Как может человек снова родиться

Слово о Богоявленской воде в Навечерие Крещения Господня

Богоявление«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, примите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа. Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема. Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку грех ради наших, Человеколюбче».

Как Моисей, прообразуя Христа, разделил воды Чермного моря, ударив жезлом как крестом, и после перехода народом «яко по суху» вернул воды, поглотившие фараона и воинство его, в их прежнее состояние, так при схождении Господа в воды Иордана, они не могли вынести огонь Его Божества и, согласно Пророку, «возвратились вспять» (Пс. 113, 3). Иными словами, были восстановлены уставы естества, разрушенного падением Адама. Воды — носители смерти и тления, вместилища нечистых духов — стали носителями света и очистителями грехов, при схождении в них Солнца правды. Об этой крестной тайне пророчествовали и горькие воды Мерры, ставшие сладкими от куска дерева, брошенного в них Моисеем. Возводя с Собой человечество, сидящее в сени смертной, к познанию света Святой Троицы, Господь преображает ныне и законы чувственного мира. Как возвещали пророки, восстановленная и пронизанная светом Христовым вода становится причастной спасению и радости человечества. Вся природа участвует в этом празднике, ибо из воды составлен мир.

В праздник Крещения Господня мы предстоим перед тайной жизни и смерти. Как непостижимо таинственно наше новое рождение от воды и Духа, так таинственна эта Богоявленская вода! Мы помним в Евангелии вопрос праведного Никодима: «Как может человек снова родиться?» Послушаем, что отвечает ему не Христос, а святой Иоанн Златоуст: «Как естество огня действует, отделяя золото от примесей, так крещение преображает тех, кого оно омывает. Огонь Духа Святого, сходящего на нас, сжигает «тело земное» и возрождает «тело небесное» (1 Кор. 15, 40), совершенно новое, горящее нетленной жизнью».

А о крещенской воде святой Иоанн Златоуст так говорит: «Если кто-нибудь спросит меня: как может вода что-либо рождать, я отвечу ему вопросом: как могла земля что-либо произрастить? Как могло быть столь великое и столь многообразное зарождение от одного простого вещества земли? Откуда образовались кости, нервы, артерии, вены? Тот же Дух и вода, соединяясь, легко совершают эти чудеса, превосходящие наше разумение. Поэтому не спешите говорить, что вы не верите в то, что не видите. Вы не видите душу, и тем не менее не можете не признавать, что она существует отдельно от тела. То же следует сказать о новом рождении: да, сегодня нет нужды ни в матери, ни в родах, ни во сне, ни в браке, ни в объятиях. Дело нашего естества совершается на небесах и образуется от воды и Духа. Вода зачинает и рождает младенца. Что чрево матери для зародыша, то вода — для верующего. Он зачат и рождается водою. Требуется время, чтобы то, что зачато во чреве матери образовалось и завершилось. Но не так бывает с тем, что рождается в этой воде. Все образуется здесь в одно мгновение. «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 6).

Вновь становясь водою живою (Ин. 4, 10), купелью нового рождения, — вода, которую мы освящаем перед каждым крещением, в день праздника Богоявления, погружая в нее крест и призывая Духа Святого, обретает Божественную силу исцеления и очищения душ и тел наших. Освященная вода становится носительницей силы искупления, благодати Христовой, благословения Иорданова. Она — «источник нетления, освящения дар, грехов оставление, недугов исцеление, демонов попрание». Вот почему после окропления в храме мы пьем сегодня эту воду, наполняем ею сосуды и уносим с собой, чтобы окроплять ею наши дома и все предметы нашей обыденной жизни. Она может оставаться чудесно нетленной в течение месяцев и даже лет. Будем благоговейно хранить эту великую святыню вместе с пасхальным артосом на случай болезни, скорбей и искушений. С благодарной молитвенной памятью обо всем, что даровано нам Господом. Для того эта вода освящается Церковью, чтобы она могла быть употреблена во всех обстоятельствах для обновления и освящения мира. Она может превратить все дни христианина, живущего даром крещения, в непрестанное Богоявление, откровение света и славы Божией. Богатство нашего крещения неисчерпаемо, ибо оно будет питать вовеки нашу жизнь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.