Свет разума
Слово на Рождество Христово
Снова, по милости Божией, предстоим мы перед Вифлеемскими яслями, снова дается пережить нам радость Рождества Христова. Есть радость Пасхи, опьяняющая вином вечной жизни. Радость Рождества другая — тихая радость. Всякий, кто приобщается радости этого праздника, заново узнает чудо, изумление волхвов и пастухов перед тем, что они пережили. «И, восшедши в дом, волхвы увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).
Кто же эти волхвы? Это мы. Как и они, мы пришли издалека. Как и они, мы полагали себя очень знающими, но на деле наше знание было совершенно пустое. Можно иметь много дипломов в разных областях человеческих знаний, но рядом с величайшим знанием, которое обретается верою, все наши знания, как бы ни были они велики, — ничто. Потому что это величайшее знание — вера — совершенно иного порядка.
А кто такие пастухи? Это опять же мы. Потому что мы — нищие пред Богом, духовно нищие. Однако мы, волхвы и пастухи, ожидаем Того, Кто должен придти. Он все в человеческой жизни приведет к совершенству, исполнит самые глубокие чаяния наших сердец, даст ответ на все наши вопрошания. Мы все ожидаем Мессию Христа. И вот знамение, указующее, где мы можем встретить Его — звезда, горящая тихим светом в наших сердцах. Ради нас она остановилась над нашим храмом сейчас, когда мы совершаем богослужение. Как волхвы, мы исполнены радости и говорим: это знамение великого Царя, идем искать Его! У нас нет никакого иного путеводителя, никакого иного света, кроме того, что сияет в нас. И мы будем идти, не обращая внимания на всех иродов — сегодняшних и вчерашних, — ищущих умертвить Бога. Нам надо поклониться Тому, Кого Церковь называет Царем царей. Мы исполнены решимости принести Ему золото нашей любви, ладан наших молитв и смирну наших ежедневных скорбей. Пусть ведет нас эта звезда, знамение надежды, вслед за волхвами. Надежда не ошибается, потому что она уповает на Бога. Она — путь нашей жизни.
Да будет дано нам еще раз узнать этого Младенца, Который несет свет миру вместе с Пречистой Его Матерью. Да дарует нам Господь хотя бы на несколько мгновений вновь обрести тот чистый взгляд, которому когда-то впервые открылась тайна Вифлеемских яслей. Чтобы глазами этого Младенца мы могли увидеть глубины нашего спасения, нашей жизни и смерти. Его жизни и Его смерти.
Да воссияет и нам, грешным, свет Его присносущный, чтобы мы научились благодатно отличать истину от всех сатанинских лжеучений. Мы можем обрести ее только в непосредственном видении Христа — в противоположность тому, чему учили докеты — еретики, утверждавшие, что Слово Божие стало только по видимости человеческой плотью. Бог являет Себя — Он может быть видим нашими телесными глазами. И к Нему можно прикоснуться руками. Бог не просто действует в мире. Он вошел в плоть истории. Он не просто Тот, Кто осуществляет Промысл, Кто — над историей, Он — в ней. Он принял в ней Свою человеческую судьбу.
И Воплощение не есть изменение Божества, но Его видимое раскрытие. Человечество Христа — явление Бога. Бог сокрытый показывает Себя богоявленно во Христе Иисусе. Это не тот, кого Бог усыновил и назвал сыном Божиим, как думал Арий — другой еретик. Христос — не кажущийся человек, и Воплощение не есть одежда, которую Христос снимет с Себя, взойдя на небо, как мы снимаем с себя верхнюю одежду, приходя домой. Нет, Воплощение — то, чем становится Бог. И это не есть смешение Божественного и человеческого в одном естестве, как думали монофизиты, еще одни еретики. Два естества — неслитно и нераздельно в единой личности Слова. Это непостижимое состояние Бога, в котором Он остается Самим Собой. Как может такое быть? Это неисследимая тайна, перед которой мы — волхвы и пастухи — не можем не поклониться.
То, что Бог явился во плоти, — существенно для встречи Бога и человека. В Его теле совершается дело искупления. В Нем и через Него — сияет свет Божественной красоты. Отныне Бог не существует без человека, ибо Он сделал Своим человеческое существование. И «Я» Христа становится местом откровения Пресвятой Троицы. «Так возлюбил Бог мир, что дал Сына Своего Единородного». Бог приносит Себя в дар. Более того, Он восприемлет человека в Самом Себе. В этом праздник Рождества — принятие в Боге человечества. Выражаясь по-человечески, Бог возрастает в этом даре. Как если бы Он стал еще более Богом, благодаря этому дару. Оттого что Его любовь является нам в полноте. Чудо Рождества — в том, что через человечество проходит Божественный свет. И Церковь молит сегодня Господа о даре света. Потому что истина входит в нашу жизнь только вместе с этим светом разума.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий