Носитель жизни и смерти

Слово в день памяти пророка Божия Илии

пророк Божий ИлияПророк Божий Илия — как огонь. Сила, которая была в нем, — от Бога, она вошла в этот мир, она творит историю. Эта сила ведет далеко: Иоанна Крестителя будут принимать за возвратившегося Илию, Самого Христа будут сравнивать с Илией.

Это было через сорок или пятьдесят лет после Ровоама, в царствование Ахава (874—853 до Р.Х.), сына основателя Самарии, знаменитой столицы Северного Царства. Ахав вступил в брак с Иезавелью из Сидона в Финикии (теперь Ливана), страны хананейской религии. Царица гнала и убивала пророков, отвергавших ее бога Ваала. Пророчество было тогда своего рода образом жизни — целые общины, живущие за пределами городов, состояли из пророков. Количество жертв, павших под ударами Иезавели, исчислялось сотнями.

Илия один остается в живых. И мы слышим его грозный голос, как он возвещает царю о засухе и голоде. А сам получает от Бога повеление скрыться в удалении — ворон будет приносить ему хлеб и мясо раз в день. Имя пророка: «Господь есть Бог» говорит само за себя. Его повеления — от Бога: убийственная засуха прекратится только по слову Илии. У вдовы из Сарепты Сидонской, умирающей со своим сыном, когда высыхает поток, он просит дать ему немного воды в кувшине, чтобы он мог утолить свою жажду (вспоминается Евангелие о самарянке у колодца Иакова). Вдова приходит с водой, но он не удовлетворен. Пусть она принесет ему лепешки из того, что сохранила для своей трапезы. «Не бойся, — говорит он, — вначале ты приготовишь лепешку для меня, потом для себя и для сына». Она повинуется, и с этого времени вода в кувшине и мука не оскудевают у нее в течение всего времени, пока длится голод. Речь идет здесь не только о чуде, речь идет о вере этой вдовы, которая отвечает на веру пророка. Бог сказал Илии, что после того как Он послал ему чудесного ворона, Он даст ему женщину, которая будет питать его, и эта женщина будет из Сидона, страны Иезавели. Можно сказать, что во всем, что происходит с Илией, слышен голос Бога. Пророк — лишь орудие Его. Бог зовет его к вере, с которой он может противостоять самой смерти.

Сын вдовы заболевает и умирает: дыхание оставляет его. Пророк трижды простирается над безжизненным отроком и призывает Бога. Дыхание возвращается к умершему, он оживает. Илия пришел, чтобы явить жизнь. «Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я предстою», — говорит он.

Смешны и нелепы усилия врагов победить его. Напуганный царь не знает, что предпринять. «Что значит армия, когда кони падают от голода», — восклицает он. Он ищет Илию повсюду. Внезапно Илия сам предстает перед царским посланцем: «Иди и скажи своему господину: вот, Илия здесь». «Дух унесет тебя неизвестно куда, — отвечает посланец. — Ты хочешь, чтобы царь прибыл сюда, и чтобы, не найдя тебя здесь, убил меня?» Илия все время то появляется, то исчезает, непредвиденный, неуловимый. Так таинственно это его постоянное пребывание в бегстве, в изгнании. Увидев его, царь говорит ему: «Ты ли это, смущающий Израиля?» Илия отвечает, что язва Израиля, те, кто смущают его, — царь и дом его отца. Илии надо было сразиться с Ваалом, богом Иезавели и Ханаана, в этой северной плодородной земле, где этому богу приписывали дар дождя. Во имя своего Бога Илия вступает в состязание с четыреста пятидесятью пророками Ваала, соблазняющими народ. Пусть, наконец, Израиль сделает выбор! Как нуждаемся мы сегодня в мужах силы и разума, которые имели бы власть взывать ко Господу в духе и силе Илии-пророка: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3 Цар. 18, 37).

Огонь с небес сходит на его жертвенное приношение. «Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» Собственной рукой Илия предает смерти пророков Ваала. Семь попыток увидеть чудо делает отрок, ведущий наблюдение с вершины Кармил за небом, в то время как господин его молится, «положив лице свое между коленами своими», и наконец возвещает о маленьком облаке величиною с человеческую ладонь. Приходит ливень и приносит жизнь.

Илия был носителем жизни и смерти. Жизнь после отпадения от Бога может быть возвращена только через страдания и смерть. Таков путь человеческой истории. Особенным образом участвует Илия в судьбах нашего народа. Очевидно не без Промысла Божия первый храм, построенный на Руси святой равноапостольной Ольгой, был в честь пророка Илии. Точно так же как не случайно, что главное искушение для нашего народа в минувшем столетии было поклонение Ваалу, богу земного благополучия, с отвержением единого истинного Бога. Это искушение не кончается, оно — всегда в центре всего. В свое время оно явилось причиной падения богоизбранного народа, и теперь уже всего человечества. Невозможно войти в Царство Божие, не делая решительного, всегда дорогой ценой обретаемого выбора. Чтобы убедиться в том, что Царство Божие это вопрос жизни и смерти, человечеству надо будет пройти через многие ужасы.

Но в эпоху пророка Илии не пришло еще время принять то, что будет явлено на горе Преображения и то, что исходит от Креста Христова. «Не знаете, какого вы духа», — скажет Господь Иакову и Иоанну, которые на селение Самарию (древнего Царства Иеровоама) будут призывать огонь с неба, чтобы он попалил их, как и Илия сделал это (Лк. 9, 54). В тот час апостолы не видели лика «другого Илии», который будет предтечей Второго Пришествия Христова. Они не знали тайны явления ему Бога на горе Хорив. «И сказал Господь: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра». Этот «глас хлада тонка», свете тихий святыя славы, уготованный для всех людей, жизнь вечная, Пасха Господня.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.