Утреня Великой Субботы
О, дивное чудо! Вдохнувший дыхание жизни в Адама, положен во гроб мертвый и бездыханный. Осудивший человека возвратиться в землю вменяется среди тех, кто томится в земле. Христос — среди мертвых. Христос — во гробе новом. Христос — во аде.
Схождение во ад — новое явление любви Господа к Своему Отцу и к роду человеческому. Даже умерев, Сын Божий продолжает исполнять Свое служение нашего спасения — среди смерти.
Тело Господа связано, по ветхозаветному обычаю, пеленами. Он лишен всякой возможности движения. Не только смерть связует Его, но и пелены. Никому, разумеется, и в голову не приходит, что мертвое тело начнет двигаться. После смерти на Кресте оно стало неподвижным, и теперь связующие Его как бы утверждают эту смерть. Они не думают о духе Господа, который сильнее Его тела и имеет силу разорвать любые узы. Даже если бы ангелы помогли Ему избавиться от них, это не имело бы значения, потому что Он имеет власть над ними. Господь связан нашими грехами. Но когда Он воскреснет, Он разорвет наши грехи. Наши грехи еще раз связуют Господа телесно и показывают, что мы виновны в Его смерти. Наша бездна греховная раскрывается не только Крестом Христовым, но и Его погребением. Но мы не можем связать душу Господа. Она сама связана любовью Отчей и Его любовью к Отцу и ко всем нам. Последнее, что могут сделать люди по отношению к Богу по эту сторону смерти, — связать Его еще раз.
Но Господь сходит во ад. Сокрушаются медные врата смерти, открываются врата вечности, и ад трепещет. Ибо Тот, Кто свободен от греха, является среди мертвых. Тот, Кто освободил Лазаря от уз, связан пеленами. Ныне Царь славы сходит в преисподнюю — Тот, Кто сошел к нам с небес и прошел как солнце по всем дорогам жизни. «Ныне, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Отроча, Которое родися нам и дадеся нам, сходит в нору аспида, чтобы задушить и убить его, и превратить в ничто его силу и гордыню». Ныне преисподняя становится небом, ад наполняется светом. Мрак, которого все боялись, бежит, и слепые обретают зрение. Ибо восходящее Солнце, Свет свыше, является всем, во тьме и сени смертной седящим.
И оттого что Господь сходит во ад, скоро будет дана ученикам Господа власть вязать и решить — тем, что Он принесет миру, когда будет решительно развязан. После этого великого избавления не будет больше других уз, кроме тех, которые связывают нас с Ним, дарующим вечную свободу от власти греха и смерти. Узы Великой Субботы уже возвещают об избавлении, но те, кто связует Его, еще не знают об этом. Безысходное горе перед гробом каждого человека и уходящего в смерть всего рода человеческого бывает только потому, что люди не знают о все победившей любви «во ад Сошедшего и с Собою вся Воскресившего».
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий