Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

Общество - Экономика - Политика - Образование в России - Искусство - Прогноз непогоды - Богословие - Оккультизм - Сатанизм - Ереси - Досье на ислам - Масс-медиа - Телевидение - Насилие в СМИ - Непристойная реклама - Рекламная агрессия - Сексуальная эксплуатация детей - Порнография - Проституция - Аборты и контрацепция - Биоэтика - В фокусе семья

 

ОСТОРОЖНО, ВЫСТАВКА!

 

Ответ на публикацию М.А.Чегодаевой о кощунственной скульптуре Ю. Г. Орехова "Распятие"

Максим Евгеньевич Николаев

 

Уважаемая, Мария Андреевна!

С большим опозданием узнал о размещенном на сайте Российской Академии художеств (РАХ) ответе мне со стороны РАХ и Московского музея современного искусства (ММСИ), представленных в Вашем лице.

Из прочтения Вашей публикации у многих может сложиться ложное представление о времени ознакомления ММСИ, и соответственно РАХ, с моим очерком "Высокохудожественное" кощунство", который был опубликован в августе-сентябре 2009 г., и с которым руководство ММСИ примерно в это же время было ознакомлено в связи с проводимыми Прокуратурой г. Москвы и Тверской межрайонной прокуратурой г. Москвы прокурорскими проверками.

Всё это время я был готов к личному контакту и приглашению к прямому диалогу, которые, увы, со стороны ММСИ и РАХ не последовали. Более того, я сам предлагал провести личную встречу с руководством ММСИ. Последним таким предложением к диалогу, с моей стороны, было письмо 12.03.2010 г., направленное через канцелярию РАХ на имя президента РАХ и директора ММСИ З.К. Церетели. Мой очерк "Высокохудожественное" кощунство" был давно известен в ММСИ и РАХ, а вот комментарий на него со стороны ММСИ и РАХ последовал только 23.03.2010 г. вместе с ответом на моё вышеупомянутое письмо от 12.03.2010 г.

Теперь кратко и по существу дела.

Цитата: "Распятие" Ю.Г.Орехова не предназначено для церкви. Оно не претендует на то, что бы помещаться в храме, экспонируется в музее, как "высокохудожественное" — по Вашему собственному определению — произведение на религиозную тему.

Простите, но употреблённое мною в очерке определение "высокохудожественное" в отношении проводимой экспозиции композиции из скульптурных работ Ю.Г.Орехова даётся мною в кавычках, что по правилам грамматики свидетельствует о том, что я совершенно и категорически не считаю их высокохудожественными в прямом и полноценном смысле, поскольку они кощунственны и в силу одного этого художественными быть не могут.

Цитата: Что "кощунственное" Вы обнаружили в превосходной строго-реалистической статуе Сергия Радонежского работы Ю.Г.Орехова, из Вашего письма неясно…

Уважаемая Мария Андреевна, Вы, наверное, невнимательно читали мой очерк. Скульптуры Ю.Г. Орехова "Распятие" и "Сергий Радонежский" используют единый постамент и воспринимаются как единая композиция. И смысл такой композиции кощунственен в силу надписи на свитке рядом с "Распятием". Тем более, что обе скульптуры объединены не только единым постаментом, но и православной тематикой. Обратите, пожалуйста, Ваше внимание хотя бы на этот факт, который не может быть не понятен любому искусствоведу.

Цитата: По Вашему мнению, изображать Христа так, как изобразил Ю.Г.Орехов: "это "вновь участвовать в Его поругании и распинании вместе с гонителями, хулителями и распинателями Христа! В этом (у Вас здесь пропущено слово - суть) тяжкое кощунство и ложь!"

Мой очерк именно этому и посвящён. Хотел бы добавить, что и характер экспозиционного размещения в ММСИ по всей логике вещей являются глубоко кощунственным: кощунственно может быть не только само произведение художника, но и то, как оно экспонировано и какой художественный смысл проистекает из осуществлённой экспозиции.

Цитата: Вы, господин Николаев… присвоили себе право быть карающим судьей над искусством

Право критически относиться к проявлениям греха и право выражать этому протест – мои законные права, обязанность и долг православного христианина. Эти права наглядным образом подтверждены судебными решениями в связи с кощунственной выставкой "ART-MANEGE 98", на которой демонстративно рубили православные иконы. Скажите, пожалуйста, чем лучше вышеупомянутой выставки "ART-MANEGE 98" выставка в ММСИ, демонстративно и вызывающе устроенная напротив Высоко-Петровского монастыря, и просматриваемая, как с улицы, так и от монастыря, видимая напрямую даже из окон палат настоятеля монастыря!? Полагаете кощунство ММСИ намного меньше кощунства "ART-MANEGE 98"? А я полагаю, что совсем не меньше! Сколько людей посмотрели выставку "ART-MANEGE 98", - а сколько людей посмотрело, и не по одному разу, и ежедневно продолжает волей-неволей смотреть экспозицию "Распятие" в ММСИ? Сколько духовно неокрепших душ, детских душ получили кощунственное, наглядно-развращенное, ложное представление о Боге, - взамен истинного, воцерковлённого духовного представления?

Цитаты: Вы, господин Николаев, представляете себя "русским православного исповедания"; согласно христианским заповедям, Вашу деятельность можно назвать греховным изуверством; уверовав в свою "богословскую образованность", посчитали себя в праве… и т.д.

Да, совершенно верно, я русский, исповедую Православие.

Цитата: Что касается "современной ажурной металлической конструкции", то надо прямо признать: скульптор Ю.Г.Орехов нашел удивительно сильное, символическое решение темы распятия. Христос распят не на кресте, а на современной бездушной металлической конструкции, подобии строительной арматуры, "технического достижения" новейшего времени. Можно ли не понять этого символа, не содрогнуться от ужаса при мысли, что мы, современные прагматики, возведя в культ свои технические достижения и во имя "научно-технического прогресса" забывшие о Боге, ежеминутно РАСПИНАЕМ ХРИСТА, своими грехами предаем Его, обрекаем на жестокие мучения и действительно "соучаствуем" в Его распятии? Вас с Вашей гордыней, исступленной злобой и невежеством в полной мере можно причислить к таким "сораспинателям".

Вы отлично поняли грозный смысл работы Ю.Г.Орехова, его трагический укор всем нам - именно это, несомненно, и вызвало у вас столь яростное сопротивление. Вам хотелось бы внушить верующим, что распятие Христа совершилось единожды две тысячи лет назад и повинны в нем исключительно люди того далекого времени – иудейские первосвященники и члены синедриона и римские легионеры, а мы, люди XXI века, не несем за Его распятие решительно никакой ответственности. Да нет! Несем! МЫ взорвали Храм Христа Спасителя — уничтожили не здание, а Спасителя. МЫ всего тридцать лет назад - не прейдет род сей - распинали Христа на башенных кранах и бульдозерах "великих строек коммунизма", равнодушно проходили мимо опозоренных, обескрещенных церквей, обращенных в склады и гаражи... Вы полагаете, что об этом можно забыть.".

Поскольку для себя я избрал противоположную сторону, нежели ту, о которой Вы пишете, то Вы совершенно ошибочно причисляете меня к тем, кого обличаете ("соучаствуем", "сораспинателям" "всем нам", "МЫ"). Не причисляйте, пожалуйста, ко "всем нам" и тех, кто всему этому кощунству противостоял. Но Вы вправе, и с полным на то основанием, относить Ваши обличения к себе лично и к творцам всего того, о чём Вы здесь пишете.

Цитата: Скульптор ни в чем не погрешил против "исторического реализма". То, что Иисус был распят нагим, без набедренной повязки исторически достоверно. То, что его прекрасное, гармонически и строго реалистически переданное скульптором тело дано не в состоянии покоя, а являет страшные муки, вызывая у зрителя острое чувство сострадания и сопереживания ни в коей мере не может считаться "кощунством".

Полагаю, что Вы, как искусствовед должны понимать разницу между реализмом и натурализмом. Не могли бы Вы мне пояснить реализм крупного отверстия в голове скульптуры и реализм зияющей раны в грудине, где как раз была та самая злополучная РОЗА? Какой художественный смысл заключён в реализме огромной деформации в области спины у произведения Ю.Г.Орехова "Распятие", которая "клонируется" от скульптуры к скульптуре? Не могли бы Вы раскрыть причины не вполне законченного реализма грудной клетки на теле скульптуры, а так же причины не вполне законченного реализма тернового венца, лица, волос и бороды на голове скульптуры? Также очень хотелось бы узнать Ваши мысли относительно того, - в связи с чем гвоздём пробита только правая стопа, в то время, как левая стопа свободно изображает странную и нелепую "пантомиму". Для какого особого художественного смысла господину Орехову понадобилось изображать Христа абсолютно нагим? Неужели это нужно для выражения основной мысли – страдание за человечество? Речь ведь идёт о художественном произведении, в котором (если оно художественно) все детали должны "работать" на главную мысль, а не уводить от неё.

Наверное, у каждого художника есть неудачные работы, в этом нет ничего оскорбительного для их автора, если эти работы имеют адекватную оценку. Но когда такие работы "искусствоведческая элита" начинает выдавать за шедевры – страдает и доброе имя художника и его репутация. Когда же неудачная авторская работа оказывается ещё и кощунственна – то, что же может быть хуже для имени автора, если её "популяризируют"?

У меня нет цели дискредитировать Юрия Григорьевича в глазах общественности. Я выступаю не против него, а против кощунства! То, что я делаю никоим образом не во вред ни его памяти, ни его заслугам. Покажите, однако, фотографию скульптуры "Распятие" любому православному священнику, покажите фотографию композиции "Распятие" и "Сергий Радонежский" и прочитайте ему текст свитка – я думаю, любой православный священник Вам скажет, что такие произведения "искусства" тягчайшем образом ложатся на душу автора в посмертии. Эти скульптуры необходимо убирать, так как они несут груз явного кощунства.

Цитата: Вы... посчитали себя в праве... писать доносы на художников.

Писать мне пришлось действительно много. Множество заявлений и обращений, подкреплённых фото и видеоматериалами, во множество государственных и церковных инстанций: в прокуратуру г. Москвы 19.08.2009; Президенту РФ Д.А. Медведеву 19.08.2009; в Московскую Патриархию 21.08.2009; Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 21.08.2009; в Священный Синод РПЦ МП 21.08.2009; в Попечительский Совет целевой комплексной программы "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России", его председателю - С.В.Медведевой и каждому из членов Попечительского Совета 07.09.2009; к настоятелю Высоко-Петровского монастыря епископу Зарайскому Меркурию 29.09.2009.

Удалось также прямо и непосредственно обратиться к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу после отслуженной им литургии и освящения колокола "Святитель Петр", состоявшегося 20.02.2010 в Высоко-Петровском монастыре. При этом в руки Святейшему Патриарху были переданы фотоматериалы, обличающие совершаемое в Московском Музее Современного Искусства глумление над образом Христа.

Но в отличие от доноса, который совершается тайно, я действовал и действую открыто. Всё началось с моего разговора с заведующим отделом выставок Алексеем Новосёловым, в котором я заранее предупреждал, что буду готовить публикацию, что это кощунство так не оставлю, что буду обращаясь в государственные институты власти, а при необходимости буду обращаться в суд, - ответом мне было: "Пишите! Судитесь!". Публикация моего очерка шла совместно с публикацией заявления в Прокуратуру г. Москвы. Так в чем же Вы, Мария Андреевна, усмотрели донос?

Ответом же на моё письмо от 12.03.2010 г. с предложением о личной встрече с директором ММСИ З.К. Церетели с целью разрешения конфликта, вызванного глубоким оскорблением чувств верующих, в том числе и глубокого оскорбления меня, как верующего, стала Ваша, по существу, кулуарная публикация на сайте РАХ, о которой я лишь по счастью узнал и, причём, с большим опозданием.

В ближайшее время я собираюсь вновь направить по прежним и новым адресам все прежние и новые материалы, к коим ныне приобщаю и Ваш ответ мне от имени РАХ и ММСИ и мой ответ Вам.

Если РАХ и ММСИ действительно беспокоятся о светлой памяти выдающегося скульптора и художника Ю.Г.Орехова, то необходимо срочное прекращение выставки порочащей имя Ю.Г. Орехова, изъятие из экспозиции порочащих его работ "Распятие" и "Сергий Радонежский". Только такой поступок, как прекращение экспозиции этих работ со стороны ММСИ и РАХ можно было бы счесть проявлением уважения к Православным Святыням и Православной Вере, проявлением уважения к чувствам верующих и одновременно уважением к памяти Юрия Григорьевича Орехова!

Цитата: Понимаете ли Вы, какое чудовищное клеветническое обвинение предъявляете Музею современного искусства и его создателю Зурабу Константиновичу Церетели? Какое оскорбление памяти прекрасного скульптора Юрия Григорьевича Орехова позволяете себе?; всемирная паутина затягивает людей в атмосферу самонадеянного невежества, злобы, клеветы, вопиющей безнравственности - всего того, что так ярко проявилось в затеянной Вами недостойной "кампании" по уничтожению неугодного Вам прекрасного произведения искусства; ...счесть злостной клеветой…

Уважаемая Мария Андреевна, если меня Вы только обвинили в злостной клевете, то Департамент Культуры города Москвы и ММСИ Вы в злостной клевете изобличили, поскольку они категорически отрицали какую-либо связь скульптуры Ю.Г. Орехова "Распятие" с образом Христа! В рамках проводимой прокурорской проверки Департаментом культуры совместно с ММСИ был составлен и направлен ответ за подписью исполняющего обязанности начальника отдела музейно-выставочной работой С.И.Янюшкина, в котором о скульптуре Ю.Г. Орехова говорится следующее: Работа Ю.Г.Орехова "Распятие" экспонируется во дворе Музея с 2001 года. Произведение о котором идёт речь, является одним из вариантов скульптурной композиции "Двадцатый век" (1991), переданной в дар народу Испании и находящейся в данный момент в провинции Каталония. Эта скульптура является авторским повторением каталонского памятника. Следует подчеркнуть, что в замысле Ю.Г.Орехова не было намёка на буквальное изображение Иисуса Христа. Перед зрителем предстаёт собирательный образ мученика – безымянной жертвы войн ХХ века (Документ № 01-05-382/9 от 25.09.2009 г.).

Возможно, в клевете Вам следует так же уличить и экспертов В.И. Батова и Н.Н. Крюкову, проводивших экспертизу в рамках прокурорской проверки, которые пишут об ажурной металлоконструкции с размещенным на ней "Распятием" Ю.Г. Орехова, как о продолжении традиции изображения "процветшего креста", что восходит к понятию "мирового древа", "древа познания", "древа плодородия", "древа жизни".

Из заключения лингвистического исследования №262/09 от 17.09.2009 г., проводенного Федеральным государственным научно-исследовательским учреждением "Российский институт культурологии": "Процветший крест" признаётся в настоящее время православной церковью, его освещают, а также допускается "творческое осмысление современным сознанием церковных мастеров". Юрий Орехов продолжает эту традицию, приближая к современному восприятию Новозаветное "древо жизни", представляя его хотя и крайне выраженной форме, но за счёт этого, делая максимально созвучным реальности 90-х годов прошлого века.

Да, в нашей жизни действительно очень много клеветы и обмана…

Ваше обвинение меня в злостной клевете в полной мере ложится также и на православных священников, дававших мне своё благословение на защиту этих Святынь, православных священников знакомых с текстом очерка и согласных с ним, на Московскую Патриархию Русской Православной Церкви, от имени которой председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин направил мне официальный ответ: Уважаемый Максим Евгеньевич! Благодарю Вас за направленное в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Синода Русской Православной Церкви письмо, в котором Вы выражаете озабоченность видом экспонируемой в московском Музее современного искусства скульптуры "Распятие". Солидарен с Вами в том, что характер данной скульптурной композиции противоречит её названию, не соответствует православной традиции и может быть крайне негативно воспринят многими верующими. В ответ на Ваше обращение мною направлено письмо на имя директора московского Музея современного искусства З.К.Церетели с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего экспонирования этой работы. С уважением искренними благопожеланиями (Московский Патриархат Священный Синод Русской православной Церкви отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, документ № 215 от 24.09.2009 г.).

Видите, какой масштабный "клеветнический процесс" Вам удалось организовать, ничуть не хуже чем в 30-х "сталинского времени" (пользуюсь Вашей терминологией).

Цитата: Вашу деятельность... можно по юридическим нормам - счесть злостной клеветой, дающей повод обратиться в суд.

Я, как христианин, не могу не защищать Христа, Православную Веру и Православные Святыни от поругания, глумления и кощунства. Для христианина за Христа не страшны не только любые гонения и притеснения, но и смерть: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф. 5:11-12).

Что же касается используемых Вами оскорбительных выражений в отношении меня, то я имею все основания для привлечения Вас за это к ответственности.

В связи с необходимостью не затягивать с ответом я не дал разъяснение ещё по многим аспектам, сконцентрировавшись лишь на приоритетном. Потому мой ответ прошу не считать полным и исчерпывающим. А те разъяснения и объяснения, которые мною были даны в ходе ответа, я хотел бы сделать более развёрнутыми, чем они представлены здесь. Таким образом, я оставляю за собой право, в последующем, ответить Вам основательнее и подробнее.

07.04.2010

 


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

    Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru