Как может человек снова родиться
Слово о Богоявленской воде в Навечерие Крещения Господня
«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема. Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку грех ради наших, Человеколюбче».
Как Моисей, прообразуя Христа, разделил воды Чермного моря, ударив жезлом как крестом, и после перехода народом «яко по суху» вернул воды, поглотившие фараона и воинство его, в их прежнее состояние, так при схождении Господа в воды Иордана, они не могли вынести огонь Его Божества и, согласно Пророку, «возвратились вспять» (Пс. 113, 3). Иными словами, были восстановлены уставы естества, разрушенного падением Адама. Воды — носители смерти и тления, вместилища нечистых духов — стали носителями света и очистителями грехов, при схождении в них Солнца правды. Об этой крестной тайне пророчествовали и горькие воды Мерры, ставшие сладкими от куска дерева, брошенного в них Моисеем. Возводя с Собой человечество, сидящее в сени смертной, к познанию света Святой Троицы, Господь преображает ныне и законы чувственного мира. Как возвещали пророки, восстановленная и пронизанная светом Христовым вода становится причастной спасению и радости человечества. Вся природа участвует в этом празднике, ибо из воды составлен мир.
В праздник Крещения Господня мы предстоим перед тайной жизни и смерти. Как непостижимо таинственно наше новое рождение от воды и Духа, так таинственна эта Богоявленская вода! Мы помним в Евангелии вопрос праведного Никодима: «Как может человек снова родиться?» Послушаем, что отвечает ему не Христос, а святой Иоанн Златоуст: «Как естество огня действует, отделяя золото от примесей, так крещение преображает тех, кого оно омывает. Огонь Духа Святого, сходящего на нас, сжигает «тело земное» и возрождает «тело небесное» (1 Кор. 15, 40), совершенно новое, горящее нетленной жизнью».
А о крещенской воде святой Иоанн Златоуст так говорит: «Если кто-нибудь спросит меня: как может вода что-либо рождать, я отвечу ему вопросом: как могла земля что-либо произрастить? Как могло быть столь великое и столь многообразное зарождение от одного простого вещества земли? Откуда образовались кости, нервы, артерии, вены? Тот же Дух и вода, соединяясь, легко совершают эти чудеса, превосходящие наше разумение. Поэтому не спешите говорить, что вы не верите в то, что не видите. Вы не видите душу, и тем не менее не можете не признавать, что она существует отдельно от тела. То же следует сказать о новом рождении: да, сегодня нет нужды ни в матери, ни в родах, ни во сне, ни в браке, ни в объятиях. Дело нашего естества совершается на небесах и образуется от воды и Духа. Вода зачинает и рождает младенца. Что чрево матери для зародыша, то вода — для верующего. Он зачат и рождается водою. Требуется время, чтобы то, что зачато во чреве матери образовалось и завершилось. Но не так бывает с тем, что рождается в этой воде. Все образуется здесь в одно мгновение. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6).
Вновь становясь водою живою (Ин. 4, 10), купелью нового рождения, — вода, которую мы освящаем перед каждым крещением, в день праздника Богоявления, погружая в нее крест и призывая Духа Святого, обретает Божественную силу исцеления и очищения душ и тел наших. Освященная вода становится носительницей силы искупления, благодати Христовой, благословения Иорданова. Она — «источник нетления, освящения дар, грехов оставление, недугов исцеление, демонов попрание». Вот почему после окропления в храме мы пьем сегодня эту воду, наполняем ею сосуды и уносим с собой, чтобы окроплять ею наши дома и все предметы нашей обыденной жизни. Она может оставаться чудесно нетленной в течение месяцев и даже лет. Будем благоговейно хранить эту великую святыню вместе с пасхальным артосом на случай болезни, скорбей и искушений. С благодарной молитвенной памятью обо всем, что даровано нам Господом. Для того эта вода освящается Церковью, чтобы она могла быть употреблена во всех обстоятельствах для обновления и освящения мира. Она может превратить все дни христианина, живущего даром крещения, в непрестанное Богоявление, откровение света и славы Божией. Богатство нашего крещения неисчерпаемо, ибо оно будет питать вовеки нашу жизнь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий