Что нам дано и какой ценой

Слово на Богоявление

БогоявлениеМы «исповедуем едино крещение во оставление грехов» — всех грехов, какие есть у нас. И «се, Агнец Божий, — говорит Предтеча, показывая на Христа, — вземляй грехи мира».

Каким образом Христос берет на Себя наши грехи? Он берет их на Себя Своей совершенной любовью и Своей совершенной жертвой. Не бывает подлинной любви без жертвы, и не бывает подлинной жертвы без любви. Все, что мы в мире видим — попытки осуществить любовь или даже иногда пожертвовать собой — не может достигать цели, пока не будет жертва исполнена любви, а любовь не будет жертвенной.

В чем заключается любовь и жертва Христова? Она заключается в том, что любовью Христос пришел в наш мир и принял на Себя хрупкую человеческую плоть. Он пришел в мир, который уже не тот, каким он был до того, как человек согрешил. Он уже не такой сияющий, не такой прекрасный и великолепный, каким был до греха. Мир стал непроницаемым для света, он исполнен тьмы. Господь смиренно принимает наше тело и вступает в этот бездуховный мир, который питается грубой пищей, забыв о том, что Господь — его истинная пища. Одним этим Он уже приобщается всему, что есть в этом мире.

Христос являет Свою жертвенную любовь тем, что Он подчиняется всем условиям нашего существования после отпадения от Бога. Он послушен всем законам природы и всем законам, установленным для людей. Поэтому Он — ни в чем не имеющий нужды, совершенный, бессмертный, нетленный, превечный Бог, ставший человеком, — знает, как и мы, что такое голод и жажда, усталость и боль. И Он растет, как все люди, которые рождаются на земле, — постепенно, медленно, «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 3, 52), — пока не выйдет на Свое общественное служение. Не сразу, не в восемнадцать лет, как Он мог бы — но до тридцати лет терпеливо несет все, что есть в человеческом естестве, повинуясь всему, что установлено Богом на земле после непослушания Адама. Он ходит в синагогу, как все люди, молиться. Он платит налог кесарю, как все люди, исполняя закон. Потому и сказано, что Он пришел исполнить Закон — чтобы наполнить Божественным смыслом все, что совершается на земле.

Но более всего Его любовь и жертвенность раскрываются на Кресте, когда Он, как Агнец непорочный, приносит Себя за грехи всего мира. Только на Кресте мы можем понять, что такое человеческий грех. И только на Кресте нам открывается величие Божественной любви, которая не останавливается ни перед чем. Вот что происходит в таинстве Его Крещения. Вся Его жизнь, Его Крестная смерть, Его победа над злом, над сатаной, над смертью присутствуют здесь.

И мы с вами крестимся Крещением Христовым. Когда Он крестился, открылись небеса, и Он услышал глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И Предтече, представляющему в этот момент весь род человеческий, было дано увидеть Духа Божия, сходящего на Него в виде голубя. Впервые человечество сподобилось явления Бога Живого — Пресвятой Троицы. И всякий раз, когда крестится человек, какой бы он ни был, над ним открываются небеса. Дух Божий сходит на него, и слышен глас Отца с небес: «Сей есть сын Мой возлюбленный». Не по естеству, как Христос, но по дару Христа, во Христе. Оттого что Он соединился со всем, что есть в человеческой жизни и смерти, становится каждый из нас чадом Божиим.

Есть люди, которые крестились взрослыми, и некоторых из них Господь сразу утешил благодатью. Потому что при крещении совершается полное прощение всех грехов, и мы святы. Всякий крещеный человек — святой человек. Он абсолютно чист, он безгрешен, он причастен тайне Пресвятой Троицы. Но своими грехами он может постепенно терять все, что Господь даровал ему. Он может перестать видеть, понимать, воспринимать этот дар и жить им.

Смысл сегодняшнего праздника в том, чтобы мы узнали, что нам дано и какой дорогой ценой — и по какой причине мы все теряем. Эта новая жизнь дана нам любовью и жертвой Христовой. Когда освящаются крещенские воды, Крест погружается в них. Вот сила Его жертвенной любви к нам. Она крепче смерти и всякого зла, действующего в мире. И в русском языке, как точно замечает святитель Феофан Затворник, есть счастливое созвучие: крещение и крест, как будто это одно слово, исходящее от одной тайны.

Что нам нужно делать, чтобы вернуть то, что каждому из нас было дано по благодати, как Самому Христу? Святые — это те, кто исполнили то, что обещали Господу во святом крещении. Они отреклись диавола, всей гордыни его и всего служения его. Они сочетались Христу, и за чистоту своей жизни сподобились видения Бога Пресвятой Троицы. Особенно это было дано святым мученикам. Не случайно мученичество называется особым крещением — крещением кровью. И в эти дни Церковь непрестанно говорит нам о покаянии как о втором крещении. В покаянии, как и в мученичестве, повторяют святые отцы, заключено исполнение всех заповедей Божиих в полноте и до конца.

Когда первомученик архидиакон Стефан принял страдание за Христа, ему было явление Пресвятой Троицы, и он сказал: «Вижу небеса отверстые и Сына Божия, стоящего одесную славы Божией» (Деян. 7, 56). Всякий раз, когда проливается кровь за Христа, открываются небеса. И всякий раз, когда мы храним верность Кресту, покаянием или отдачей себя приобщаясь любви и жертве Христовой, небо приближается к земле. Так Господь уготовляет нас к нашей смерти, в которой присутствует победа Христова Воскресения. Та победа, которую мы приняли во Святом Крещении и которую Он хочет дать всем крещеным во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Протоиерей Александр Шаргунов

18 января 2015 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: