www.moral.ru

 

  А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

Евангельский закон
св. Кирилл Александрийский
 
еврейский язык
св. Григорий Нисский
 
единичное.= ипостась.= личность.= индивид.= атом
 
единичное
Аристотель
 
единичное
Лейбниц Г.В.
 
единичное.= ипостась
еп. Немезий Эмесский
 
единичное.= ипостась. > предметы одинаковой природы не допускают превращения друг в друга
св. Кирилл Александрийский
 
единичное.= ипостась. > тождество сущности отнюдь не может уничтожать различия между собою существ однородных или одновидных
св. Кирилл Александрийский
 
единичное.= ипостась
Седьмой Вселенский Собор
 
единичное.= ипостась. естество. начало
св. Григорий Нисский
 
единичное.= ипостась. подлежащее. отличительное свойство
св. Василий Великий
 
единичное. общее. Промысл
еп. Немезий Эмесский
 
единичное. определение. доказательство
Аристотель
 
единичное. принцип индивидуации
Лейбниц Г.В.
 
единоверие
св. Филарет Московский
 
единое
Аристотель
 
единое. ипостась. единичность
св. Григорий Нисский
 
единое. мера
Аристотель
 
единое. мера. число
Аристотель
 
единое. V множество
Аристотель
 
единое. определение
Аристотель
 
единое. подлежащее. субстрат
Аристотель
 
единое. V простое
Аристотель
 
единое. по роду. по виду. по числу. по соотношению
Аристотель
 
единое. сущность
Аристотель
 
единое. тождественное. сходство. V другое
Аристотель
 
единое. человек один
Аристотель
 
"Единосущный". > термин предложил св. имп. Константин
Сократ Схоластик
 
елеопомазание. таинство
св. Филарет Московский
 
епископ
Православное исповедание
 
епископ. Апостол Павел. таинство священства
св. Филарет Московский
 
епископ. общение епископов между собой
св. Филарет Московский
 
епископ. объединение в округа
св. Филарет Московский
 
епископ. объединение в округа. Попытка 1681 г.
Ключевский В.О.
 
епископ. правящий; на покое
Суворов Н.С.
 
епископ. таинство священства. Апостольское преемство
св. Филарет Московский
 
ересь
св. Афанасий Великий
 
ересь
блж. Августин
 
ересь
Пространный Христианский Катехизис
 
ересь
св. Филарет Московский
 
ересь. > то же самое, из чего извлекают пользу здравые в вере, вредит зараженным страстью к состязаниям и словопрениям праздным
св. Василий Великий
 
ересь. борьба с ересью
св. Григорий Нисский
 
ересь. борьба с ересью. Почему Св. Отцы опровергали еретиков?
св. Григорий Нисский
 
ересь. еретики
св. Феофан Затворник
 
ересь. еретики. > нельзя читать еретические книги
Православное исповедание
 
ересь. еретики. молитва за еретиков
Православное исповедание
 
ересь. Иуда Искариот
св. Ефрем Сирин
 
ересь. Иуда Искариот
блж. Августин
 
ересь. общение с еретиками
св. Марк Ефесский
 
ересь. раскол
блж. Августин
 
естество.= природа. единство
св. Максим Исповедник
 
естество. сотворенная природа. изменчивость
св. Максим Исповедник
 
естество. сотворенная природа. изменчивость
св. Феофан Затворник
 
 

Евангельский закон
св. Кирилл Александрийский
"И благодать воз благодать" (Ин. 1:16).
"...и благодать людям давал и закон, призывая к Богопознанию и отвлекая заблудших от служения идолам, и кроме того еще показуя зло и научая добру, хотя и не совершенно, но воспитательно и благоплодно: истина же и благодать чрез Единородного вводит добро нам не в образах и не как бы в сени начертывает полезное, но в яснейших и чистейших постановлениях и руководствует к совершенному познанию веры".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 9. С. 157

 
еврейский язык
св. Григорий Нисский
Св. Григорий предполагает, что еврейский язык новее прочих на основании Пс. 80:6: "языка, егоже не ведяше, услыша".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 367-368

 
единичное
Аристотель
"...нет никакой разницы - сказать ли "единое по числу" или "единичная вещь": ведь единичным мы называем именно то, что одно по числу, а общим - то, что сказывается о единичных вещах".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 3. Гл. 4. 999b-1000a. С. 110

 
единичное
Лейбниц Г.В.
Оппонент Лейбница говорит, что для индивидов нет ничего существенного.
"Я полагаю, что есть нечто существенное для индивидов, и даже больше, чем обычно думают. Для субстанций существенно действовать, для сотворенных субстанций - подвергаться воздействию, для духов - мыслить, для тел - обладать протяжением и движением. Стало быть, существуют классы или виды, к которым индивид не может (по крайней мере естественным образом) перестать принадлежать, раз он к ним уже принадлежал, какие бы перевороты ни произошли в природе... можно перестать быть здоровым, красивым, ученым и даже видимым и осязаемым, но не перестают обладать жизнью, органами и восприятием".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 3. Гл. 6. С. 307

 
единичное.= ипостась
еп. Немезий Эмесский
"...следует далее сказать, что такое единичное. Оно есть то, что называется у риторов обстоятельственными частицами: кто, кого, что, чем, где, когда, как, почему, - как, например, личность, дело орудие, место, время, образ, причина. Личность - тот, кто действует, или тот, на ком сосредоточено действие..."
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С. Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 31. О непроизвольном по неведению. С. 107

 
единичное.= ипостась. > предметы одинаковой природы не допускают превращения друг в друга
св. Кирилл Александрийский
"...предметы одинаковой природы, конечно, не должны допускать превращения друг в друга и принимать какое-либо смешение одного с другим так, чтобы обозначаемые предметы могли из множества сокращаться в единицу, или, например, и из двоицы в единицу. Если праотец Адам был единосущен рожденному от него дитяти, то поэтому ведь отец не перейдет в сына и сын также не обратится в отца, но при одинаковости сущности каждый будет иметь свое особенное свойство, - и каждый рожденный от отца должен быть мыслим как сын, так же как и родитель кого-либо оказывается отцом".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 4. С. 51

 
единичное.= ипостась. > тождество сущности отнюдь не может уничтожать различия между собою существ однородных или одновидных
св. Кирилл Александрийский
"Но если допустить смешение между собой по природе единосущных предметов и если существа с своими особыми и неделимыми ипостасями будут переходить в какое угодно другое существо того же рода или вида, то что же в таком случае отличает нечестивца от святых, как скоро никакого не оказывается между ними различия в личных свойствах, а по тождеству сущности одно заключается в другом? Тогда у нас все без всякого различия смешается со всем, - и предатель Иуда будет Петром или Павлом, как единосущный Петру и Павлу, а // Петр, в свою очередь, или Павел, будут Иудой, как единосущные с ним. Но думать так бессмысленно, - и тождество сущности отнюдь не может уничтожать различия между собою существ однородных или одновидных".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 4. С. 54-55


единичное.= ипостась
Седьмой Вселенский Собор
"Ипостасью мы называем какую-либо разумную сущность с ее свойствами... а естеством называем предмет, который существует сам по себе и не нуждается в другом для своего существования..."
Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения. Деяние 6-е Седьмого Вселенского Собора//Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. 2-е изд. Казань, 1891. Т. 7. С. 231

 
единичное.= ипостась. естество. начало
св. Григорий Нисский
"...понятия о Них [Отце, Сыне и Святом Духе] не сливаем в одну ипостась, но как свойство ипостасей сохраняем раздельным, так единства сущности не разделяем с Лицами, чтобы под словом "начало" не стал кто разуметь двоих разнородных, и чрез это не открыл входа учению манихеев. Ибо созданное и несозданное по значению одно другому решительно противоположно. Посему если два лица возведены будут в начала, то неприметно у нас в церковь Божию внесет яд свой манихейство".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1863. Ч. 5. Кн. 1. Гл. 35. С. 191

 
единичное.= ипостась. подлежащее. отличительное свойство
св. Василий Великий
"Как сказавший "Павел, и Силуан, и Тимофей", хотя произнес три имени, но связал их между собой слогом "и", так и сказавший имя Отца и Сына и Святаго Духа, наименовав три Лица, соединил Их союзом, научая этим, что каждому имени присвояется Свое означаемое, потому что имена - знаки именуемых предметов. А что эти Именуемые имеют Свой особенный отрешенный образ бытия, в этом не сомневается никто, сколько-нибудь имеющий смысла. Ибо то же естество Отца и Сына и Святаго Духа, и Божество Их едино, но именования различны и представляют нам определенные и полные понятия. А пока мысль не достигает до неслитного представления о личных свойствах Каждого, дотоле невозможно ей совершить славословия Отцу и Сыну и Святому Духу.//...
Уму нашему должно как бы опереться на некоем подлежащем, и отпечатлеть в себе ясные его черты, и таким образом прийти к уразумению желаемого. Не имея понятия об отечестве и не помыслив о том, к кому прилагается это отличительное свойство, можно ли составить себе понятие о Боге Отце? Не довольно того, чтобы перечислить разности Лиц, но надо исповедовать о каждом Лице, что Оно в истинной ипостаси".
св. Василий Великий. К неокесарийским ученым//Творения: в 3-х т. СПб., 1911. Т. 3. С. 243-244

 
единичное. общее. Промысл
еп. Немезий Эмесский
"...общее состоит из совокупностей единичностей. Действительно, виды равняются всем вместе единичностям и наоборот, и вместе с ними и разрушаются, и сохраняются. Между тем ничто не препятствует, чтобы все неделимые, не будучи предметом никакого верховного попечения, погибли. Таким образом, с их уничтожением разрушится и общее". А это невозможно, чтобы разрушилось общее.
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С. Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 44. О том, чего касается Промысел. С. 145

 
единичное. определение. доказательство
Аристотель
"...ясно, что для чувственно воспринимаемых единичных сущностей не может быть ни определения, ни доказательства. В самом деле, преходящее недостоверно для тех, кто обладает знанием, когда перестает быть предметом чувственного восприятия, и хотя в душе сохраняются мысли о нем (logoi), все же ни определения, ни доказательства его уже не будет. Поэтому, если тот, кто имеет дело с определением, дает определение какой-нибудь единичной вещи, он должен знать, что но всегда может быть опровергнуто, ибо дать такое определение невозможно".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 7. Гл. 15. 1040a. С. 217

 
единичное. принцип индивидуации
Лейбниц Г.В.
"Помимо разницы во времени и месте должен всегда иметься внутренний принцип различия, и хотя существует много вещей одного и того же рода, однако никогда не бывает совершенно одинаковых вещей".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 27. С. 230

 
единичное. принцип индивидуации
Лейбниц Г.В.
"Если бы два индивида были совершенно сходны и одинаковы, одним словом, неразличимы сами по себе, то не было бы принципа индивидуации... Если бы существовали атомы, то есть совершенно твердые и совершенно неспособные к внутреннему изменению тела, отличающиеся друг от друга лишь по величине и фигуре, то очевидно, что атомы, обладающие одной и той же фигурой и величиной (что было бы вполне возможно), были бы тогда неразличимы сами по себе и их можно было бы различить только по внешним наименованиям, лишенным внутреннего основания, что противоречит самым основным принципам разума. Но в действительности всякое тело способно изменяться и даже фактически изменяется, так что оно в себе самом отличается от всякого другого тела".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 27. С. 231

 
единичное. принцип индивидуации
Лейбниц Г.В.
"Организация или конфигурация без жизненного принципа, называемого мною монадой, было бы недостаточно для сохранения idem numero или того же самого индивида, так как конфигурация может сохранить свою специфичность, но не сохранить индивидуальности".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 27. С. 232

 
единичное. принцип индивидуации
Лейбниц Г.В.
Тела всегда изменяются. Человек остается тем же самым индивидом благодаря душе.
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 27. С. 232

 
единичное. принцип индивидуации
Лейбниц Г.В.
"Я говорю, что идея ясна, когда ее достаточно, чтобы узнать и отличить вещь".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 29. С. 256

 
единоверие
св. Филарет Московский
"Православные церкви обращать в единоверческие значило бы переходить от совершенного к менее совершенному и на пути от разделения к единству отступить более или менее назад. Надобно стараться избегать сего, и вразумлять единоверцев быть истинными единоверцами. В Москве единоверцы свой чин соблюдают, но и православной церкви не чуждаются.
Отказывать в переходе из общеправославного прихода в единоверческий - почему "не логично"? Это и с коренными началами единоверия согласно, и логично, потому что переходить от совершенного к менее совершенному - вот что не логично. Обряды общеправославные истинно древние, а единоверческие имеют не более 300 лет древности. Те правильные не обязательные, а сии допускаемые по снисхождению к чистому Преданию, и потому что ереси в себе не заключают. Архиерей служит в единоверческой церкви по их обрядам по снисхождению".
св. Филарет Московский. Письмо к епископу Антонию (Амфитеатрову)//Мнения, отзывы и письма по разным вопросам за 1821-1867 гг. сост. Л. Бродский. М., 1905. N 194, н), 1867 г. С. 343

 
единое
Аристотель
"Что же касается того, что называется единым самим по себе, то нечто из этого называется так благодаря непрерывности, например: пучок - благодаря связанности, куски дерева - благодаря клею; так же и линии, хотя бы и // изогнутая, но непрерывная, называется единой, как и каждая часть тела, например нога и рука. А из них непрерывное от природы едино в большей степени, нежели непрерывное через искусство".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 6. 1015b-1016a. С. 152-153

 
единое
Аристотель
"...все, что не допускает деления, вообще называется единым, именно поскольку оно не допускает деления; например, если что-то не допускает деления как человек, то оно один человек..."
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 6. 1016b. С. 154

 
единое
Аристотель
Единое: "[1] непрерывное - либо вообще, либо - особенно - по природе, а не через соприкосновение или связь (да и из этого надо считать единым в большей мере и первее то, движение чего нераздельнее и более просто); [2] едино - и даже в большей мере - то, что составляет целое и имеет определенный образ, или форму, особенно если нечто таково от природы, а не посторонней силой (наподобие того, что соединено клеем, или гвоздями, или узлом), и имеет причину своей непрерывности в самом себе. А вещь бывает такой оттого, что движение ее одно и неделимо по месту и времени; поэтому ясно, что если чему-то присуще от природы первое начало первичного движения (я имею в виду первое начало перемещения - круговое движение), то это - первичная единая величина... А в другом смысле едино то, определение чего едино. Таково то, что постигается единой мыслью, то есть то, мысль о чем неделима, неделима же мысль о неделимом по виду или по числу; [3] по числу неделимо единичное, [4] по виду - то, что неделимо для понимания и познания, так что единым в первичном смысле можно было бы считать то, что есть причина единства сущностей. Итак, вот во скольких значениях говорится о едином - это непрерывное от природы, целое, единичное и общее, и все они единое потому, что в одних // случаях неделимо их движение, в других - мысль о них или определение их".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 1. 1052a. С. 252-253

 
единое
Аристотель
"Однако не все единое неделимо в одинаковом смысле, например стопа и единица: последняя такова во всех отношениях, а первую надо относить к тому, что неделимо лишь для чувственного восприятия... ведь, собственно говоря, все непрерывное делимо".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 1. 1053a. С. 255

 
единое
Аристотель
"...единое в каждом роде есть нечто определенное и... само по себе единое ни у какого рода не составляет его природу..."
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 2. 1054a. С. 257

 
единое. ипостась. единичность
св. Григорий Нисский
"У всего иного слово "един" имеет значение неимения другого. А у Отца и Сына единое усматривается не в единичности; ибо сказано: "Я и Отец - одно" (Ин. 10:30)".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 11, Гл. 2. С. 214

 
единое. мера
Аристотель
"А что единое означает меру, это очевидно".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 14. Гл. 1. 1087b. С. 351

 
единое. мера
Аристотель
"...во всех этих случаях мерой и началом служит нечто единое и неделимое, ибо и при измерении линий мы как неделимой пользуемся линией величиною в одну стопу: всюду в качестве меры ищут нечто единое и неделимое, а таково простое или по качеству, или по количеству. А где представляется невозможным что-то отнять или прибавить, там мера точна (поэтому мера числа самая точная: ведь единица принимается как нечто во всех отношениях неделимое); а во всех остальных случаях стараются брать эту меру как образец: у стадия, у таланта и вообще у того, что покрупнее, бывает менее заметно, когда что-то прибавляют к ним или отнимают от них, чем у величины меньших размеров".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 1. 1052b-1053a. С. 254

 
единое. мера. число
Аристотель
"...быть единым - значит быть неделимым именно как определенное нечто и существующим отдельно либо пространственно, либо по виду, либо в мысли; иначе говоря, это значит быть целым и неделимым, а скорее всего быть первой мерой для каждого рода, главным образом для количества; ведь отсюда [это значение единого] перешло на другие [роды сущего]. Мера есть то, чем познается количество; а количество как таковое познается или через единое, или через число, а всякое число - через единое, так что всякое количество как таковое познается через единое, и то первое, чем познаются количества, есть само единое..."
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 1. 1052b. С. 253

 
единое. V множество
Аристотель
"К единому относится... тождественное, сходное и равное, к множеству - разное, несходное и неравное".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 3. 1054a. С. 257

 
единое. определение
Аристотель
"...как об одном говорится о вещах, определение которых, обозначающее суть их бытия, неделимо, если его сопоставить с другим определением, обозначающим суть бытия вещи (само по себе всякое определение делимо)..."
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 6. 1016a. С. 154

 
единое. подлежащее. субстрат
Аристотель
"...в другом смысле едиными называются вещи в силу того, что субстрат их неразличим по виду; а неразличим он у тех вещей, вид которых неделим для чувственного восприятия; субстрат же - это или первый, или последний по отношению к исходу. В самом деле, и вино называется единым, и вода единой, поскольку они неделимы по виду; и все жидкости называются едиными (например, масло, вино), и все плавкое также, потому что последний субстрат у всех них один и тот же: все они вода или воздух. Называется одним также и то, что принадлежит к одному роду, отличающемуся противолежащими друг другу видовыми отличиями; и все это называется единым, потому что род, лежащий в основе видовых отличий, один (например, лошадь, человек, собака суть нечто единое, поскольку все они живые существа), и именно так же, как материя одна. Иногда такие вещи называются едиными в этом смысле, а иногда - тождественными по отношению к высшему роду: если дело идет о последних видах рода... // например: треугольники равнобедренный и равносторонний - это одна и та же фигура, так как оба - треугольники, хотя и не одни и те же треугольники".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 6. 1016a. С. 153

 
единое. V простое
Аристотель
"...единое же и простое не одно и то же: единое означает меру, а простое - свойство самой вещи".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 12. Гл. 7. 1072a. С. 309

 
единое. по роду. по виду. по числу. по соотношению
Аристотель
"...одни вещи едины по числу, другие - по виду, иные - по роду, а иные - по соотношению (kat' analogian). По числу едины те, материя которых одна, по виду - те, определение которых одно, по роду - те, которые принадлежат к одной и то же категориальной форме, по соотношению - две вещи, которые находятся друг к другу в таком же отношении, как нечто третье к чему-то четвертому. При этом последующие виды [единства] всегда сопутствуют предшествующим, например: то, что едино по числу, едино и по виду, но не все, что едино по виду, едино и по числу... не все, что едино по соотношению, едино по роду".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 6. 1016b-1017a. С. 155

 
единое. сущность
Аристотель
"...едиными в первичном смысле называются те вещи, сущность которых одна".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 6. 1016b. С. 154

 
единое. тождественное. сходство. V другое
Аристотель
"...в одном смысле мы иногда как о тождественном говорим о едином по числу, затем - когда нечто едино и по определению, и по числу, например: ты сам с собой одно и по форме, и по материи; и далее - когда обозначение первичной сущности одно, например, равные прямые линии тождественны, и равные и равноугольные четырехугольники - тоже, хотя их несколько, но у них равенство означает единство.
А сходными называются вещи, когда, не будучи во всех отношениях тождественными и имея различие в своей составной сущности, они одни и те же по форме, как больший четырехугольник сходен с малым, и неравные прямые сходны друг с другом, ибо они именно сходны друг с другом, но не во всех отношениях одни и те же. Далее, вещи называются сходными, когда, имея одну и ту же форму и будучи в состоянии быть больше и меньше, они не больше и не меньше. А другие вещи, когда у них одно и то же по виду свойство (например, белый цвет) бывает [у одной] в значительной степени и [у другой] слабее, называются сходными, потому что форма у них одна. Наконец, вещи называются сходными, когда у них больше тождественных свойств, нежели различных, или вообще, или очевидных; например, олово сходно с серебром, а золото - с огнем, поскольку оно желтое и красноватое.
А отсюда ясно, что о разном, или инаковом, и о несходном говорится в различных значениях. И "другое" в одном значении противолежит "тождественному", а потому каждая вещь по отношению к каждой другой есть либо то же самое, либо другое; в ином смысле говорят о "другом", когда у них ни материя не одна, ни определение не одно и то же, поэтому ты и твой сосед - разное. А третье значение "другого" - то, в каком оно употребляется в математике. Таким образом, каждая вещь обозначается по отношению к каждой другой как "разное" или "тождественное" в той мере, в какой о ней говорится как о едином и сущем, и вот почему: "другое" не есть противоречащая противоположность "тождественному", поэтому оно (в отличие от "нетождественного") не сказывается о не-сущем, а сказывается о всем сущем: ведь всякое сущее и единое есть от природы либо "одно", либо не "одно".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 3. 1054ab. С. 258

 
единое. человек один
Аристотель
"...если вместо "человек" говорят "один человек", то ничего дополнительного не высказывают (так же и "быть" ничего не значит помимо сути вещи, ее качества или количества), а быть единым означает быть чем-то отдельным".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 10. Гл. 2. 1054a. С. 257

 
"Единосущный". > термин предложил св. имп. Константин
Сократ Схоластик
Сократ Схоластик. Церковная история. М.: РоссПЭн, 1996. Кн. 1. Гл. 8. Послание Евсевия Памфила. С. 22

 
елеопомазание. таинство
св. Филарет Московский
Апостол Иаков "ясно различает два действия пресвитерской молитвы // и священного елеопомазания: врачевание души: "аще грехи сотворил есть, отпустятся ему", и врачевание тела: "воздвигнет его Господь" (Иак. 5:15), - разумеется, не всегда безусловно, а по мере веры, и соответственно спасительным видам Промысла Божия".
св. Филарет Московский. Беседа по освящении храма святых Первопрестольных Апостолов Петра и Павла, при московской Мариинской больнице. 1857 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 435-436

 
епископ
Православное исповедание
"Если же архиереи, управляющие Церквами, и именуются главами оных, то сие должно принимать в таком смысле, что они суть местоблюстители Христовы, каждый в своей области, и главы частные по словам Писания: "Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави // Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" (Деян. 20:28). А Пастыреначальник есть Сам Иисус Христос, как говорит Петр: "и явльшуся Пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец" (1 Петр. 5:4)".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 85. С. 60-61

 
епископ. Апостол Павел. таинство священства
св. Филарет Московский
"Святой Апостол Павел в чудесном откровении видел Господа Иисуса Христа, и от Него непосредственно принял призвание к вере Христовой и к служению Апостольскому, но когда пришло время действительно приступить ему к устроению Церквей и в них священства, тогда он с Варнавой принял для сего рукоположение от Симеона, Лукия и Манаила. "Тогда (говорит книга Деяний Апостольских) постившеся и помолившеся, и возложше руки на них, отпустиша их" (Деян. 13:3). Так необходимо, и так важно священнотаинственное рукоположение!"
св. Филарет Московский. Речь к Преосвященному Игнатию, новорукоположенному епископу Можайскому. 1866 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 571

 
епископ. общение епископов между собой
св. Филарет Московский
"У нас не многие из епископов необходимо поставлены в совещательные сношения с старейшими: не знаю, многие ли расположены входить в такие сношения добровольно, по наставлению синодального устава (Духовный Регламент. о еписк. ст. IV). Но понятно само собою, что при недостатке епископских общений, опытность одних не может приносить плодов, которые могли бы принести посредством подаваемых советов, и неопытность других может иногда приносить незрелые плоды незрело обдуманного действования".
св. Филарет Московский. Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому Порфирию. 1858 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 471

 
епископ. объединение в округа
св. Филарет Московский
"В древней церкви к удобству, стройности и единству действования на соборе приготовляли постоянные отношения епископов епархий или городов к областному митрополиту или архиепископу, на основании 34 Апостольского правила. В Российской Церкви сего нет. Духовный Регламент видел нужду в таковых сношениях, для советов и разрешения недоумений епископов, но предписал только советоваться с соседними епископами, что и не обязательно, и не благонадежно".
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 448, 1856 г. С. 148

 
епископ. объединение в округа
св. Филарет Московский
"В Бозе почивший император Александр Первый имел мысль соединить по нескольку епархий в округи, имеющие одного старейшего епископа, к которому епархиальные в трудных случаях обращались бы для совета, и который имел бы над ним наблюдение и давал им советы к разрешению недоумений и к исправлению открывающихся погрешностей и беспорядков. По высочайшему повелению, составленный о сем учреждении краткий проект остановлен был на пути в Таганрог, и не имел дальнейшего движения. О потребности такого учреждения нужно рассудить на предлагаемом соборе, или даже и прежде него..."
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 448, 1856 г. С. 149

 
епископ. объединение в округа. Попытка 1681 г.
Ключевский В.О.
"В конце 1681 г., когда возбужден был вопрос об отмене местничества, т.е. о разрушении одной из основ политического значения боярства, оно втихомолку сделало еще попытку спасти свое положение. Видя крушение своих давних надежд на господство в государственном центре, оно попыталось упрочиться в провинции. Составлен был план раздела государства на крупные исторические области, вошедшие в его состав и бывшие некогда самостоятельными государствами. В эти области из наличных представителей московской знати назначались вечные, несменяемые, пожизненные наместники. Так явились бы полномочные местные правители, "боярин и наместник князь" царства Казанского или царства Сибирского и т.д. Царь Федор дал уже согласие на этот план аристократической децентрализации управления, но патриарх, на благословение которого препровожден был проект, разрушил его, указав на опасности, какими он угрожает государству".
Ключевский В.О. Лекция 44//Курс Русской истории. М.:"Мысль",1988. С. 78-79

 
епископ. правящий; на покое
Суворов Н.С.
В древности Церковь знала только правящих епископов, не было викарных и на покое. В соборах епископ участвовал по сану, как носитель апостольского Предания.
"Так как епископы являются на собор не как представители Церквей, чего не было, а как носители дара истины, и выразители апостольского Предания, то желательно пригласить, кроме правящих, и других, за исключением лишь тех, которые окажутся необходимыми на местах для управления епархиями".
проф. Суворов Н.С. Журналы и протоколы заседаний Высочайше учрежденного предсоборного присутствия. СПб, 1906. Т. 1. С. 5

 
епископ. таинство священства. Апостольское преемство
св. Филарет Московский
"И на тебе рукоположение апостольское и духоносное, хотя чрез многие преемственно руки, но непрерывным мановением сошедшего на Апостолов Святаго Духа до тебя простертое".
св. Филарет Московский. Речь к новопосвященному Епископу Дмитровскому Евгению. 1857 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 432

 
ересь
св. Афанасий Великий
Христос "заставил молчать бесов, взывающих из гробов. Хотя истинно было утверждаемое ими, и не лгали тогда, говоря: Ты Сын Божий (Мф. 8:29), Святый Божий (Мк. 1:24), однако не захотел, чтобы истина произносима была нечистыми устами, и особенно - устами бесов, и чтобы, под предлогом истины, примешав свою греховную волю, не всеяли ее, "когда люди спали" (Мф. 13:25). ...каждая ересь, имея отцом собственного измышления искони совратившегося и сделавшегося человекоубийцей и лжецом диавола и стыдясь произнести ненавистное его имя, притворно принимает на себя прекрасное и превысшее всего Спасителево имя, собирает изречения Писаний, произносит слова, утаивает же истинный смысл..."
св. Афанасий Великий. К епископам Египта и Ливии - окружное послание против ариан//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 3. С. 14

 
ересь
св. Афанасий Великий
"Но если бы кто из правоверующих говорил это ["по хотению и изволению произошел Сын от Отца", - как говорили ариане] в простоте, то не было бы ничего подозрительного в сказанном, потому что простодушное произнесение таких слов превозмогалось бы православным разумением. Поскольку же говорят это еретики, а еретические речи подозрительны, и, как написано: "замыслы нечестивых - коварство, речи нечестивых - засада" (Притч. 12:5-6), хотя бы сделали и один намек, потому что имеют развращенное// сердце: то исследуем сказанное ими и разыщем, не с тем ли они, во всем обличенные, наконец, подобно гидрам, измыслили новое речение, чтобы, при таком хитрословии и при своей вкрадчивости, снова в ином виде посеять свое нечестие".
св. Афанасий Великий. На ариан Слово третье//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 59. С. 442-443

 
ересь
св. Афанасий Великий
"Еретик, имея развращенный ум, спрашивает не для того, чтобы выслушав убедиться и научившись раскаяться, но чтобы, если станет молчать, не подвергнуться осуждению обольщенных им".
св. Афанасий Великий. К Серапиону, еп. Тмуискому послание 4, о Святом Духе//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 1. С. 68

 
ересь
св. Афанасий Великий
"Если кто произносит речения не из Писания взятые, то это ничего не значит, пока держит он благочестную мысль. А еретик, хотя употребляет и из Писаний взятые речения, при всем этом, как человек подозрительный и растленный умом, услышит от Духа: "вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими?" (Пс. 49:16). Так диаволу, хотя говорил он из Писаний, Спаситель заградил уста. А блаженный Павел, хотя говорит заимствованное у внешних: "критяне всегда лжецы" (Тит. 1:12); "мы Его и род" (Деян. 17:28); "худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33), однако же, как святой, содержит благочестную мысль, и, имея ум Христов, есть учитель языков в вере и истине, и что вещает, то говорит благочестно".
св. Афанасий Великий. Послание о соборах бывших в Аримине Италийском и Селевкии Исаврийской//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. Гл. 39. С. 144

 
ересь
блж. Августин
Церковь "пользуется... еретиками - для утверждения своего учения, раскольниками - для доказательства своей твердости, иудеями - для сравнительного указания своей красоты".
блж. Августин. Об истинной религии//Творения. 2-е изд. Киев, 1912. Часть 7. Гл. 6. С. 10

 
ересь
блж. Августин
"...еретики являются из числа людей, которые хотя бы даже и находились в Церкви, тем не менее, однакоже, заблуждались бы. Когда же они делаются внешними, бывают весьма для нас полезными, не потому, чтобы учили истине, которой не знают сами, а потому что побуждают плотских кафоликов искать, а духовных открывать истину. В святой Церкви есть много мужей искусных пред Богом, но они не бывают явлены (1 Кор. 11:19) в нас, пока, услаждаясь мраком своего невежества, мы предпочитаем предаваться сну, чем созерцать свет истины. Поэтому многие возбуждаются от сна благодаря еретикам, дабы видеть день Господень и возрадоваться. И так будем пользоваться и еретиками, не с тем, чтобы одобрять их заблуждения, а чтобы самим быть более бодрственными и осторожными, защищая кафолическое учение от их козней, хотя бы их самих и не могли мы призвать ко спасению".
блж. Августин. Об истинной религии//Творения. 2-е изд. Киев, 1912. Часть 7. Гл. 8. С. 14

 
ересь
блж. Августин
"...Хам же, имя которого в переводе значит "горячий", средний сын Ноя, отличаясь от того и другого [Сима и Иафета] и держась между тем и другим, не примыкая ни к начаткам израильтян, ни к избыточеству языков, что другое означает,// как не род еретиков, пылающий духом не мудрости, а нетерпения, которым обыкновенно воспламеняются страсти еретиков и возмущают мир святых? Последнее, впрочем, обращается на пользу преуспевающим, согласно известному изречению Апостола: "Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные" (1 Кор. 11:19). Почему и говорится в Писании: "Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится" (Притч. 10:5). Ибо многое относящееся к вере кафолической в то самое время, как подвергается нападениям со стороны беспокойной горячности еретиков, с целью возможной защиты против них и тщательнее исследывается, и яснее понимается, и настойчивее проповедуется".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 16, гл. 2. С. 138-139

 
ересь
блж. Августин
"Но диавол, видя, что храмы демонов пустеют и человеческий род притекает к имени Освободителя-Посредника, воздвиг еретиков, которые под христианским именем// противодействуют христианскому учению. Как будто в граде Божием их могли терпеть спокойно, не принимая против них никаких мер, подобно тому как Град смешения терпит у себя философов, проповедующих различные и противоположные мнения! И вот те, которые в Церкви Христовой мыслят что-нибудь вредное и превратное, когда принятым к направлению их на здравый и правильный образ мыслей мерам упорно сопротивляются и не хотят исправить своих зловредных и пагубных учений, делаются еретиками, выходя из Церкви, становятся в ряды дающих ей занятие врагов. Таким образом, своим злом они приносят истинным членам Церкви Христовой даже пользу, потому что Бог и зло употребляет на добро и "любящим Бога все содействует ко благу" (Рим 8:28). Ибо все враги Церкви, каким бы заблуждением и какой бы злобой они ни были ослеплены и развращены, если получают власть вредить ей телесно, упражняют ее терпение, а если являются ей противниками только по своему образу мыслей, упражняют ее мудрость, а так как и враги должны быть любимы, то дают упражнение и ее благорасположению, или даже благотворительности, действуют ли в отношении к ним убеждающим словом учения или грозой дисциплины".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 18, гл. 51. С. 84-85

 
ересь
блж. Августин
"...еретики, так как представляются имеющими имя, таинства, писания и исповедание христианские, причиняют великую скорбь сердцам благочестивых, потому что, с одной стороны, многие желающие быть христианами делаются по необходимости нерешительными в виду их разномыслий, а с другой - многие злоречивые находят в них основание хулить христианское имя..."
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 18, гл. 51. С. 86

 
ересь
Пространный Христианский Катехизис
"...ересь, когда люди к учению веры примешивают мнения, противные Божественной истине..."
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 102

 
ересь
св. Филарет Московский
О Православии - к еретикам, о Христианстве - к неверующим.
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1887. Т. 5. Ч. 1. N 578, 1861 г. С. 35

 
ересь
св. Филарет Московский
"Он [архимандрит Феодор (Бухарев)] говорит неправославно не потому, что думает еретически, но потому что думает и говорит бестолково".
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1887. Т. 5. Ч. 1. N 580, 1861 г. С. 47

 
ересь. > то же самое, из чего извлекают пользу здравые в вере, вредит зараженным страстью к состязаниям и словопрениям праздным
св. Василий Великий
"...люди невежественные, по своему несчастью, прилагают к Богу сказанное человекообразно, и что Писания изрекли "многочастне и многообразне", то, принимая односторонним образом, подвергаются падению, потому что не терпят доброго путеводительства. Ибо "правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные" преткнутся в правых (Ос. 14:10). И к удивлению, то же самое, из чего извлекают пользу// здравые в вере, вредит "зараженным страстью к состязаниям и словопрениям" праздным, как сказал Апостол (1 Тим. 6:4)! А что злонамеренно и с пытливостью, особенно же с неверием, предлагать вопросы о Боге есть душевная болезнь, это всякому известно. Ибо если не верят самому всесвятому Богу в том, что Сам говорит о Себе, то послушают ли Его пророков и апостолов, которые в божественных Писаниях говорят о Нем и об имеющих уповать на Него? Ибо "надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть" (Евр. 11:6); а не с неверием любопытствовать о том, что такое Он есть, тем более, любопытствовать о том, что не есть...
...желаешь знать, как Бог родил Сына? Но если спрашиваешь о Боге: как? то ты, конечно, вместе пожелаешь спросить: где, то есть, в каком месте? и когда, то есть, в какое время? А если неуместно предлагать о Боге такие вопросы, то еще неуместнее будет не верить. Может быть ты не стыдишься пребывать в неверии, ибо предлагаешь вопросы с тем, чтобы найти не веру, а безверие. Это справедливо, по написанному: "в лукавую душу не войдет премудрость" (Прем. Сол. 1:4)".
св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 5. С. 566-567

 
ересь. борьба с ересью
св. Григорий Нисский
"...если бы можно было без хлопот в тишине проводить мирную жизнь, то совершенно далеко было бы от моего намерения добровольно возмущать спокойствие, возбуждая и вызывая добровольно их на брань против нас. Но поелику осаждается град Божий - церковь, потрясается великая стена, кругом обложенная осадными орудиями ереси, и есть немалая опасность расхищенному слову Господню быть плененным воинством демонов, то, почитая страшным не участвовать в борьбе христиан, я не склонился к покою, и пот трудов предпочел бездействию покоя, зная точно, что, как, по слову Апостола, "каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3:8), так и все получат наказание за пренебрежение посильных трудов".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 268

 
ересь. борьба с ересью. Почему Св. Отцы опровергали еретиков?
св. Григорий Нисский
Свт. Василий Великий "от избытка духовных сокровищ и в злохудожные души без разбора изливал благодать премудрости, даже и в непризнательного к старавшимся сделать ему какое-либо добро Евномия. Ибо последний по чрезмерности душевного недуга, от которого изнемогал в деле веры, жалким казался для всех принадлежащих к Церкви. И кто сколько не сострадателен, чтобы не сжалиться над погибающим? Василия же единственно подвигло принять на себя врачевание то, что он один в преизбытке человеколюбия отважился целить и трудно больных, и вот в скорби о погибели мужа, по // естественной ему сострадательности к бедствующим, как некое противоядие вредным отравам, составил он слово в опровержение ереси, имея целью чрез это сделать человека снова здравым и возвратить Церкви".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1863. Ч. 5. Кн. 1. Гл. 2. С. 14-15

 
ересь. еретики
св. Феофан Затворник
"Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них" (Рим. 16:17).
"Что же нам делать с этими зловредными людьми? Апостол не сказал: сходитесь и бейтесь с ними, но - "уклонитеся от них". Если бы они делали это по незнанию или по заблуждению, их надлежало бы исправить. Но поелику намеренно погрешают, бегите от них прочь" (св. Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 962

 
ересь. еретики
св. Феофан Затворник
"Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых" (Рим. 16:18).
"Как самый беспокойный у нас тиран - желудок, то самоугодники больше всего заботятся о том, чтобы напхать его и заставить молчать. Имея ввиду сию немощь, Апостол и сказал, что они только чреву своему работают. Желудок движет их; они и круговращаются всюду, изобретши легкий способ к прибыли - распространение ложных учений, на которые, надо сказать, повсюду очень падок простой народ. Приходят под покровом благочестия, облекаются в тайну, шепотом // будто на ухо начинают вбрасывать в беседу непонятные слова, чтоб раздражить любопытство; когда же внимание возбуждено, прибавляют льстивые речи к слушающим, и между этим вливают яд зломыслия и уловляют в сети свои простейших. Средство, какое они употребляют, Апостол назвал chrestologia и eylogia, - слова приятные для слуха и льстящие сердцу".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 962-963

 
ересь. еретики
св. Феофан Затворник
"Таковии бо Господеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву: иже благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых" (Рим. 16:18).
"А от тех, которые тверды умом и нравом, они бегают, боясь отражения и поражения. Как везде, так и у вас они будут действовать. Так смотрите".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 963

 
ересь. еретики. > нельзя читать еретические книги
Православное исповедание
Пятая заповедь церковная предписывает, "чтобы неопытные в познании Священного Писания и наук не читали книг написанных еретиками, не слушали богохульного их учения, не вступали в разговор, и не имели обращения с ними, по слову Пророка Псалмопевца: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста" (Пс. 1:1). И в другом // месте заповедует Писание: "еретика человека по первом и втором наказании отрицайся" (Тит. 3:10)".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 91. С. 63-64

 
ересь. еретики. молитва за еретиков
Православное исповедание
Пятая заповедь церковная предписывает молиться "также за еретиков и раскольников, чтобы они обратились к вере православной прежде конца своей жизни".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 92. С. 64

 
ересь. Иуда Искариот
св. Ефрем Сирин
"Но зачем [Господь] избрал его [Иуду], или потому что ненавидел его? зачем же еще сделал его распорядителем и носителем кошелька? Во-первых, затем, чтобы показать совершенную любовь Свою и благодать милосердия Своего; потом, чтобы научить Церковь Свою, что хотя в ней бывают // и ложные учителя, однако учительская кафедра истинна, ибо место Иуды-предателя не осталось праздным; наконец, чтобы научить, что хотя и бывают негодные управители, однако правление Его домостроительства истинно".
св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 14. С. 204-205

 
ересь. Иуда Искариот
блж. Августин
"В числе их [Апостолов] Он имел одного, злобой которого пользуясь добрым образом, и планы относительно Своих страданий выполнил, и Церкви Своей дал пример терпимости в отношении к злым".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 18, гл. 49. С. 83

 
ересь. общение с еретиками
св. Марк Ефесский
"И божественный Златоуст, толкуя слова: "Аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет" (Гал. 1:9), говорит так: "Он не сказал: если бы они возвестили вам нечто противное или совершенно извратили бы, но если нечто малое благовестили бы помимо того, что вы приняли, или, быть может, что-нибудь изменили, - анафема да будут"... И Василий Великий в "Подвижнических наставлениях" так говорит: "Отвергать нечто из написанного или вводить нечто из ненаписанного - явное отпадение от веры и знак дерзости; ибо Господь наш Иисус Христос говорит: "Овцы Моя гласа Моего слушают" ; а перед этим Он говорит: "По чуждем же не идут, яко бежат от чуждаго гласа" (Ин. 10:5). И в "Послании к монашествующим" он так говорит: "Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть". ...Да и какая нужда много говорить?! - Все Учители Церкви, все Соборы и все Божественные Писания увещевают нас бежать от инакомыслящих и отступить от общения с ними".
св. Марк Ефесский. Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами во Флоренции//архим. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния. Jordanville, N.Y., The Holy Trinity Monastery, 1963. С. 282

 
ересь. раскол
блж. Августин
"Отступившие от нормы христианства многочисленные ереси служат свидетелями, что мыслящие и других старающиеся учить о Боге Отце, Его Мудрости и Божественном Даре иначе, чем как этого требует истина, не допускаются у нас к общению в таинствах. Мы веруем и учим, что относительно этой сущности человеческого спасения иной философии, то есть занятия мудростью, и иной религии не существует, так как те, учения которых мы не одобряем, к общению с нами в таинствах не допускаются.
...Иное дело - те, которые произвели расколы. Они могли бы остаться на гумне Господнем, как мякина, до дня последнего провеивания, если бы, по крайнему легкомыслию, не поддались надмению гордости и не отделились от нас добровольно сами".
блж. Августин. Об истинной религии//Творения. 2-е изд. Киев, 1912. Часть 7. Гл. 5. С. 9.

 
естество.= природа. единство
св. Максим Исповедник
"Совершенный в любви и достигший верха бесстрастия не знает разности между своим и чужим, или своей и чужой, или между верным и неверным, или между рабом и свободным, или даже между мужеским полом и женским.// Но став выше тиранства страстей и взирая на одно естество человеческое, на всех равно смотрит, и ко всем равно расположен бывает. Нет в нем ни иудея, ни еллина, нет мужеского пола, ни женского, нет раба, ни свободного, но все и во всех Христос (Гал. 3:28)".
св. Максим Исповедник. О любви. Вторая сотница//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 30. С. 182-183

 
естество. сотворенная природа. изменчивость
св. Максим Исповедник
(Ис. Нав. 10:12).
"Естества же символом принимается луна, по причине изменчивости. Впрочем, во святых естество бывает неизменным по причине неизменного навыкновения в добродетели".
св. Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие в русском переводе, дополненное: В 5 т. 2-е изд. М., 1900. Т. 3. Гл. 43. С. 239

 
естество. сотворенная природа. изменчивость
св. Феофан Затворник
"И бехом естеством чада гнева" (Еф. 2:3).
"Слово же - "естеством" стоит вместо: "истинно", "подлинно" - alethos kai gnesios" (Экумений, блж. Феофилакт)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 141
 

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

  Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru