Критерии прославления Новомучеников российских надо корректировать, убежден митр. Иларион

Новомученики и исповедники РоссийскиеСкорректировать жесткие принципы канонизации новомучеников и исповедников российских предложил председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. «Не слишком ли ограничивают нас в почитании новомучеников ранее сформулированные критерии? Не слишком ли узко и категорично мы подходим к оценке деяний людей, находившихся в жесточайших условиях тоталитарного террора?» — эти вопросы были заданы им 24 октября в докладе на Международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий».

Митрополит напомнил, что прославление мучеников в древней Церкви «вообще не знало такой формализованной процедуры, как современная канонизация». В средние же века сложилась система прославления святых, основанная на четырех обязательных критериях: это «безукоризненная вера, народное почитание, чудотворение и даже наличие нетленных мощей». «Очевидно, что три последних критерия не соблюдаются в отношении многих прославленных новомучеников и исповедников Церкви Русской. Многие новые святые не почитаются широко народом, многие не явили зафиксированных людьми и соборным разумом Церкви чудес, мы не имеем и мощей большинства канонизированных новомучеников. Неужели это означает, что необходимо отказаться от дальнейших канонизаций? Конечно же, нет», — сказал митрополит.

Более того, зачастую препятствием для прославления становятся «еще более жесткие принципы». «Например, представленный к канонизации не должен был ни в чем сознаться: ни подтвердить свою «вину» (например, в контрреволюции), ни рассказать о «вине» других. По этим критериям у нас, например, не канонизированы некоторые исповедники веры. У нас нет, казалось бы, оснований сомневаться в том, что они страдали за Христа, однако их прославление не происходит», — констатировал митрополит Иларион. Подготовка к канонизации основана на документах, но «насколько мы можем доверять документам, подписей под которыми добивались от людей нашей Церкви под пытками, в полуобморочном состоянии, либо просто кто-то другой ставил за них подпись?», ставит он далее вопросы.

В отношении гонений ХХ века древняя практика прославления «неприменима в полной мере», полагает докладчик и поясняет: «Новые гонения не только превзошли своими масштабами преследования христиан в античном мире. Были выработаны самые изощренные методы расправ, обмана и фальсификаций. В отличие от римских палачей, специалисты с Лубянки, такие, например, как Тучков, прекрасно знали учение и практику Церкви. И с самого начала гонений одной из своих задач репрессивные органы ставили недопущение прославления новых святых. Подлинные судьбы исповедников веры были неизвестны их современникам. Их допросы проходили в застенках. Материалы следствия часто фальсифицировались. Суд (если это вообще можно назвать судом) происходил за закрытыми дверьми. Их казни совершались тайно. Тела уничтожались или сбрасывались в братские могилы, подобные рвам Бутовского полигона, Левашовской пустоши, урочища Сандармох». Кроме того, в годы репрессий христиан «вроде бы не принуждали отречься от веры в Бога», им инкриминировали политические статьи. Но подлинные мотивы этих гонений были иными: «Мы понимаем, что люди Церкви, особенно священнослужители, к 1937 году не снявшие своего креста, часто уже прошедшие через аресты, тюрьмы и лагеря, знали, что их ждет впереди. Арест и казнь только завершали их ежедневный исповеднический подвиг. Именно поэтому недостаточно свидетельства следственных дел мучеников. Нужны устные свидетельства, которых собрано за последние четверть века немало, но нужны и иные документы эпохи. Многие из них до сих пор засекречены. Только полное открытие архивов эпохи гонений позволит нам снять имеющиеся многочисленные вопросы о том, возможна или нет канонизации того или иного человека, пострадавшего в эпоху гонений».

Поиск архивных документов, научно-богословская разработка критериев канонизации должна дать новый импульс дальнейшему прославлению подвига новомучеников. «Появление имени нового святого в церковном календаре — это начало, но никак не завершение прославления. Необходимо, чтобы новомученики заняли в жизни современной Церкви такое же место, какое мученики Древней Церкви занимали в жизни раннехристианской общины. Для этого нужно использовать все формы церковной культуры и современную агиографию, и литургическое почитание, и кино, и музейную деятельность. Важно собирать и сохранять устную историю и мемуары о самих подвижниках и об их эпохе. Нужно публиковать архивные документы, поскольку без этих современных «мученических актах», пусть даже задевающих чьи-то интересы, мы не сможем показать молодежи, приходящей в Церковь, страшный контекст подвига новомучеников», — утверждает митрополит.

По его словам, столь сложный и значимый вопрос, как канонизация новомучеников, требует «нового осмысления всего опыта Церкви Христовой», «подлинного соборного обсуждения, с привлечением широкого экспертного сообщества». «Кажется, что еще предстоит научиться смотреть на вопрос о прославлении святых с широких богословских позиций, с точки зрения особенностей исторической эпохи, а также и с точки зрения соборной интуиции Церкви», — заключил глава ОВЦС.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.