Христос должен родиться в каждом из нас

Слов на Собор Пресвятой Богородицы

Рождество Бога и Спаса нашего Иисуса ХристаТайна, которую мы переживаем сейчас в мире, — тайна постепенного прихода Христа во все души и во все народы. В самом деле, если Христос пришел во плоти, согласно надежде Израиля, если Пречистая Дева видела Того, Кого Она ждала, если Она держала на Своих руках этого Младенца, родившегося в Вифлееме, если подобно праведному Симеону Она могла приветствовать Того, Кто был чаянием народов, можно с уверенностью сказать, что Он пришел. Он пришел, но Он всегда Тот, Кто должен придти. Он пришел, но Он еще не всецело пришел. Весь исполненный Им, народ Божий пребывает в ожидании. Христос пришел, но Он еще не явился в полноте — ни в каждой душе человеческой, ни во всем человечестве. Он должен родиться духовно в каждом из нас, как Он родился во плоти в Вифлееме. Вся тайна духовной жизни заключается в этом непрестанном Рождении. Мы должны всегда преобразовываться во Христа, научаться расположениям Его сердца, суждениям Его ума. Быть христианином значит так преобразовывать себя мало-помалу в Иисуса Христа, чтобы стать поистине чадами Отца Небесного.

И то, что относится к приготовлению Христа во плоти, должно относиться к духовному приготовлению Его прихода в наши души. Это должно относиться к таинственной встрече Господа во всем мистическом Теле Церкви, ибо замысел Божий — един. Мы касаемся здесь глубины тайны Пречистой Девы. Она занимает исключительное и всепревосходящее место по отношению к рождению Господа во плоти. Она дала Ему плоть, от которой Он родился. Точно так же Пречистая Дева продолжает занимать существенное место в нашем приготовлении прихода к нам сегодня Господа. Как говорят святые отцы, можно сказать, что Пречистая Дева продолжает пребывать в нашем мире, чтобы приготовить в нем приход Господа.

Это истинно по отношению к душе каждого из нас. Пресвятая Богородица имеет исключительное значение в нашей духовной жизни. Она уготовляет приход Его в нас, постепенно образует Его в нас. Это значение Божией Матери находится в тесной связи с нашим духовным младенчеством. А при нашем возрастании — с Ее духовным материнством. Хотя сравнение нашей естественной жизни с духовной — только образы, мы сознаем, что значение Пречистой в Совете Божием — один из аспектов Воплощения, который более всего непостижим для человеческого ума, и по этой причине рационалисты разного толка (особенно протестантского) стараются его избежать. Однако Пречистая Дева открывает его тем, кто приемлет Ее в духовном младенчестве, которое имеет обетование Царства Божия.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.