Тайна всемилостивого заступничества
Покров Пресвятой Богородицы
Праздник Покрова Божией Матери — воспоминание о чудесном спасении осажденной скифами столицы Византии в X веке заступничеством Пречистой. Не было никакой надежды на избавление, и весь православный народ во главе с патриархом и сонмом духовенства всю ночь молился во Влахернском храме. Видение Божией Матери блаженному Андрею Христа ради юродивому навсегда запечатлелось в сознании нашей Церкви. Во время богослужения Божия Матерь со слезами молилась перед престолом Божиим, а в конце молитвы простерла над народом Свой сияющий благодатным светом омофор. Разные люди были в это время в храме, праведные и грешные, достойные и недостойные, но Покров Божией Матери не исключал никого. Этот Покров длится всегда, до скончания века, до последнего Страшного Суда. И потому так дорог нам этот праздник. Как бы ни были велики наши грехи, есть для нас неложная надежда на покаяние. Божия Матерь не перестает молиться со слезами о спасении всех. Так велика Ее святость и чистота. В праздник Покрова Церковь приглашает нас задуматься о тайне этого всемилостивого заступничества.
С самого начала Пресвятая Дева чиста от всякого греха. Но Она от рода нашего, Дщерь Адамова, спасенная Христом. С одной стороны, как чадо Адама, Она не может быть свободна от первородного греха. Потому что это означало бы Ее отделение от рода человеческого, а значит и спасительное действие Воплощения Божия по отношению к нам, грешным, было бы поставлено под сомнение. С другой стороны, все святые свидетельствуют, что грех не оставляет ни пятна, ни тени на Ее сияющей чистоте. Как разрешить эту тайну? С самого Рождества Ее все в Пресвятой Деве — дар Божий. С первого мгновения Она переполнена им. И Она получила этот дар ради будущего рождения через Нее Богочеловека. Но мы не должны забывать о связи этой тайны со всем предшествовавшим в веках приготовлением к Ее святости. В первую очередь Бог заботится о сохранении Ее единства с родом человеческим. Этой совершенной непрерывности в роде человеческом по плоти в лице избранников, богоизбранного народа, соответствует все возрастающий дар благодати. Церковь исповедует, что долгое нравственное очищение, начавшееся с отца веры Авраама, достигает в Пресвятой Деве вершины.
Однако важнее всего нам проникнуть в сердце тайны. Это тайна любви. Божественной любви, которая, в отличие от нашей, не зависит от того, к кому она обращена. Но созидает всех, раскрываясь беспрепятственно. Среди распадающегося от греха мира Бог творит из Пресвятой Девы самое любимое, самое прекрасное из всех Своих творений. Такое, в котором Он может утвердить Свое пребывание. В Божией Матери — победа Божией благодати, обещающей всему роду человеческому приобщение ей. Но эта благодать — не внешний, не зависящий от Пресвятой Девы дар. Этот дар благодати влечет Пресвятую Деву к Богу в не имеющем сравнения порыве веры и любви. Есть такой духовный закон, согласно которому творение, наиболее исполненное Богом, более всех жаждет Его. Жажда Пресвятой Девы общения с Всевышним преодолевает в Ней всякое другое желание, которое когда-либо существовало или будет существовать.
Такова тайна Пресвятой Девы по отношению Богу. Но столь же важно увидеть Божию Матерь в Ее связи с родом человеческим. Своей всецелой святостью, которая соединяет Ее с царственной святостью прародителей, Пресвятая Дева поднимается выше всех людей. Единственная совершенно преданная Богу всем Своим существом, Она первая из всех творений, Она Царица творения. Но это царственное состояние, спросит кто-то, не отделяет ли Ее от остальных людей?
Было бы великим заблуждением так думать. Напротив, эта Царица неба и земли живет смиренно, в мире нищих плотию и духом. Царственная духовно, всегда побеждающая грех, который разделяет, исполненная благодати, которая соединяет, Она самая смиренная Раба и одновременно самая высокая Царица. Самая высокая Царица, потому что самая смиренная Раба. И самая смиренная Раба, потому что самая высокая Царица. Мы касаемся здесь самой важной тайны замысла Божия. Бог создал человека, и мы не сможем никогда постигнуть эту тайну до конца. Согласно закону единства, от одной крови Он произвел весь род человеческий. Но самое главное — духовное единство.
Бог доверил каждому из нас ответственность по мере его даров. Чем больше Он возвышает людей, тем к большему служению призывает их, так что «больший из вас да будет всем слуга» (Мф. 23, 11). И первый — рабом всех. И Христос, Начальник жизни, Первый, как называет Его Апокалипсис, также Слуга. Он пришел не для того, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить многим. Он более всех ответственен за человечество — Спаситель мира, Тот, Кто берет на Себя ответственность за спасение всех. В отличие от первого Адама, который отказался от ответственности за собственный грех, обвинив в нем обстоятельства, другого человека и самого Бога. Пресвятая Дева Мария, первая из всех творений, вслед за Своим Божественным Сыном воспринимает Свою жизнь как служение. Она более всех ответственна за людей, и эта ответственность постепенно обретает черты духовного материнства по отношению к роду человеческому. С самого начала Она учится этой ответственности, с каждым днем возрастая в ней.
Авраам, первый из облагодатствованных Богом людей, когда начал осуществляться замысел Божий о восстановлении человечества, скоро понял, что он ответственен за многих. Перед Содомом и Гоморрой, этими чуждыми городами, он уже сознает себя отцом народов и дерзновенно ходатайствует за них. Божия Матерь не может быть меньше его в этом служении. До прихода Христа Она уже самым Рождеством Своим — высшее предстательство на земле. В мире, нуждающемся в Искупителе — первая из искупленных, высшая из спасенных. С первого дня Она начинает исполнять Свое призвание Заступницы.
Мы празднуем праздник Той, Которая богатством Своей благодати представляет род человеческий. Той, Которая в решающий час Благовещения дает ответ за него. Той, Которая у Креста Своего Божественного Сына ценой непостижимых страданий принимает в полноте радость быть Матерью нового народа Божия. Той, Которая первой приобщается душой и телом Воскресению, предназначенному для всех. Той, Которая, исполнив двуединую заповедь о любви к Богу и человеку, совершает Свое служение нам в такой же самоотдаче, которое сделало Ее Рабой Господней.
Протоиерей Александр Шаргунов
14 октября 2014 года
Добавить комментарий