Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества" Главная страница - Образование в России - Прогноз непогоды - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика- В фокусе семья - Искусство - Общество - Богословие - Экономика - Политика |
Гельман Марат Александрович: 1960 - родился в Кишиневе, в детстве танцевал в молдавском фольклорном ансамбле "Жок"1977-1983 - учится в Московском институте связи, одновременно работает машинистом и рабочим сцены во МХАТе, "Современнике" и театре им. Маяковского1987 - "От скуки" устраивает в Кишиневе свою первую выставку: "Хотелось, чтобы в Кишиневе была интересная жизнь"1990 - во Дворце молодежи в Москве проводит выставку "Вавилон". В октябре на первой ярмарке "АРТ-Миф" проходит презентация Галереи Гельмана1991 - Галерея М. Гельмана работает под эгидой Центра современного искусства (ЦСИ) на Якиманке. Гельман - член редколлегии "Газеты ЦСИ", декан Школы арт-менеджеров ЦСИ1993 - с этого года Галерея М. Гельмана постоянно называется лучшей галереей Москвы и занимает первые места в рейтингах СМИ1995 - Галерея переезжает в новое помещение на Малой Полянке. Выставка "К 5-летию Галереи Гельмана" в Доме Художника на Кузнецком мосту. Совместно с Глебом Павловским создает Фонд эффективной политики (ФЭП). Один из издателей журнала "Среда", посвященного СМИ1996 - Галерея М. Гельмана представляет Россию на первой ярмарке "АРТ-Форум" в Берлине1997 - Гельман и художники его галереи выигрывают конкурс и получают заказ на оформление внутреннего пространства Гостиного двора. ФЭП получает заказ на дизайнерское решение телеканала РТР. Совместно с Г. Павловским начинает издавать журнал "Пушкин" |
Марат Гельман Сын хапка.
Писк современности
|
Все хорошо у Марата Александровича Гельмана. Звездной карьере кишиневского Растиньяка можно только завидовать. Он владеет одной из самых модных галерей Москвы, на дружеской ноге с политиками, мэрами, шоуменами и прочими знаменитостями. Его имя постоянно оказывается в первых графах рейтингов. Гельман - неизлечимый оптимист, живущий по принципу "если есть проблема, то с ней надо разобраться".
Одна беда: вечно сомнительная репутация. С Гельманом многие не хотят иметь дела. До сих пор его тычут носом в молдавское происхождение и рассуждают о "неподражаемой уверенности безнадежного провинциала". Говорят, что он не соблюдает партнерскую этику и слишком эгоистичен. А самое главное - столичные эстеты любят поговорить о том, что деятельность Гельмана становится все более политизированной, скандальной и даже морально нечистоплотной. Но Марат прежде всего радетель за интересы современного искусства, к которому привязан до маниакальности (даже в собственной квартире он окружен работами художников своей галереи). Его процветанию Гельман немало способствует, не забывая о художниках даже во время своих "хождений во власть". Другое дело, что современное искусство оказалось удобной площадкой для удовлетворения личных амбиций.
Роман Марата Гельмана с искусством начинался как сюжет из дешевой книжки с фрейдистским привкусом: он с детства хотел быть художником, а мама не разрешала. У художников, говорила мама, вечно грязные руки. Художником Гельман так и не стал. Но соблазн испачкать руки остался навсегда.
Первый раз Гельман испачкал их в искусстве - подрабатывая в студенческие годы в московских театрах машинистом сцены (театр был выбран явно не без влияния отца, видного советского драматурга, автора нашумевшей в свое время пьесы "Заседание парткома"). Сам Гельман вспоминает, что, став рабочим сцены, попал в элитарную среду - все его коллеги были в душе художниками и поэтами. Общение с художниками в душе позже привело к желанию познакомиться с художниками по профессии. В начале перестройки, время от времени приезжая в Москву из Кишинева, он стал появляться на "Малой Грузинке" и ходить по мастерским. В 1987 году Гельман решил насадить в родном Кишиневе прекрасное, доброе, вечное: не имея опыта, знаний, навыков, он устроил выставку московских художников, которой, впрочем, теперь стыдится - большинство ее участников оказались твердолобыми МОСХовцами (однако семь из выставленных на ней работ купили молдавские музеи, а сам Гельман на комиссионные приобрел первую картину в свою коллекцию).
Про неофициальное же (читай - настоящее) искусство Гельман узнал в общем-то случайно. В 1988 году, методично обходя мастерские, он появился в Фурманном переулке - знаменитом обиталище независимых художников конца 80-х. Про "Фурманку" - согласно весьма симптоматичной легенде, ходящей в арт-кругах, - Марат услышал, познакомившись в поезде с одним из ее обитателей. Для них имя "Гельман" тогда еще ничего не значило. По воспоминаниям художников, к ним пришел непонятный человек, безвкусно одетый, в аляповатом красном галстуке, с хамоватыми манерами - уже слегка испорченные иностранной славой "фурманцы" отнеслись к нему с усмешкой. Местным "интеллектуалам" он начал предлагать подрамники. Работы "салонных" живописцев (вместе с картинами любимых молдавских и украинских художников) стал продавать. Вскоре с торговли картин перешел на торговлю мастерскими, предлагая их все тем же молдаванам. За что решением общественного суда был с позором изгнан из Фурманного сообщества. Хотя действовал из лучших побуждений.
Не найдя понимания у москвичей и помня свое "южнорусское" происхождение, Гельман решился на радикальный шаг: вывести на столичную художественную сцену предмет своей первой любви и заставить с ним считаться. В 1990 году он организовал во Дворце молодежи выставку украинских художников под названием "Вавилон" (процентов 70 работ происходили из коллекции Гельмана).
После этой выставки столичное художественное сообщество вдруг заговорило с провинциальным дилетантом как с равным. Более того, позволило Гельману стать председателем оргкомитета художественной ярмарки АРТ-МИФ в Манеже, впервые познакомившей широкого зрителя с современным искусством. Именно там и появилась Guelman gallery (зарегистрированная вовсе не в Москве, а в Таллине), ныне известная как "Галерея М. Гельмана" и считающаяся старейшей галереей Москвы, несмотря на то, что до Гельмана уже была открыта, например, "Первая галерея". Критики говорят, что формула "галерист - Гельман" стала такой же устойчивой, как "поэт - Пушкин" или "фрукт - яблоко".
Вынося свое имя в название галереи (впервые в истории новейшего русского искусства), Гельман, по его собственным словам, хотел показать личную ответственность галериста перед художником. Хотя, возможно, не меньшую роль здесь сыграл пафос Бобчинского - сообщить городу и миру, что есть такой Марат Александрович Гельман, Перефразируя Станиславского, он любит себя в искусстве не меньше, чем искусство в себе.
Темпераментному Марату очень скоро наскучило быть просто галеристом, работающим с "южнорусской" живописью. Тем более что в начале 90-х интерес к современному искусству начал постепенно спадать. Тогда он придумал несколько провокационных проектов, главной задачей которых было столкнуть лбами художников и социум. Сюжеты его тогдашних выставок были более чем примитивны и даже, по собственным словам Гельмана, "высосаны из пальца" или, точнее, с первых полос газет. Что видно уже по их названиям: "Конверсия", "Я люблю Горби". Желание будоражить и провоцировать публику заставило Гельмана "изменить" южным живописцам и пригласить в галерею московских радикалов Анатолия Осмоловского, Олега Кулика и Александра Бренера ("раскрутка" последнего - личная заслуга Гельмана).
Тогдашнюю свою стратегию Гельман пышно именовал "эстетикой участия", позаимствовав этот термин из статей американского критика Сьюзи Гэблик. (Речь шла о необходимости обращения искусства к самым животрепещущим вопросам.)
Этот простой ход блестяще сработал. О Марате заговорили, в ЦДХ на "Конверсию" выстраивались очереди, о галерее стали писать самые массовые периодические издания, смирившись - благодаря Гельману - с существованием современного искусства. Гельман успешно манипулировал и прессой, предлагая ей "горячий" и желанный товар, и художниками, подверстывая их работы под свои скандальные концепции. Чтобы все это придумать и успешно провернуть, нужно было самому иметь талант настоящего художника.
Без сомнения, искусство Гельмана - искусство социальное. Подпитываясь от социума, он вводит в "безопасное" маленькое эстетическое пространство логику "опасного" большого политического пространства. Его художественный талант проявляется не только в устройстве галерейных выставок, но и в самых разных областях. Видимо, ощущая себя демиургом, Гельман артистически свободно, порой даже развязно, работает с любым материалом.
Например, в 1995 году он решился поделить и художественное, и политическое сообщество на "чистых" и "нечистых", в результате чего возникла идея двух списков национальной элиты. В один, скандально известный "Список Гельмана", официально именуемый "Проектом организации рынка современного искусства", вошли 30 художников, по мнению Гельмана, единственно достойных финансовой поддержки, а также внимания музеев, галерей и масс-медиа. Художественное сообщество приняло в штыки гельмановский проект, а предполагавшаяся публикация "Списка" в газете "Коммepcaнтъ-Daily" стала причиной внутриредакционной склоки.
Второй, так и не составленный список, был более глобален по замыслу: в него должна была войти тысяча "праведников" - наиболее влиятельных политиков страны. Все они получили бы "в награду" изданный Маратом Гельманом и Глебом Павловским трехтомный сборник статей о судьбах России под названием "Иное". Участие в этом проекте объясняется тем, что Гельману жизненно необходимо присутствовать в "актуальных зонах бытия". Но в этих зонах он ощущает себя больше художником, чем политиком. Даже говорит, что политика его "никогда не интересовала". Впрочем, кажется, лукавит.
Конечно, видным партийным или государственным функционером Гельман (пока? ) не стал, но все последние годы его распирает от желания говорить с Властью на равных и даже попытаться подмять ее под себя. Если раньше для рекламы самого себя и "своего" искусства он провоцировал публику и масс-медиа, то теперь объектами его прямых провокаций, закамуфлированных под арт-проекты, стали власть имущие.
Начал Гельман с того, что лежало ближе к основной сфере его деятельности, - с Министерства культуры. В момент кипения страстей вокруг судьбы перемещенных ценностей, он в своей галерее открыл выставку "Реституция", на которой показал две картины - "Мадонну" Кранаха и "Дорогу в Арле" Ван Гога. Картины были якобы вывезены из Германии в 1944 году одним новороссийским коллекционером, наследники которого решили продать не нужные им работы. К Гельману за помощью они обратились оттого, что "не хотели связываться с государственными организациями, так как доверие к ним давно подорвано" (гласил текст на стене галереи). Это воспринималось как объявление войны чиновникам Минкульта, тем более что на пресс-конференции сам Марат обвинил их в "нежелании считаться с профессиональной средой" и "порочности принципов работы" как со старым, так и с современным искусством.
Спустя несколько месяцев Гельман торжественно открыл карты: "Кранах" и "Ван Гог" вышли из-под кисти новороссийских художников Николая Вострикова и Сергея Подреза - по спецзаказу галереи. Конечно, к этой затее можно подойти эстетически и философски, рассуждая о соотношении оригинала и копии, реальности и "симулякра" и т. д. Однако же публицистика и галеристские амбиции в ней преобладали. С тех пор производство фальшаков и "ложь во спасение" оказались для Гельмана излюбленным ходом. Уже в том же, 1996 году он повторил его еще дважды: в проектах "Новые деньги" и "Компромат".
О "высокохудожественных" культуртрегерских банкнотах (с портретами русских писателей, художников, ученых, спортсменов) не писал только ленивый. Абстрактная идея совмещения духовного и материального, национального пантеона и "презренного металла" была воспринята столь серьезно и конкретно, что Министерству финансов даже пришлось выступить со специальным разъяснением: мол, новых денег не будет, а в услугах Гельмана и Парфенова никто не нуждается. Но Гельман не успокоился: адресатами его следующей художественной спекуляции были уже не просто Минкульт и Минфин, а "ведущие российские политики". Рекламная листовка галереи предлагала им надежные поставки компромата, образцы которого были предъявлены на выставке, так и называвшейся - "Компромат". Там заинтересованные лица могли ознакомиться с израильским паспортом Зюганова, документами из швейцарского банка со списками валютных счетов членов правительства, чемоданом с сардельками, обнаруженным под кроватью Гайдара, порнокалендарем с фотографиями знаменитых политиков, по очереди предающихся любовным утехам с одной из художниц галереи.
Но самой коммерчески успешной провокацией Гельмана оказалась история его "ненависти-любви" к Церетели. Сначала он подключился к кампании по "децеретелизации" Москвы, а вскоре (как всегда!) был признан СМИ ее лидером, приглашен в программу "Герой дня" на НТВ и даже добился разрешения на проведение референдума о судьбе памятника Петру. Однако затем почему-то вдруг отказался от продолжения борьбы и ввел Церетели в список художников своей галереи. Даже собирался организовать его выставку в ЦДХ (что трудно было расценить иначе, чем еще один специально устроенный скандал). На этом роман вроде бы иссяк, но Гельман успел в очередной раз подпортить себе репутацию: для московских радикалов он стал персоной нон-грата (в журнале Анатолия Осмоловского "Радек" даже появился призыв "Художники, не выставляйтесь у Гельмана! "). Правда, Марат не остался внакладе от своих "случайных связей" и получил законные "алименты": лучший друг Церетели Юрий Лужков заказал ему оформление внутреннего пространства Гостиного двора работами современных художников и выдал "подъемные" в размере 300 тыс. у.е.
В этой истории весь Гельман, со всеми его достоинствами и недостатками. Он готов обманывать, провоцировать, обольщать, с легкостью объявлять войну и с той же легкостью мириться, одновременно ругать власть и дружить с ней - для того, чтобы приблизить современное искусство к народу (а самого себя - к Власти). В конце концов Гельман по праву гордится тем, что мэр Юрий Лужков и главный архитектурный авторитет официальной Москвы Михаил Посохин впервые узнали об актуальных художниках именно от него. Да и будущие посетители магазинов Гостиного двора, хочешь не хочешь, а столкнутся со скульптурой Олега Кулика. Гельман чувствует ответственность за всю среду современного искусства и выступает от его имени, но вместе с тем считает, что, выражаясь его собственными словами, "есть только одна шкала признания - власть".
Заказ от мэрии на Гостиный двор - далеко не первый опыт сотрудничества Гельмана с реальными субъектами власти и государственными структурами. Правда, участие Госкомоборонпрома в выставке "Конверсия" было еще чисто символическим. А меркантильное общение Гельмана через Фонд эффективной политики (ФЭП) и фонд "Горожане" с предвыборными штабами генерала Лебедя и КРО (на парламентских выборах), Лужкова (на выборах мэра) и Ельцина (на президентских) ни к искусству, ни к "Галерее М. Гельмана" никакого отношения уже не имело. (Хотя Гельман, получая имидж-мейкерские заказы, и своим художникам давал подзаработать.) Просто Гельман начал поход во власть.
И хотя появление Гельмана на московской политической сцене слегка напоминает его первое появление на "Фурманке" (пока еще власть относится к нему с усмешкой), не стоит забывать, что на художественных подмостках он быстро стал суперзвездой. Делая карьеру, Марат использует всех, кто попадается на пути: не только художников (будь то радикал Кулик или академик Церетели), не только политиков (будь то "политолог" Павловский или любимец москвичей Лужков), но и наше и не наше "все": Пушкина и Спилберга. "Солнце русской поэзии" освещает последний проект Марата - окололитературный журнал "Пушкин". А отец "Индианы Джонса", как Марат недавно узнал, и вовсе оказался его родственником, правда, дальним. Тем не менее Гельман уже честно рассказал об этом всем знакомым и незнакомым. Надо думать, следующий фильм Спилберга будет называться "Список Гельмана".
Впрочем, Марат Александрович пока пытается быть верным принципам современного искусства. Ведь не зря два года назад он проколол ухо и вставил серьгу - только потому, что его вдруг начали называть на "вы" и обращаться по имени-отчеству, Гельман пока еще больше художник, чем политик.
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"