Что более всего необходимо для всех
Слово в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Крещение Христово во Иордане — величайшее событие в истории нашего спасения. Святой Иоанн Предтеча возвещает о приходе Христа, уготовляя народ призывом к покаянию. Благодаря проповеди Предтечи люди осознавали свои грехи и свою нужду в Боге как никогда. Разве не это более всего необходимо сегодня для всех: осознание своих грехов и своей нужды в Боге? Пресвятая Троица открывается в гласе Отца, в схождении Духа Святого в виде голубя и в погружении Сына Божия в воды Иордана.
Он не имеет нужды в крещении покаяния, которое совершает Предтеча. Но Он пришел, чтобы дать людям Духа Святого. И потому в начале Своего служения Он является как Тот, на Ком почиет Дух Святой. Смысл Его служения — передать Духа другим, распространить Его во всем человечестве. И потому Он является как Тот, Кто связан с толпой этих людей, которые ищут Бога и которые видят в крещении Иоанна возможность приблизиться к Богу. Единый с человечеством и единый с Богом, Он — «Возлюбленный Сын Отца». И всю Свою любовь Он хочет разделить с родом человеческим — Духом Божиим, в Нем пребывающем и являющимся здесь.
Принимая крещение, Тот, Кто «свят, непорочен, отделен от грешников» ставит Себя вольно в ряду грешников. Иоанн узнает Мессию, он потрясен. «Оставь ныне, — говорит Господь, — так надлежит нам исполнить всякую правду». Таково первое слово Господа в Евангелии от Матфея. Оно свидетельствует об исключительном, абсолютном осознании Им Своего призвания. Быть праведным — значит жить по воле Божией. Исполнить ее в полноте. Это действие — более совершенное, чем то, что может сделать человек. Правдой было то, что Господь ставит Себя в первый ряд грешников, потому что «Бог соделал Его грехом за нас». Потому что Он — «Агнец непорочный, Который есть Христос, — Агнец Божий, вземляй грех мира». Исполнение всей правды — это любовь, полнота правды, — та, что будет явлена на Кресте. Кто-то из святых отцов уподобляет Христа при Крещении овце, шерсть которой погружается в краску. Когда другие люди входят в воду, они омываются от своих грехов, и вода становится тяжелой их грехами. Но когда Христос входит в воду, Его пречистое непорочное тело берет на Себя грехи других. Он выходит из воды, неся на Себе тяжесть грехов мира, которые были смыты с нас.
Принятием крещения Господь отождествил Себя со всеми людьми, которых Он пришел спасти. Он пришел, чтобы привести людей к Богу. Исаия пророчествовал о Слуге Божием как «Свете языков». Через Него Бог заключит Завет со всеми народами. Своим Крещением Христос уготовляет христианское крещение, которое Он установит как всеобщий закон по Своем Воскресении: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле, — скажет Господь, — идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Это продолжение служения Господа — Церковью, нами. Не то чтобы были два служения — одно, исполненное Христом, и другое — Его Церковью. Есть только одно служение Христово. Он начал его однажды в Палестине, и Он продолжает его — в членах Своей Церкви — из века в век. Как должен Он это осуществить? Всепобеждающей Божией силой или крестной смертью? День нашего крещения был, несомненно, самым великим днем нашей жизни. «Как сухая земля не дает плода без воды, так и мы, будучи древом сухим, никогда не могли дать плодов жизни без этого даром данного дождя, сшедшего с небес», — говорит святой Ириней Лионский. В день нашего крещения мы приняли по благодати то, что Христу принадлежит по естеству. Неужели мы откажемся отождествить наш путь с Его путем?
Потому жизненная задача для Церкви, для христиан — не ставить себя впереди Христа, не занимать место Христово, но следовать за Ним как смиренные служители, водимые Его Духом. Церковь должна износить суд Божий народам во всей верности Христу, и быть светом их. Это значит — возвещать Евангелие, закрывая глаза на все, что имеет ничтожное преходящее значение. И зорко видеть все, что угрожает человеческому спасению. Так, чтобы через нее Господь снова «открыл очи слепым и отпустил плененных на свободу». Речь всегда идет, прежде всего, о слепоте духовной и о пленении злом. И Церковь должна так же, как Христос, «не сокрушить тростник надломленный и льна курящегося не угасить». Это значит — уметь воспринять всякую добрую волю и всякое искреннее искание Бога — кто бы этот человек ни был — даже если его добрая воля и его искание смешаны с заблуждениями и грехами. Но для этого необходимо бескомпромиссное отсечение по дару Христа — смерти от жизни, лжи от истины, — чего бы нам это ни стоило.
Господь погружается в текущие воды Иордана. Исполняется пророчество Исаии: «Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих, где Тот, Кто вложил в сердце его Святого Духа Своего» (Ис. 63, 11). Крещение Господне — новый спасительный переход через море Чермное. Пастырь нового народа Божия исполнен Духа Святого, и Он ведет Свое стадо в землю обетованную. Духом Святым Мессия приносит людям прощение грехов. Крещение Христово — начало исхода рода человеческого из области греха и смерти, начало Пасхи Господней — явление Бога на земле, установление Его Царства. Но только после Креста Его и Воскресения, и Вознесения сможем мы получить дар Духа Святого и прощение грехов. Крещенская вода — благословение Пасхальной ночи. Как Дух Святой сошел на Приснодеву Марию и совершил в Ней рождение Христа, так Он сходит на Свою Церковь и производит в ее материнском чреве рождение чад Божиих. Христос — Сын Божий. И впереди Его и Церкви Его — путь Креста. Ему и нам принадлежит победа, но она осуществится только силой жертвенной любви.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий