«Мир», за который не молится Господь

25 мая — память священномученика Ермогена

25 мая — память священномученика ЕрмогенаВчера у нас была память святых отцов Первого Вселенского Собора, утвердившего истину Богочеловечества Христа. И мы слышали за Божественной литургией Первосвященническую молитву Спасителя из семнадцатой главы Евангелия от Иоанна. «Не о всем мире молю», — говорит Господь. Эти слова не могут не поражать. Христос, Спаситель всех человеков, в том числе Своих врагов, Тот, Чье сердце всегда исполнено сострадания к погибающим, Тот, Кто через несколько часов прольет Свою Кровь за всех, — как может Он исключить из Своей молитвы и, значит, из Своего Искупления тех, кто составляет для нас «мир»? Но пути Господни — не наши пути, и Его видение отличается от нашего. Говоря слово «мир», Он не имеет в виду вообще людей — это очевидно, — ни даже какого-то конкретного человека, сколь бы он ни был плохим. Нет, «мир», который Он видит, и за который Он не молится, это то, что по справедливости может быть отнесено к служителям «отца лжи и человекоубийцы от начала». Такими служителями были вдохновляемые самим диаволом еретики, пытавшиеся навязать свои заблуждения всей Церкви.

Мы спасаемся только истиной, только в Церкви, которая есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15). Подменить истину ложью, значит лишить вечной жизни миллионы и миллиарды людей, предать их вечному осуждению вместе с диаволом. Ибо всякая ересь есть духовная смерть. Кроме того, в этих словах Спасителя — напоминание, что наше исповедание истины должно быть нелицемерным. По мере наших сил, но изо всех сил, мы должны устремляться жить согласно этому исповеданию. Несмотря на наши естественные немощи и неизбежные поражения, обретать путь подлинного покаяния. Оно возможно только перед истиной — перед светом, в котором нет никакой тьмы.

Что и кто составляет этот «мир», за который не молится Господь и который диавол, войдя в «мир» грехом и смертью, хочет сохранить таким, какой он есть, любой ценой? Соблазняя свободой бессмертия без Бога, диавол делает все, чтобы утвердить свою власть над людьми навеки. Этот «мир» составляют люди, столь ослепленные ложью, столь предпочитающие свои грехи заповедям Божиим, что они исполнены злобой по отношению к Церкви. Мы помним эти пророческие слова Спасителя: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое». Придет время, когда большинство, если не все, станут воспринимать христиан как опасных преступников, истребление которых должно быть благом для государства и общества. Как такое может быть, чтобы христиане были ненавидимы всеми? Это будет, когда грех действительно утвердится в мире как норма. И свет Евангелия будет непереносим для людей, потому что будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие истину и покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, — ради Него.

Все те, кто, отравленный лжеучениями, решительно отказывается от Христовой истины и любви, составляют «мир». Те, кто принципиально не живет для неба, но только для земли, те, кто ищет только богатства и презирает нищету, те, кто желает почестей и отвергает смирение, те, кто мечтает о легкой жизни и страшится как проклятия скорбей и креста, те, кто хочет навязать свою волю всем людям, и ни за что не хочет принять волю Божию о себе, — все они орудия и игрушки диавола. Все они «от мира сего», от лжи, осужденной I Вселенским Собором. Видя их такими, Господь не молится за них. Поскольку они составляют «град зла», Господь желает его разрушения. Чтобы на руинах этого града сатаны построить град Божий, где обитает правда, — для всех любящих ее (2 Петр. 3, 13).

Сегодня у нас память священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси. Его жизнь и исповеднический подвиг глубоко соединены, как подобает святителю Христову, с Первосвященнической молитвой нашего Господа. Мы помним его слова: «Если мы не сохраним независимость нашего Отечества, трудно будет нам сохранить чистоту исповедания православной веры». А до него священномученик Филипп, митрополит Московский, говорил: «Если нет у нас жизни по вере, не поможет нам и чистота исповедания православной веры». Мы знаем, что освобождение града Москвы и Отечества нашего связано с чудесным заступничеством Божией Матери через Ее Казанский образ. И неслучайна, конечно, связь с этим образом жизнь святителя Ермогена, который, будучи еще священником, совершил первый молебен перед обретенным на пепелище в Казани чудотворным образом. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

Перед нами мир, за который не молится Господь и который с таким гневом, ради спасения многих обличает священномученик Ермоген. В решающий час он сказал, что если польский королевич Владислав, претендующий на русский престол, не примет православия, то он освободит всех русских от присяги и прикажет городам подняться против Москвы. Один из изменников боярин Салтыков замахнулся на него кинжалом. Тогда Патриарх возвысил голос. «Не боюсь я твоего кинжала, — сказал он. — Вооружаюсь на него силою Святого Креста. Будь проклят с твоими сообщниками и тем, кого ты желаешь». Святой Патриарх осенил Салтыкова крестным знамением, и тот выронил свой кинжал. Таково благословение Спасителя тем, кто с сознательной ненавистью возводит Его на Крест. Таково благословение священномученика Ермогена. Таким был вдохновляемый своим небесным покровителем новый священномученик Гермоген Тобольский. Когда на допросе в ЧК его спросили, как он относится к новой власти, святитель снял с себя панагию и ответил: «Если бы я не был священнослужителем, я взял бы в руки оружие, чтобы воевать против вас». В нашем духовном сражении любовь Божия никогда неотделима от истины.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.