«Какие еще нечистые духи?»
Слово в Неделю 10-ю по Пятидесятнице
Продолжается наш Успенский пост. Особое место в нем занимает праздник Преображения Господня. Он — в самой середине поста, чтобы в свете его мы прозрели и обрели способность увидеть, как неодолимо велика тьма мира и нашего греха. И что за этой тьмой стоит сам диавол со всеми падшими духами, непрестанно воюющими против нас. Ничто, никакая сила не в состоянии противостоять им, кроме благодати Христовой, которой Он хочет приобщить нас свету Своего Преображения. Молитвами Богородицы, как будем мы петь в тропаре праздника Преображения. Можно сказать, что праздник Преображения Господня — это преддверие праздника, к которому мы идем в эти дни, — Успения Божией Матери. Потому что Она первая в роде человеческом приобщилась в полноте Преображению Господню, славе Его Креста и Воскресения. И теперь молится за всех нас, чтобы и мы не были лишены непостижимого дара Господня.
Событие, о котором мы слышим сегодня в Евангелии, как бы предваряет наше участие в празднике Преображения. Мы видим Господа Иисуса Христа, Человека, Который говорит «как власть имеющий». И совершает чудеса, заставляющие спросить: «Кто же Он?» Кто этот Иисус из Назарета, учащий с мудростью и силой, которые, несомненно, превосходят то, что делают все книжники и законники? Кто этот Иисус из Назарета, повелевающий нечистым духам выйти из тех, кем они, кажется, навсегда завладели?
Слово Божие сразу дает ответ. Этот Человек — «Сын Божий», то есть Мессия Христос. Но люди еще не знают этого. Они узнают об этом только после Воскресения, когда увидят Его возвращение к жизни — этого Человека, Которого они предали смерти. Теперь же они с изумлением слушают, что Он говорит, и ужасаются при виде того, что Он совершает. Поистине, Он — не такой как другие люди. В Нем есть некая таинственная сила, которая влечет к Нему. Он делает то, что снова и снова заставляет задуматься, кто Он, и определить себя по отношению к Нему.
Наша сегодняшняя ситуация сильно отличается от той, что была во времена земной жизни Спасителя. Мы знаем этого Человека давно. Мы знаем, что Он воскрес. Мы веруем, что Он Сын Божий, что Он Бог, и в Нем пребывает мудрость и сила Божия. Каждый день мы начинаем с несомненного исповедания, что Он победил смерть, что Он Сын Божий, что Он Бог.
Прекрасно и истинно наше исповедание! Но готовы ли мы сделать из него конкретные выводы? Способны ли признать, что сегодня, сейчас Христос воскресший может войти в нашу жизнь и освободить нас «от нечистых духов», живущих в нас?
Наша Церковь ставит сегодня как одну из первейших задач просвещение миллионов крещеных, но не вошедших в свет людей. Когда мы произносим евангельское слово «нечистые духи», о которых, между прочим, они при своем крещении отрекаются в лице своих восприемников, это вызывает у них только улыбку.
Какие еще нечистые духи? Многие из них, несмотря на то, что могут преспокойно заниматься астрологией, всякого рода гаданиями, обращаться за помощью к экстрасенсам и просто ведьмам, скажут, не задумываясь: «Нет в нас никаких нечистых духов». В то время как они должны бы ответить иначе, потому что помимо названного выше откровенного грубого отступничества от обетов крещения, есть в них немало зла. Есть в них — да следует признать и в нас, регулярно ходящих в храм, — присутствие греха.
Есть в нас склонность к злу. Есть в нас немощи, часто ведомые одним нам, в которых мы стыдимся признаться открыто. Есть в нас замкнутость на себе, злопамятство, злоба, которые не дают нам быть всегда такими, какими бы мы хотели быть — великодушными, сострадательными, добрыми, милосердными.
Есть в нас себялюбие, из-за которого мы не делимся с другими тем, что нам дано от Бога, как должны бы и как желали бы себе это делать. Есть в нас страхи, есть в нас уныние, которое мешает нам жить подлинной жизнью и быть такими христианами, какими мы призваны быть и какими мы мечтаем стать.
Во времена земной жизни Спасителя люди и в этих проявлениях — не только в явном бесновании — видели следствие пленения их нечистыми духами. Наши современники, слепые к миру невидимому, быть может, назовут это досадными чертами бедности внутреннего мира или просто человеческой слабостью. Но ведь речь идет не просто о словах, а о том, что стоит за ними. Бесы имеют доступ к нам только через наши грехи, через нашу ограниченность, нашу поврежденность. Не признать это было бы серьезной ошибкой. Ошибкой, которая помешала бы нам исцелиться. Ибо чтобы исцелиться от зла, освободиться от своих цепей, надо прежде признать, что это зло, эти цепи существуют. И только потом дано будет нам увидеть глубину происходящего с нами. Мы призваны сегодня увидеть свою поврежденность и убогость. Если мы с сокрушенным сердцем признаем себя таковыми и молитвой и постом, как заповедано нам, обратимся ко Христу, мы обретем способность дать Ему войти в нашу жизнь, получить от Него исцеление и принять Его неисследимые богатства.
Наша жизнь стала бы иной, если бы мы позволили Христу вселиться в нас. Наше сердце стало бы иным — более чистым, более сострадательным, более мудрым, более открытым всем. Если бы мы только позволили Христу глубже проникнуть в нас и преобразить его так, чтобы оно уподобилось Его благости.
Но веруем ли мы, что это возможно? И, прежде всего, желаем ли, чтобы это было? Не боимся ли мы иногда Христа и силы Его исцеления? Не боимся ли начать жить в полноте, а не частично — с Ним, согласно Его учению?
«Кто Сей, что повелевает нечистым духам, и они повинуются Ему?» — говорят люди, увидевшие, как Он действует со властью. «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого», — молимся мы каждый день по многу раз в молитве Господней «Отче наш». Да совершится это в дни Успенского поста предстательством Пречистой — с большей чем когда-либо силой — ради нашей радости, ради нашего освобождения от нечистых духов, ради славы Божией.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий