Возвращение в рай

Слово в Неделю воспоминания Адамова изгнания

Мы начинаем завтра Великий пост, это главное время нашего покаяния. Богослужение сегодняшнего дня приглашает нас принять этот пост как наше возвращение в рай, ничуть не меньше!

Рай это не место, это присутствие Бога с нами. Речь идет о возвращении — в этом и заключается покаяние — возвращении к нашему Отцу, к Тому, Кто в первом раю спросил нас: «Адам, где ты? Почему ты скрылся от лица Господа твоего?»

Обратим внимание в Евангелии на три момента. Первое слово Господа касается прощения. Возвратиться к Отцу, значит быть прощенным Им, и потому мы должны прежде всего возвратиться к Его детям, к нашим братьям и сестрам. Это наше первое покаяние. Если мы не любим тех, кого видим, как можем мы любить Отца, Которого не видим? Прощение — в сердце нашего покаяния, и оно не состоит только в словах или чувствах, оно — избыточествующий дар Самого Святого Духа. Дух истинного общения совершает наше примирение. Вот чего мы должны желать. «Да приидет Царствие Твое», — молимся мы. Да приидет Дух истинного общения! Его прощение становится нашим состраданием к нашим братьям и сестрам, пребывающим, как и мы, в грехе и смерти. Что значит «да приидет»? Это значит умолять Господа о нашем брате или сестре, с которыми мы находимся в трудных отношениях. Когда мы молимся так о наших братьях и сестрах, Дух Святой может придти к нам грешным. Семьдесят раз по семь в день должны мы прощать, чтобы быть прощеными (Мф. 18, 22).

Второе слово Господа в этом Евангелии касается поста. Мы не должны брать на себя воображательные подвиги. Пусть каждый в меру своих сил исполняет установленное Церковью, соединяя это с терпеливым несением поста, связанного с трудностями и лишениями сегодняшней жизни. Различные виды поста невольно предлагает нам жизнь. Как должны мы проходить их? Будем испрашивать у Духа Святого, Которым мы запечатлены, проходить их в сострадании тем, кто подобно нам страдает, чтобы научиться не одними словами, а делом участвовать в их нужде. Таким образом пост произрастит плод любви, без которого он будет лишь пародией на служение Богу.

В любом случае речь идет о том, чтобы поститься от нашего «я», от этого нашего гипертрофированного «я». От этой его патологической тучности должны мы исцелиться. Господь заповедует нам поститься «втайне» — там, где мы с нашим Небесным Отцом. Мы научаемся от Христа поститься, ибо у поста — Божественный корень. Отец, Сын и Святой Дух живут только друг для друга. Никто не живет для себя. Три Ипостаси Пресвятой Троицы открыты друг другу. Вот почему их общение — единство любви, превосходящее все, что мы можем постигнуть. И этим единством общения мы должны жить. Будем просить «в тайне сердца», чтобы дано нам было научиться этому таинственному посту от Господа, Который дает жизнь нам и другим.

Наконец Господь говорит нам о небе, то есть о Самом Боге. Он говорит об этом как о сокровище. Где сокровище наше, там и сердце наше. Мы должны очищаться, освобождаться от себялюбия, сосредоточенности на себе на глубине сердца. Ибо наше «я», смертное и приводящее к смерти, старается всегда обладать. Оно влекомо внешними предметами до такой степени, что начинает воспринимать живые личности, как внешние предметы.

Покаяние сердца, истинная жизнь с Богом Отцом заключается в том, чтобы освободиться от духа обладания. Да, мы осуждены на то, чтобы иметь — иначе мы не можем существовать. Но речь идет не о том, чтобы не иметь, а о том, чтобы не поддаваться духу обладания. Обладание нашей собственной значимостью (отсюда наше бесконечное самооправдание), нашими добродетелями (какое инфантильное снижение ценностей воображать, что ты добродетелен) и верх нашего духа обладания — быть привязанным к нашему собственному убожеству, к нашему греху!

От этого мы должны освобождаться. Возвратиться к Отцу во Христе Иисусе — значит стать незащищенным никакой видимостью перед Ним, стать такими, какие мы есть! И в этом — открытость встречи. Как только мы освободимся от себя, Он станет нашим сокровищем. И мы воззовем к Нему: «Отче наш». Такой пост очищает наше сердце.

Единственный смысл поста — в том, чтобы родилась в нас любовь к Богу Отцу. Чем больше мы едины со Христом, тем больше любовь в нас к Отцу. Если Бог станет сокровищем, которое мы ищем, все остальное нам приложится. Все будет благодатью в нашей новой жизни, и это будет рай, который дается нам сегодня!

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.