По волнам житейского моря
Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице
Это хождение Петра по воде навстречу Христу в сегодняшнем Евангелии — наше хождение по волнам житейского моря. Чудо на море Тивериадском — борьба Христа Бога и тех, кто Христов, с диаволом, со всеми проявлениями зла в мире. И снова мы размышляем о личном нашем спасении и о спасении нашей Церкви и нашей России.
Если мы ищем спасения, мы не только должны придти ко Христу, но возопить к Нему о спасении. Однако лишь тогда мы можем по-настоящему это сделать, когда увидим, что начинаем тонуть. Таков закон духовной жизни. Господь пришел спасать погибающих — тех, кто сознает, что погибает. И смысл всех духовных подвигов заключается в том, чтобы глубоко осознать это. Чтобы увидеть, что у нас под ногами — смерть. Бездна небытия, но и бездна милосердия, которая открывается тем, кто подобно апостолу Петру, утопая, всем своим существом обращается к Богу: «Господи, спаси меня, погибаю!»
Таков же закон Промысла Божия по отношению к событиям истории. «Так ведет нас наш Владыка, — говорит святой Иоанн Златоуст. — Он попускает бедам достигнуть крайней степени, чтобы испытать нашу веру, дать возможность злу раскрыться до конца и явить любящим Свою силу».
Две опасности угрожают нам сегодня. Одна — недооценка глубин зла и ложный оптимизм, за которым могут скрываться безответственность и самонадеянность: «Помолимся, и все будет хорошо». «Россия — дом Пресвятой Богородицы и новых мучеников и исповедников Российских, они не дадут нам погибнуть». Но подлинная молитва бывает только когда есть подлинное видение неотвратимо надвигающейся беды и потому нужда в Спасителе.
Затонувшая в день канонизации царственных страстотерпцев лучшая атомная лодка России — символ того, что может произойти с Россией, и уже происходит. Все смотрят, и никто ничего не может сделать. Это как расстрел Белого Дома в 1993 году. Не потому ли сегодня мы являемся свидетелями уже, кажется, необратимого распада, что с самого начала недооценили, не рассмотрели по-настоящему то зло? Не потому ли произошла катастрофа 1917 года?
Божия Матерь и новые мученики и исповедники Церкви Русской всегда опережают нас в нашей встрече с ними, но надо чтобы мы показали, что мы тоже люди Божии, потому что только сердце по-настоящему сокрушенное и смиренное Бог не уничижит лишением их заступничества.
И вторая, не меньшая опасность — видеть только торжество зла, только вздымающиеся его волны, судить обо всем по существу только по человеческим понятиям. И не видеть того, что чем больше зло возрастает, тем ближе к нам Господь.
Дай нам Бог осознать, что Россия на самом деле погибает, делая все, что от нас зависит, чтобы иметь право сказать: «Господи, спаси нас!» И весь взор обратить ко Христу Богу, идущему нам на помощь. И тогда наступит — на краткое время — тишина, о которой говорит Евангелие и о которой пророчествуют последние русские святые. Пусть придут за ней новые бури и последняя, все потопляющая апокалиптическая буря — Россия не пойдет ко дну как камень, если, по слову преподобного Серафима Саровского, она поймет, что с ней было, и будет в ней снова православный царь.
Но даже если весь мир начнет тонуть, те, кто любит Христа, пойдут по воде и вместе со Христом войдут в ту лодку, которая тотчас же достигнет спасительного берега. Те, кто пребывает со Христом и Его святыми в терпении, будут в Его Царстве. Те, кто идет Его путем, будут в славе Его Преображения вовеки.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий