиги, забывая о совершенно простом пути, который есть Божия Матерь, вводящая нас в Небо сокровенного общения с Богом.

Православный народ всегда знал: с помощью Божией Матери — путь к Богу более легкий. Без Нее все становится более трудным, а порой просто невозможным, ибо Сам Бог восхотел, чтобы Она была Подательницей всех сокровищ, которые Ее Сын приобрел для нас Своей Крестной смертью и Воскресением».

Тем, кто еще не знает благодатно заступничества Пречистой и смущается, переступая порог храма, не слишком ли большим почитанием окружает Церковь Божию Матерь, полезно будет прочитать в этой книге слово, открывающее ее:

«Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари».

И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо?

Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией — славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути. Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову. Но есть Одна в роде человеческом — Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте.

Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается. Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она любит больше, чем родная мать своих детей.

Божия Матерь не есть некая богиня, которой мы поклоняемся, как говорят иногда наши недоброжелатели. Ее совершенное смирение не имеет ничего общего с языческими богами, олицетворяющими силы природы и особенно плодородия. Исключаются все искушения околоцерковного богословия приписать Ей то, что принадлежит одному Богу. Ибо Матерь Творца остается Его творением.

Она более чем кто-либо из всех творений самым глубочайшим образом сознает Свое «ничто» без Бога. Ту тайну, о которой святитель Филарет Московский говорит, что тварь поставлена Богом над бездною небытия под бездною милосердия Божия. Матерь Спасителя мира, Она более всех открыта присутствию и действию Своего Творца. Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она Раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения. Она первая в роде человеческом, искупленная Кровью Христовой. Но и каждый из нас, и все мы вместе призваны стать самыми верными причастниками Благой Вести.

В обращении Архангела и в нашей постоянной молитве к Божией Матери: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» — вдохновение Духа Святого. «Господь с Тобою» — значит, с нами. Не таково ли благословение священника за Божественной литургией, раскрывающей чудо Воплощения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Это начало нашего Нового Завета с Богом.

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся», — воспеваем мы на великом повечерии. И Младенец в Вифлеемских яслях — «Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог». И по Воскресении Господь скажет Своим ученикам: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века».

Книгу можно приобрести в Троице-Сергиевой Лавре, в храме святителя Николая в Пыжах и в других православных книжных магазинах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *