Видим ли мы на самом деле

Слово в Неделю о слепом

Христос воскресе!

Неделя о слепомСегодня последнее воскресенье Пасхи Христовой — Неделя о слепом, и Церковь говорит нам, что все мы должны прозреть от света Христова. «Воскресение Христово видевше», — будем петь мы в течение всего года, чтобы стать зрячими и видеть все, что происходит в этом мире. И чтобы в свете Христовой любви сподобиться увидеть другого человека и Самого Господа.

Сегодня в Книге Деяний мы слышали еще одно важное поучение Церкви. Апостолы, посланные Господом, выходят на проповедь, неся свет истины для тех людей, которые никогда ничего не слышали о Христе. Некая женщина, одержимая прорицательным духом, встречает их в городе и громко кричит: «Сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян. 16, 17). Она делала это много дней. Но апостол Павел, вознегодовав, запретил ей. Он запрещает духу тьмы говорить о свете.

Почему запрещает? Ведь она произносит слова, которые могут привлечь ко Христу! Церковь напоминает нам, что истина должна возвещаться только теми, кто от света. Потому что самое страшное испытание придет, когда истина будет возвещаться самой тьмой. И это будет антихрист. Он как будто уже не будет бояться истины, а само по себе утверждение истины — без духа истины — еще ничего не значит. Святые отцы говорят, что нет такой мысли, которой нельзя было бы подделать. Не поддается только золото Духа истины. А поверить темным духам, что бы они ни возвещали, значит тем самым вступить в общение с ними. И сознательно или подсознательно подчиниться им.

Проявления этой духовной опасности мы можем наблюдать, когда люди, вроде бы говоря истину, смешивают ее с ложью. Все существующие лжеучения и все ложные духовные явления в самой Церкви связаны именно с этим. Человек может даже исповедовать Христа Богом, и в то же время впасть в ересь — только потому, что нет у него целостного видения жизни.

Только Дух истины, только свет Христов дает увидеть — сразу, просто и в полноте — Самого Господа и саму жизнь. Об этом будем молиться — чтобы не верить слепо людям, которые пытаются войти к нам в доверие, говоря, что они исцеляют с призыванием имени Божия. Используя в своих недобрых целях молитву «Отче наш» и другие молитвы, они занимаются магией, оскверняя имя Христово. Предлагают исцеление не Духом истины, а обращением к духу лжи. По попущению Божию может быть временное исцеление, но такая помощь чревата еще более губительным разрушением — не только телесного здоровья. Человек поражается духовной слепотой, которая хуже, чем у слепорожденного.

Вот человек родился слепым. Кто согрешил? Он сам или родители его? Никто, говорит Христос, а все это для того, чтобы явилась слава Божия. Конечно, слепой согрешил, и родители его согрешили. Причина всякой беды и всякого нездоровья — только грех. Но Христос говорит не о том, кто согрешил, а о том, что Он бесконечно милостив. Перед нами — образ слепоты каждого человека, рождающегося таким после отпадения от Бога. «Якоже слепый от рождения, — поет сегодня Церковь, — к Тебе, Христе, прихожду».

Пусть мы отличаемся от слепорожденного человека. Мы видим этот удивительный мир, людей. Но видим ли мы на самом деле? Видим ли Того, Кто стоит посреди нас, и что означает то, что мы видим? Мы поражены слепотой, пока Господь не омоет нас, не пошлет в Силоамскую купель крещения. Пока Он не просветит нас светом истины, мы обречены быть слепыми. Придет ночь, наша смерть, вечная тьма. Обнаружится, что мы ничего не видим. А во свете Христовом и здесь на земле есть свет, и впереди — великий свет нескончаемой Пасхи Христовой.

Для того Господь дает нам образ слепорожденного, чтобы мы узнали, что человеку надо до конца приобщиться тому, чему приобщился Христос. В Своей богооставленности на Кресте и в Своей Гефсиманской молитве Он говорит о тьме каждой человеческой души. Он приобщается этой тьме. Я тоже должен приобщиться Его тьме, то есть своей собственной тьме. Я должен увидеть свою собственную тьму в Его свете, в свете Его любви, в свете Его дара, и тогда для меня откроется не только Крест Христов, но и Его Воскресение.

Дай Бог, чтобы каждый из нас получил от Господа понимание того, что происходит сегодня в мире, и каково призвание каждого христианина. Не только в противостоянии личному греху, но в противостоянии организованному злу, которое всегда является признаком близкого присутствия антихриста.

Будем просить у Господа, чтобы каждому из нас однажды, как этому слепорожденному, дано было услышать от Него Самого вопрос: «Веруешь ли ты в Сына Божия?» и сказать: «Кто есть, Господи, чтобы я веровал в Него?» Вернее, не сказать уже этих слов, потому что, в отличие от слепорожденного, мы всё знаем, но увидеть перед собой Творца мира, Который стал человеком. И увидеть Человека в Боге, чтобы обрести способность увидеть каждого человека. Увидеть в Творце все творение Божие и благословить все пути, которые Он дает нам, самые скорбные, но ведущие к свету, и поклониться Ему во веки веков.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *