Торжество Православия
Праздник Торжества Православия — это воистину Торжество нашей Церкви, как Пасха, предвкушение Пасхи, к которой мы будем идти в оставшиеся недели. Наш путь — от Креста к Воскресению Христову. Праздник Торжества Православия связан с победой над иконоборческой ересью, с утверждением иконопочитания. Наше целование икон во время пения «Тебе Бога хвалим» означает именно то, что этот догмат является печатью всех остальных догматов, выражением тайны Боговоплощения, вочеловечения Бога Слова. Он стал человеком, Его Божественный образ воссиял в человечестве, и благодаря этому мы можем восстановить свой образ, падший страстьми. Именно это совершили все святые, и мы целованием, как заповедует Господь, как пишет об этом апостол Павел, приветствуем святых и друг друга, только бы это было именно тем целованием любви, которому Господь научил Своих учеников, а не лобзанием Иудиным.
Церковь говорит сегодня о любви и одновременно предельно строго и грозно обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие, неверие и нечестие, потому что все это закрывает образ Божий в каждом человеке, и это то, что не дает нам достигнуть Христовой любви. По древнему обычаю в этот день совершается анафематствование всех ересей, лжеучений, заблуждений, каждое из которых — духовная смерть для человека, лишение его вечной жизни. И особенным образом Церковь анафематствует в этот день всех не почитающих и хулящих святые иконы.
Как-то подошел ко мне один светский журналист и спросил по поводу событий, связанных с кощунственной выставкой в центре им. Сахарова (мы знаем, что подобные кощунства до сегодняшнего дня со все большей наглостью повторяются): «Вы же говорите, что Бог поругаем не бывает, — сказал репортер. — Чего же Вы волнуетесь тогда? Что случилось?» «Да, — сказал я, — действительно Бог поругаем не бывает, потому что Он — в свете неприступном. Потому что Он всемогущий, всемудрый, всем владеющий Господь, и никто не может посягнуть на Его святость. Порой происходит такое безумие, но оно обращается на головы тех, кто совершает его».
Бог поругаем не бывает, но Бог стал человеком, и Он принял поругание — заушение, оплевание и мучительную, позорную смерть. Он был распят рядом с разбойниками. Он принял это поругание, чтобы избавить весь род человеческий и каждого из нас от поругания греха и смерти, которых не избежать никому, если не научатся они поклонению Христу, Его Кресту и всем Его святыням. Бог поругаем не бывает. И сейчас враг рода человеческого, видя, что он ничего уже не может сделать Христу воскресшему, пребывающему в вечной своей славе, всю ненависть свою обращает на тех, кто Христов, на тех, кто в Церкви Его, кто дорожит Его святынями. Потому было такое жесточайшее гонение на почитающих святые иконы — последнее из всех гонений в истории Церкви. И потому с такой ненавистью взрывались православные храмы и осквернялись иконы во времена недавних гонений. Ненависть сатаны через слуг его была направлена на Самого Христа Бога, на Его святых, через эти святыни.
Велика тайна иконопочитания. Когда в древности один из воинов-иконоборцев копьем ударил по пречистому лику Божией Матери, на иконе выступила кровь. И сегодня можно видеть, как на иконах выступают кровь и слезы, и источается благоуханное миро. Это напоминание нам о том, что близок Господь, что Он участвует в страданиях Своей Церкви, что Он утешает Свою Церковь благодатью и укрепляет Ее.
Церковь сегодня возносит сугубые похвалы всем воинствующим за Православие и за его святыни. И каждый из нас призывается быть воином Христовым, как наречены мы во святом крещении. Если ты христианин, если ты не напрасно носишь на себе крестик, то ты участвуешь в этой войне на стороне Христовой и понимаешь, что значит эта война. Любая ересь есть духовная смерть для многих — чем беспрепятственнее распространяется она в мире, тем больше людей погибает. И Церковь обличает все эти лжеучения, потому что Она имеет любовь к каждому человеку — как Спаситель наш, пришедший ради каждого человека принять поругание и Крестное Страдание на земле. Торжество Православия — торжество истины и любви, чтобы в каждом человеке раскрылся чистый образ Божий.
Сегодня идет война уже не только против Бога, а против человека — чтобы люди не просто физически вымирали, а чтобы человек перестал быть человеком, утратил в себе образ Божий. Когда священник принимает таинство исповеди, он читает заключительную молитву: «И подаждь ему образ покаяния, примири и соедини его Святей, Соборней и Апостольской Церкви». Через образ покаяния восстанавливается в нас образ Божий и через воинствование за истину Христову. И всякая тьма врачуется, когда мы предстоим перед этим Божественным светом, принося сокрушение о наших грехах и обещая Господу с решимостью следовать Его святой правде. Это путь Великого поста и всей нашей жизни.
И когда на этом пути открывается нам свет Христов, то есть когда мы делаемся способными увидеть лик Божий, а значит и лицо другого человека — не только святых, но и тех, которые еще не стали святыми, и которые, может быть, не станут ими, но имеют для этого возможность, — тогда человек исполняется благодарности и любви ко Господу. И он не может удержать в себе эту любовь, потому что свойство любви в том, чтобы она охватывала всех. И нет воли Божией, как говорит сегодня Господь, чтобы погиб хотя бы один человек. Господь ищет спасения всех, и тот, кому открывается благодать, невольно уподобляется Господу. Православие — это когда от этого света, как от свечи, зажигается другая свеча и множество благодатных свечей, которые мы должны передать другим.
Мы спасаемся только истиной, только в Церкви, которая есть столп и утверждение истины. Подменить истину ложью, значит лишить вечной жизни миллионы и миллиарды людей, предать их вечному осуждению вместе с диаволом. Ибо от отца лжи исходит всякое ложное учение о Господе. В день Торжества Православия Церковь напоминает нам, что наше исповедание истины должно быть нелицемерным. По мере наших сил, но изо всех сил, мы должны устремляться жить согласно этому исповеданию. Несмотря на наши естественные немощи и неизбежные поражения, обретать путь подлинного покаяния. Оно возможно только перед истиной — перед светом, в котором нет никакой тьмы.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий