Слово в день убиения Великого князя Сергея Александровича

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня день убиения Великого князя Сергея Александровича, супруга преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Феодоровны, и мы молились за Литургией о его упокоении.

Великий князь Сергей Александрович — один из первых новомучеников российских, еще не прославленный. Это был человек, исполненный благочестия и заботы об Отечестве, поэтому у него было так много ненавистников и врагов. Его жизнь, как и жизнь святых Царственных мучеников и Великой княгини Елизаветы, была окружена ненавистью, враждой и клеветой. Как говорит сегодня апостол Иоанн Богослов, «не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3, 13), потому что прежде он возненавидел Того, Кто является вашим Учителем и Господом.

Мир, лежащий во зле, является местом, где зло раскрывается во всей полноте, поэтому все, что мешает ему на пути возрастания, зло хочет уничтожить. В этом всегда тайна мученичества. В этом тайна любви, к которой призывает нас Господь и о которой говорит нам святой апостол Иоанн Богослов. Главное проявление этой любви мы слышали в сегодняшнем Евангелии, где говорилось о Тайной Вечери, о предательстве Спасителя, об отвержении Его миром, о поругании и предании Его крестной смерти. Это путь, которым проходит всякий, кто хочет быть учеником Христовым, и это есть путь любви к Богу и к людям, не знающим Бога. Апостол Иоанн Богослов говорит, что любовь — это жизнь, а отсутствие любви — это смерть. Неизбежное раскрытие этого происходит, рано или поздно, до конца. «Мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…» (1 Ин. 3, 14). Тот, кто любит, уже перешел от смерти к жизни, и весь наш земной путь должен быть пасхальным крестным путем перехода от смерти к жизни.

Жизнь дается нам, как возможность научиться любви. Единственный смысл, для чего нам дана жизнь, только этот, потому что все остальное есть распад и смерть, и тьма. «Кто любит брата своего, — говорит нам сегодня апостол Иоанн Богослов, — тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1 Ин. 2, 1011). Он не знает, куда идет и зачем живет, и что значит эта жизнь. Она может в любое мгновение оборваться, и над человеком, который призван Богом жить в свете любви, совершится торжество тьмы.

Эти испытания любви проходили новые мученики российские и святые Царственные мученики. Мы помним последние слова Государя, которые он сказал через свою дочь, Великую княжну Ольгу Николаевну: «Передайте всем, кто любит меня, всем, для кого слово мое имеет значение, что зло, которое в мире, будет возрастать… — что мы и наблюдаем. Эти слова Царь-мученик говорил, когда была, казалось бы, вершина беззакония, и реки крови уже лились. — …Зло будет возрастать, но не зло победит, а любовь!».

Мы знаем, что такой любви, какая была у мучеников, сподобляются немногие избранные, но каждый из нас, оттого что он христианин, Христов, должен идти только этим путем — путем жизни, путем света, путем любви, путем правды, высшее проявление которой есть любовь. И любовь наша должна возрастать подобно тому, как в заповедях блаженства подвиг мученичества, отвержения, поругания, клеветы, которые окружают христианина и весь мир, — является уже высшей ступенью.

Так и на нашем христианском пути мы должны возрастать в любви, помня о том, что не бывает такого дня, когда бы мы не имели возможности ее проявить. И Крест Христов, который является основанием этой любви, всегда присутствует в нашей жизни. Апостол Иоанн Богослов предупреждает, что никакие, самые замечательные слова о любви не могут заменить саму любовь. Любовь должна исполняться всею жизнью христианина в нашем повседневном противостоянии злу мира: противостоянии злу в нас самих и в окружающем нас мире ради спасения наших ближних. Это есть любовь ко Христу и любовь к ближним. Апостол Иоанн Богослов дает нам единственный критерий, единственный признак, по которому можно судить свою жизнь: идем мы этим путем или нет. Он говорит: «Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего…» (1 Ин. 3, 20). Здесь, во-первых, он ставит нас перед тайной Суда, каждодневного и последнего Суда, на котором и совесть наша будет судить нас. Но насколько больше будет судить Господь!

Мы знаем, как может совесть судить человека, у которого она не сожжена; знаем, что она может создать ему ад уже здесь, на земле. Она может замучить его до смерти. Человек настолько человек, насколько он чуток к требованиям своей совести. Он до тех пор человек, пока не отказывается от жизни по совести и стыду.

Господь знает больше, чем совесть и стыд, которые обличают нас. И когда мы, обличаемые своей совестью, находимся уже в аду стыда, то понимаем, что нет нам никакого оправдания. Но зная, что Господь видит больше, чем глубины нашего сердца, мы не должны приходить в отчаяние. Господь действительно знает все глубины нашего сердца, Он знает нашу печаль, наше терзание в совершенных нами грехах. Он знает нашу ненависть ко греху, видит наше желание избавиться от него и знает наше бессилие в том, чтобы преодолеть его собственными силами. Господь всегда видит глубину нашего сердца, поэтому Он трижды спрашивает апостола Петра, когда восстанавливает его в апостольском достоинстве: «Любишь ли Меня?» — хотя все, что совершил Петр, свидетельствует против него, и совесть обличает его, что он — предатель. Но Господу открыто больше.

Дай нам Господь помнить, что в нашем покаянии всегда должна быть надежда на Бога, видящего глубины нашего сердца. И потому, да будут не только уста наши, не только сердце, но вся жизнь, как призывает апостол Иоанн Богослов, исполнена этого дерзновения: «Господи! Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя». Эти слова были написаны у Великой княгини Елизаветы Феодоровны (святой вдовы мученика Великого князя Сергея Александровича) в Марфо-Мариинской обители.

И дай нам Бог этим светом Христовой любви, открывающимся для спасения пред лицем всех людей, начать, по дару любви Божией и по нашему ответу на эту любовь, просвещаться до конца, до встречи с Господом в любви, которую Он уготовал нам. Аминь.

Божественная Литургия 17 февраля 1998 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.