www.moral.ru

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

каноническое право - крестное знамение

крещение

 

каноническое право. отмена

св. Филарет Московский

 

каноны. > древнейшее правило истинно

св. Филарет Московский

 

качество

Аристотель

 

качество. больше. V меньше

Аристотель

 

качество.= видовое отличие

Аристотель

 

качество. имена. от качеств

Аристотель

 

качество.= свойство. преходящее

Аристотель

 

качество.= свойство. преходящее

св. Кирилл Александрийский

 

качество.= свойство. состояние

Аристотель

 

качество.= свойство. сущность

св. Дионисий Ареопагит

 

качество.= свойство. сущность

св. Ириней Лионский

 

качество.= свойство. сущность

св. Григорий Нисский

 

качество.= свойство. сущность. добро

св. Григорий Нисский

 

качество.= свойство. сущность. сложность

Константинопольский собор. июль 1352 года

 

качество.= свойство. устойчивое

Аристотель

 

качество.= свойство. устойчивое

св. Григорий Нисский

 

качество.= свойство. устойчивое

св. Кирилл Александрийский

 

качество.= свойство. устойчивое. неизменный плод непреложной природы и неотчуждаемого блага

св. Кирилл Александрийский

 

качество.= свойство. устойчивое. сущность. сложность. благодать

св. Кирилл Александрийский

 

качество. сущность

св. Афанасий Великий

 

кесарь. Церковь. государство. > христиане пользовались имуществом кесаря

Фил. 4:22

 

кесарь. Церковь. государство. > христиане пользовались имуществом кесаря

св. Ириней Лионский

 

клятва

1 Царств гл. 25

 

количество

Аристотель

 

количество. больше. V меньше

Аристотель

 

количество. множество. величина

Аристотель

 

количество. противоположность

Аристотель

 

количество. число. больше. V меньше

Аристотель

 

красота. великолепие

св. Василий Великий

 

крест

Прем. Сол. 14:7

 

крест

св. Ириней Лионский

 

крест

св. Григорий Нисский

 

крест

св. Иоанн Златоуст

 

крест

св. Филарет Московский

 

крест. > крест изобразился во внутренностях жертвенного животного

св. Григорий Богослов

 

крест. вездесущие Божие

св. Григорий Нисский

 

крест. древо жизни. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

 

крест. закон

св. Ириней Лионский

 

крест. Искупление. вероучение

св. Кирилл Иерусалимский

 

крест. Искупление. выкуп

св. Кирилл Иерусалимский

 

крест. Искупление. выкуп. образ. понятие.= смысл

св. Григорий Палама

 

крест. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

 

крест. необычайное действие силы

св. Григорий Нисский

 

крест. образ.= знамение. понятие.= смысл. logos

св. Григорий Палама

 

крест. прообраз

Тертуллиан

 

крест. прообраз

св. Иоанн Дамаскин

 

крест. проповедь Евангелия

св. Феофан Затворник

 

крест. проповедь Евангелия. вера

св. Феофан Затворник

 

крестное знамение

св. Кирилл Иерусалимский

 

крестное знамение. > прогоняет бесов, когда его творит Юлиан Отступник

св. Григорий Богослов

 

крестное знамение

Православное исповедание

 

 

 

каноническое право. отмена
св. Филарет Московский

"Лишенного сана нельзя восстановить в прежнем сане. Это могло бы случиться, только когда бы решение собора другой старейший нашел несправедливым и незаконным".

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов по делам Православной Церкви на Востоке. СПб.,1899. С. 268

 

каноническое право. отмена
св. Филарет Московский

"Теперь спрашивается: кому благонадежнее последовать: четырем ли патриархам и собору 1484 года, или трем патриархам 1756 года? Больший собор мог бы изменить решение меньшего, но меньшинство не может отнять силы у решения предшествовавшего большего собора".

Мнение св. Филарета о принятии в общение православно-кафолической церкви члена протестантской англо-ирландской церкви Ричардсона и о рукоположении его, 22 июня 1862 г//св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1887. Т. 5. Ч. 1.

N 664, пар. 14. С. 282-283

 

каноны. > древнейшее правило истинно

св. Филарет Московский

"Всякое правило, посредством верного заключения извлеченное из Священного Писания, есть непременно...

Всякое правило древнейшее, при равенстве других обстоятельств, должно быть предпочтено менее древнему, или новому, по достовернейшей чистоте первенствующей Церкви, и по закону постоянства".

св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1885. Т. 1. С. 149

 

качество

Аристотель

"...и о качестве мы можем спросить, "что оно такое?", так что и качество есть некоторого рода суть, только не в прямом смысле; а так же, как о не-сущем некоторые только нарицательно говорят, что оно есть - не в прямом смысле, а в том смысле, что оно есть не-сущее, точно так же обстоит дело и с качеством".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 7. Гл. 4. 1030a. С. 193

 

качество. poioteta

Аристотель

"Качеством (poioteta) я называю то, благодаря чему предметы называются такими-то (poioi)".

Качество - белизна, справедливость. Такое-то - белое, справедливое. Аристотель различает качество как таковое (poiotes) и его конкретную реализацию (poion), причем poioi отыменны от poioteta: белое от белизны и т.п. - прим. З.Н. Микеладзе.

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 8. 8b. С. 72

 

качество. больше. V меньше

Аристотель

"Качества допускают большую и меньшую степень. ...вызывает сомнение, можно ли сказать, что одна справедливость есть большая или меньшая справедливость, чем другая... Но по крайней мере то, что называется по ним, бесспорно допускает большую и меньшую степень..."

Один более здоров, чем другой.

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 8. 10b-11a. С. 77

 

качество.= видовое отличие

Аристотель

"...относящееся к сущности видовое отличие и есть качество".

Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 14. 1020a. С. 165

 

качество. имена. от качеств

Аристотель

"...качества - это те, о которых мы говорили, а такими-то и такими-то вещи называют производными от них именами или именами, образованными от них как-то иначе. В большей части случаев и даже почти во всех такими-то их называют производными именами: так, от бледности - бледным, от умения читать и писать - умеющим читать и писать, от справедливости - справедливыми".

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 8. 10a. С. 76

 

качество.= свойство. преходящее

Аристотель

"Преходящими свойствами или состояниями называются такие качества, которые легко поддаются колебаниям и быстро изменяются, каковы, например, тепло и холод, болезнь и здоровье и все тому подобные. ...если только какое-нибудь из этих состояний с течением времени не укоренится и не окажется неустранимым или совершенно неподверженным изменению; а такое состояние можно было бы, пожалуй, уже назвать устойчивым свойством".

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 8. 8b-9a. С. 73

 

качество.= свойство. преходящее

св. Кирилл Александрийский

"...случайное качество не есть необходимая и неотъемлемая принадлежность сущности предмета".

св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 2. С. 249

 

качество.= свойство. состояние

Аристотель

"...свойства суть состояния, однако состояния не обязательно свойства. В самом деле, те, кто обладает теми или иными свойствами, находятся в каком-то состоянии в отношении их, а те, кто находится в каком-то состоянии, не во всех случаях обладают [соответствующим] свойством".

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 8. 9a. С. 73

 

качество.= свойство. сущность

св. Дионисий Ареопагит

"...все свойства могут быть приписываемы Ему одновременно, однако ни одно из них Его не являет".

св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 5. пар. 8. С. 79

 

качество.= свойство. сущность

св. Дионисий Ареопагит

"Богословие приписывает Всепричине одновременно вообще все [свойства], славя Ее как Единое".

св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 13. пар. 1. С. 112

 

качество.= свойство. сущность

св. Ириней Лионский

"...Бог есть Жизнь, Нетление и Истина. Сии и подобные свойства не были произведены в порядке постепенности, но они суть названия совершенств, всегда существующих в Боге, насколько возможно и свойственно людям слышать и говорить о Боге. Ибо к наименованию Бога приличествуют Ум, Слово, Жизнь, Нетление, Истина, Премудрость, Благость и тому подобное. И никто не может сказать, что Ум древнее Жизни, ибо Сам Ум есть Жизнь, ни что Жизнь позднее Ума, дабы не был когда-либо без жизни Тот, Кто есть Ум всего, то есть Бог".

св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 2. Гл. 13. С. 143

 

качество.= свойство. сущность

св. Григорий Нисский

"...Божество во всех отношениях должно быть прилично представляемо, не так, чтобы одно свойство в Нем понималось возвышенным образом, а другое оставалось без богоприличного достоинства, но о Боге непременно должно иметь// со всех сторон высокое и благочестивое понятие, и одно представление должно быть тесно соединено с другим. Поэтому показано было, что благость, мудрость, правда, сила, нетление, все вместе обнаруживается в плане нашего домостроительства..."

св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 24. С. 112-113

 

качество.= свойство. сущность. добро

св. Григорий Нисский

"...всеми за достоверное признается, что Божество не только сильно, но и справедливо, и премудро, и есть все то, что только ум считает лучшим. Отсюда следует, что в настоящем домостроительстве не одно какое-либо из приличных Богу свойств могло обнаружиться на деле, а другое нет. Ибо никакое вообще из этих названных высоких свойств само по себе не отделено от других, в особенности добродетель. И подлинно, добро не есть уже добро, если оно не соединено с правдой, мудростью и силой".

св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 20. С. 95

 

качество.= свойство. сущность. сложность

Константинопольский собор. июль 1352 года

"...не покоряющимся учению святых, которые внушают, что в естестве не бывает никакой сложности от естественных свойств... анафема".

Константинопольский собор. июль 1352 года//еп. Порфирий (Успенский). Восток Христианский. Афон/под ред. П.А.Сырку. СПб.,1892. Часть 3. Отд. 2. С. 262

 

качество.= свойство. устойчивое

Аристотель

"Устойчивое свойство отличается от преходящего тем, что оно продолжительнее и прочнее. Таковы знания и добродетели; в самом деле, знание, надо полагать, есть нечто прочное и с трудом меняющееся, даже если постигли его в малой степени, разве только произойдет значительная перемена из-за болезни или чего-то другого в этом роде".

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 8. 8b. С. 72

 

качество.= свойство. устойчивое

св. Григорий Нисский

Евномий осуждает слова св. Василия: "Когда обращаем взор на прошедшие века, и находим, что жизнь Бога простирается далее всякого начала, тогда называем Бога "нерожденным"; а когда простираемся умом в грядущие века, тогда никаким пределом необъемлемого, беспредельного, бесконечного, называем "нетленным".

св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия//Творения: в 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 1. С. 466-467

Св. Григорий отвечает Евномию: "Обещает обличить нас, будто мы называем Божество нетленным не по естеству; мы же только то одно почитаем чуждым естества, что приобретается чем-либо и может быть утрачено, а не те [свойства], без коих нельзя мыслить естества..."

св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 439

 

качество.= свойство. устойчивое

св. Кирилл Александрийский

"...что присуще кому-либо по существу, то имеет укорененную устойчивость".

св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 8. С. 110

 

качество.= свойство. устойчивое. неизменный плод непреложной природы и неотчуждаемого блага

св. Кирилл Александрийский

"Бе свет истинный" (Ин. 1:9).

"...Слово Бога по существу есть свет, не будучи таковым только вследствие причастия по благодати и имея в Себе это достоинство не в качестве случайного или прившедшего, как благодать, но в качестве неизменного плода непреложной природы и неотчуждаемого блага, перешедшего от Отца к Наследнику сущности Его".

св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 8. С. 99

 

качество.= свойство. устойчивое. сущность. сложность. благодать

св. Кирилл Александрийский

"Все тварное, любезнейший, мы видим сложным и нет в нем ничего простого. Посему, кто может сообщать мудрость другим, если он тварен, не есть сама премудрость, но служитель присущей ему премудрости. Ведь премудрый премудр премудростью, и кто научает других разумению, не есть само разумение, но посредник присущего // ему разумения, ибо и они разумны разумением. Так и тот, кто может просвещать других, не должен быть мыслим как свет в собственном смысле, но только как раздаятель находящегося в нем света, посредством учения пересылающий его в других и сообщающий прочим то благо, какое получил. Посему-то и сказано было святым Апостолам: "туне приясте, туне дадите" (Мф. 10:8). Что было у них благого, все это, конечно, есть и богоданное. Да и вообще природа не только людей, но даже и святых ангелов, не может похваляться собственными благами, ибо вместе с призванием к бытию каждое существо имеет от Бога и сам образ бытия, и мы не должны представлять в них ничего существенно присутствующего, что не было бы даром милости Творца и не коренилось бы в благодати Создателя. Итак, поелику все твари сложны, то свет не может быть в них собственно и просто, или несложно, но вместе со всем другим и свет они имеют по причастию и чрез получение от Бога. Напротив, свет истинный есть тот, который просвещает, а не от другого просвещается, каков и есть Единородный, представляемый с простой и несложной природой, ибо Божество чуждо всякой сложности".

св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 9. С. 112-113

 

качество. сущность

св. Афанасий Великий

Премудрость в Боге "не какое-либо качество. Нет, - такая мысль неприлична, потому что, иначе, Бог будет сложен из сущности и качества, потому что всякое качество бывает у сущности. А вследствие этого нераздельная Божественная единица окажется сложной, рассекаемой на сущность и случайное".

св. Афанасий Великий. На ариан Слово четвертое//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 2. С. 457

 

кесарь. Церковь. государство. > христиане пользовались имуществом кесаря

Фил. 4:22

"Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома".

 

кесарь. Церковь. государство. > христиане пользовались имуществом кесаря

св. Ириней Лионский

"...верующие, находящиеся при царском дворе, не пользуются ли из имущества кесаря припасами, и каждый из них по своей возможности не доставляет и неимущим?"

св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 4. Гл. 30. "Почему Бог повелел евреям при исходе взять у египтян сосуды?". С. 399

 

кесарь. Церковь. государство. > христиане пользовались имуществом кесаря

св. Ириней Лионский

"Если же сделать сравнение между нами и ими, то кто окажется справедливее получившим, - народ ли [израильский] от египтян, которые во всем были его должниками, или мы от римлян и прочих народов, которые ничем таким не обязаны нам? И мир пользуется спокойствием чрез них [римлян], и мы без страха ходим по дорогам и плаваем, где хотим. ...если бы тот, кто вменяет тебе это в вину и хвалится своим знанием, отделился от общества язычников и ничего чужого не имел, но буквально был наг и с голыми ногами и бездомно жил в горах как какое-либо животное, питающееся травами, то заслуживает снисхождения потому, что не знает потребностей нашего общежития. Если же он пользуется тем, что у людей называется чужим, и порицает прообраз сего, то сам себя показывает весьма несправедливым и против себя обращает такое обвинение".

св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 4. Гл. 30. "Почему Бог повелел евреям при исходе взять у египтян сосуды?". С. 400

 

клятва

1 Царств гл. 25

Давид дал клятву убить Навала и всех домашних его (1 Царств 25:22), но не исполнил ее (1 Царств 25:33-34).

 

количество

Аристотель

"...одни количества состоят из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другие - из частей, не имеющих такого положения..."

Первые два вида количества различаются между собой тем, что у одного части находятся друг возле друга (одновременность), а у другого - друг после друга (временной порядок).- прим. З.Н. Микеладзе.

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 6. 5a. С. 63

 

количество. больше. V меньше

Аристотель

"...и количество, [так же как сущность], не допускает большей и меньшей степени".

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 6. 6a. С. 66

 

количество. множество. величина

Аристотель

"Что касается количества, то одно раздельно, другое непрерывно, и одно состоит из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другое - из частей, не имеющих такого положения. Раздельны, например, число и слово, непрерывны - линия, поверхность, тело, а кроме того, время и место".

Количество, именуемое в "Категориях" раздельным, квалифицируется в "Метафизике" как не непрерывно делимое, или как счислимое, и называется множеством. Количество, именуемое в "Категориях" непрерывным, квалифицируется в "Метафизике" как непрерывно делимое, или как измеримое, и называется величиной. - прим. З.Н. Микеладзе.

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 6. 4b. С. 62

 

количество. противоположность

Аристотель

"Многое" противоположно "малочисленному" или большее - "малому". Во всяком случае ни одному из определенных количеств ничего не противоположно".

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 5. 3b. С. 60

 

количество. противоположность

Аристотель

"...количеству ничто не противоположно..."

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 6. 5b. С. 64

 

количество. число. больше. V меньше

Аристотель

Определенное "количество, надо полагать, не допускает большую и меньшую степень, например длина в два локтя: В самом деле, одно имеет длину в два локтя не в большей степени, чем другое. Равным образом и число; одна тройка, например, ничуть не в большей мере тройка, чем другая..."

Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 6. 6a. С. 65

 

красота. великолепие

св. Василий Великий

"Глас Господень в великолепии" (Пс. 28:4). Великолепие есть доблесть особенно великая. Поэтому, кто с благоприличием совершает все, что входит в какое-нибудь великое деяние, тот называется великолепным. Когда душа не будет раболепствовать мудрованию плоти, но в сознании того, что дано ей от Бога, восприемлет приличные ей величие и достоинство, тогда в ней "глас Господень". Кто имеет не тесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы тварей, возмог, по крайней мере несколько, постигнуть благость Божия Промысла, и сверх того не щадит издержек, но щедр, когда потребно исправить нужды братий: тот великолепен".

св. Василий Великий. Беседы на псалмы. Псалом 28//Творения: в 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 126

 

красота. великолепие

св. Василий Великий

"Прекрасна всякая душа, в которой созерцается соразмерность свойственных ей сил, но истинная и вожделеннейшая красота, созерцаемая только имеющими очищенный ум, принадлежит Божию и блаженному естеству. Кто внимательно устремляет взор на сияние и изящество этой Красоты, тот заимствует от нее нечто, как бы от красильного раствора, на собственное свое лице наводя какие-то цветные лучи. Почему и Моисей, соделавшись причастником той Красоты во время собеседования с Богом, имел прославленное лицо".

св. Василий Великий. Беседы на псалмы. Псалом 29//Творения: в 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 137

 

крест

Прем. Сол. 14:7

"Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!"

 

крест

св. Ириней Лионский

"И сам вид креста имеет пять концов: два по длине, два по ширине, и один в средине, на котором опирается пригвожденный".

св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 2. Гл. 24. С. 182

 

крест

св. Григорий Нисский

"Неужели крест древнее мира?" Нет.

св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 6, Гл. 4. С. 57

 

крест

св. Иоанн Златоуст

"Жезл силы послет ти Господь от Сиона" (Пс. 109:2).

"Не погрешил бы тот, кто бы назвал и крест жезлом силы, потому что этот жезл изменил землю и море и исполнил их великой силы. С этим жезлом Апостолы прошли по всей вселенной и совершили все; с ним они успевали во всем, начав от Иерусалима".

св. Иоанн Златоуст. На Псалом 109//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 286

 

крест

св. Филарет Московский

"Впервые слышу о ядовитом животном в виде креста. Крестовидному надлежало бы быть добрым".

Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 353, 1858 г. С. 538

 

крест. > крест изобразился во внутренностях жертвенного животного

св. Григорий Богослов

"...не знаю, описывать ли мне чудо, разглашаемое молвой, или не верить слухам? Колеблюсь мыслью и недоумеваю, на что преклониться, потому что достойное вероятия смешано здесь с неимоверным. Нет ничего невероятного, что при таком новом явлении зла и нечестия было какое-нибудь знамение; да и неоднократно случались знамения при великих переворотах. Но чтобы так было, как рассказывают, - это весьма удивительно для меня, а конечно - и для всякого, кто желает и считает справедливым, чтобы чистое объяснялось чисто. Рассказывают же, что, принося жертву, во внутренностях животного, увидел он [Юлиан Отступник] Крест в венце. В других возбудило это ужас, смятение и сознание нашей силы, - а наставнику нечестия придало только дерзости; // он протолковал: Крест и круг значат, что христиане отовсюду окружены и заперты. Это-то для меня чудно, и ежели это неправда, пусть развеется ветром; если же правда, то здесь опять Валаам пророчествует, Самуил, или призрак его, вызывается волшебницей; опять бесы невольно исповедуют Иисуса, и истина обнаруживается через противное истине, дабы тем более ей поверили. А может быть, это делалось и для того, чтобы его удержать от нечестия; потому что Бог, по Своему человеколюбию, может открывать многие и необыкновенные пути ко спасению".

св. Григорий Богослов. Слово 4, первое обличительное на царя Юлиана//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 84-85

 

крест. вездесущие Божие

св. Григорий Нисский

"Так как Божеству свойственно проникать во все и простираться на всякую часть в природе существ, потому что ничто вне Сущего не может пребывать в бытии; а главное и первое естество [во Христе] есть Божественная природа... то через Крест, вид которого разделен на четверо, потому что из середины, которой он соединяется сам с собой, четыре идут протяжения, мы научаемся тому, что Распростертый на нем во время смертного домостроительства все с Самим Собой связывает и соединяет//, приводя Собой различные природы существ к единству и согласию... Итак, если размыслишь о природе существ - небесных ли то, или подземных, или находящихся в каждом из концов вселенной, то уму твоему всюду встречается Божество, везде представляющееся единым в существах, и все содержащее в бытии. Поэтому Божеством ли должно наименовать эту природу, или словом, или силой, или премудростью, или другим каким-нибудь возвышенным и более способным выразить верховное существо свойством и именем, наше слово нимало не спорит о звуке, или имени, или образе выражений. Итак, поскольку вся тварь обращена к Нему и находится близ Него,// и через Него становится сродной сама с собой, потому что горние существа с дольними, и диаметрально им противоположные через Него между собой сочетаются, то нужно, чтобы мы не только через слух доходили до познания Божества, но и видение внушало возвышеннейшие понятия [о Нем]. Поэтому и великий тайнозритель Павел таинственно наставляет народ ефесский, дав ему возможность при посредстве этого руководства уразуметь, что такое "широта и долгота, и глубина и высота" (Еф. 3:18). Ибо каждое протяжение Креста он называет особенным словом, высотой именуя верхнюю часть, глубиной - нижнюю, а широтой и долготой - поперек идущие протяжения. И в другом месте, в послании к Филиппийцам, он яснее, мне кажется, представляет// эту мысль, когда говорит им, что "о имени Иисус Христовом всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних" (Фил. 2:10). Здесь всю срединную часть и землю он объемлет одним названием, наименовав земным все находящееся в середине между небесным и преисподним. Такое-то мы получили таинственное учение о Кресте".

св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово. М., 1859. Гл. 32. С. 142-145

 

крест. древо жизни. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

"...Господь в порядке [естества] действовал в теле от врат утробы до врат гроба. Отверз Своим рождением заключенную утробу и отверз Своим // воскресением, окруженный и охраняемый гроб. Посреди же воздвиг крест, чтобы тем, кои рождаются из утробы подверженными смерти, сперва встречался крест, как бы древо жизни, плод которого они должны собирать и умножать в телах своих, дабы когда смерть соберет всех их в утробе своей, они разрушили ее и избавились от власти ее".

св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 21. С. 317-318

 

крест. закон

св. Ириней Лионский

"...когда читается христианами, он [закон] есть сокровище, скрытое на селе, но открытое и изъясненное крестом Христовым, которое обогащает разум человеческий и показывает премудрость Божию, объявляет Его распоряжения относительно человека, предизображает Царство Христово, предблаговествует наследие Святого Иерусалима и предвозвещает, что человек, любящий Бога, достигнет того, что будет видеть Бога и слышать Его речь и от слышания ее столь прославляться, что прочие не могут смотреть на лице Его славы..."

св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 4. Гл. 26. С. 387

 

крест. Искупление. вероучение

св. Кирилл Иерусалимский

"Да будет тебе Крест первым незыблемым основанием, и на нем созидай все прочее учение веры".

св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 13-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 200

 

крест. Искупление. выкуп

св. Кирилл Иерусалимский

"Он истинно распят за грехи наши. Если бы ты захотел отвергнуть это, то видимое место обличило бы тебя, сия блаженная Голгофа, на которой собрались мы теперь ради Распятого на ней".

св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 4-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 47

 

крест. Искупление. выкуп

св. Кирилл Иерусалимский

"Всякое действие Христово составляет славу вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу".

св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 13-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 175

 

крест. Искупление. выкуп. образ. понятие.= смысл

св. Григорий Палама

"Какую же вещь он [человек] нашел бы среди вещей века сего, которая была бы выкупом за разумную душу, которой и весь мир не равен по своему значению. Итак, если бы некто мог приобрести весь мир, братия, то никакой от этого ему не было бы пользы, если бы при этом он нанес ущерб своей душе. Насколько же ужаснее, когда могущий приобрести лишь какую-то ничтожную малейшую часть сего мира по причине пристрастия к этому малейшему нанесет ущерб своей душе, вместо того чтобы взять Крест и в образе и в понятии и следовать Дарователю жизни?! Ибо и Сам Крест достопоклоняем и понятие [смысл] этого Образа... Растолковал это Павел, который, хвалясь Крестом, рассудил быть не знающим ничего, кроме Господа Иисуса, и притом распятого".

св. Григорий Палама. Омилия 11. О честном и Животворящем Кресте//Беседы: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 115

 

крест. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

"Змей, ужалив в раю Адама, умертвил, и погубил Израильтян в лагере. "И как Моисей вознес змия в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому" (Ин. 3:14), потому что, как посредством того изображения, какое Моисей прибил к кресту, смотревшие на него телесно, были освобождены телесно и остались живыми, так спасенные пригвожденным телом Христа, висящего на кресте, пребывают живы те, кои с верою взирают на Него. Чрез страдания, коих змей не мог // испытывать по природе своей, было указано, что на кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает".

св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 16. С. 242-243

 

крест. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

Иудеи "отвратились от того Лица, образ Которого постоянно начертывался пред ними. Он показался им чуждым по чертам истинного вида Своего, которыми Он сиял, как неизгладимою красотою. Все пророки показывали подобие черт Его, поелику образ жезла не был столь совершен, как знамение креста, и красота дерева, сделавшего воду сладкой, не была так совершенна, как красота того дерева, коим язычники были сладостными и кроткими".

св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 20. С. 316

 

крест. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

"Где только не проходило подобие Христа, как человека, все творения были потрясены им и приведены в смятение, море - жезлом Его, раны змей - знамением Его, горечь воды - прообразом Его. И где только ни появлялась Истина, внезапно были отвергнуты те, кои покрыты нечистотой".

св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 20. С. 316

 

крест. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

"После того, как Лот отделился от Аврама, Бог явился Авраму и сказал ему: "встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее" (Быт. 13:17). Сим, очевидно, прознаменуется крест. Но земля, обетованная родоначальникам в тайне креста, за крест же изринула чад своих и отдана иным наследникам".

св. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. Гл. 13. С. 276

 

крест. Искупление. прообраз

св. Ефрем Сирин

"И срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод" (Числ. 13:24), и несли ее на жерди. Грозд, который несли двое на жерди и который висел на ветви, где он и вырос, изображает то, что Пророки и Апостолы как бы пронесли на себе Еммануила. В другом же смысле представляет нам сие образ креста, а несшие грозд представляют образ двоих разбойников".

св. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Числ// Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. Гл. 13. С. 412

 

крест. необычайное действие силы

св. Григорий Нисский

"Мы говорим, что само тело, которым принял страдание, срастворенное Божескому естеству, чрез срастворение соделалось тем, чем есть воспринявшее оное естество; мы столь удерживаемся думать о Единородном Боге что-нибудь малое, что если по человеколюбивому домостроительству и воспринято что-либо из дольнего естества, то верим, что и это претворилось в Божественное и нетленное: а он [Евномий] страдание на кресте делает признаком отменности Его по существу, к худшему. Не знаю, как необычайное действие силы, по которой и сие стало возможным, делая признаком бессилия, он не разумеет и того, что ничто действующее соответственно собственному естеству не бывает предметом удивления, как необычайное; но что исходит за пределы естества, тому более всего удивляются, к тому обращается все внимание, всякая мысль напрягается, дивясь необычайному".

св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 5, Гл. 3. С. 17

 

крест. образ.= знамение. понятие.= смысл. logos

св. Григорий Палама

"...Не только понятие ["слово". пер.] Креста и тайна, но и само знамение его божественно и достопоклоняемо, будучи священной Печатью, освящающей и совершающей данные от Бога человеческому роду сверхъестественные и неизреченные блага, отъемлющей проклятие и осуждение, уничтожающей тление и смерть, доставляющей вечную жизнь и благословение, Спасительное Древо, Царский Скипетр, Божественный Трофей над врагами видимыми и невидимыми..."

св. Григорий Палама. Омилия 11. О честном и Животворящем Кресте//Беседы: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 118

 

крест. прообраз

Тертуллиан

"Да и птицы, поднявшись утром, устремляются к небу, распростирают вместо рук крылья, наподобие креста, и произносят что-то похожее на молитву".

Тертуллиан. О молитве (de oratione)/Избранные сочинения, под ред. А.А. Столярова. М.:"Прогресс",1994. Гл. 29. С. 306

 

крест. прообраз

св. Иоанн Дамаскин

"Севериана Гавальского, о кресте; из четвертого слова.

...Удари Моисей в камень, и один раз, и дважды (Числ. 20:11). Почему один раз и два раза? Если он принимает во внимание могущество Божие, то какая нужда во втором ударе? Если же он ударяет, безотносительно к могуществу Божию, то ни второй, ни десятый, ни сотый удар не будет в состоянии бесплодной природе дать природу плодотворную. Итак, если просто дело Божие и не содержало таинства креста, то достаточно было ударить один раз, достаточно было и мановения, достаточно было и слова. Но это происходит для того, чтобы предначертать образ креста. Удари Моисей, - говорит [Писание], - и один раз, и дважды, не одним и тем же образом, но предначертывая образ креста для того, чтобы и неодушевленная природа почувствовала благоговение к знамению креста. Ибо если в отсутствие царя изображение занимает место царя, и в честь его воздают поклонение начальствующие лица, и совершаются праздники, и начальники выходят навстречу, и народы поклоняются, взирая не на доску, но на образ царя, созерцаемого не в его природе, но являющего себя на изображении, то еще более изображение бессмертного Царя может разорвать не скалу только, но и небо и всю вселенную".

св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения//пер. А. Бронзова. СПб.,1893. Слово 3. С. 159

 

//что такое тайна креста? у монистов нет тайн. Обратим внимание на указанную еп. Северианом связь между камнем (Числ. 20) и Знамением, которое явится на небе (Мф. 24:30).- В.Р.//

 

крест. проповедь Евангелия

св. Феофан Затворник

"Не посла бо мене Христос крестити, но благовестити, не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов" (1 Кор. 1:17).

"Я послан, - говорит Апостол, - благовестить без этих орудий человеческой мудрости, послан предлагать одну голую истину о кресте Христовом, - говорить: Бог воплотился, пострадал, умер на кресте и спас нас; веруйте сему и спасетесь... На сердца и умы я предоставляю действовать самой сей истине, без всякого посредства человеческих пособий".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 58

 

//Эта истина проста и как бы обнажена, как меч. Она сразу, минуя аргументы, ставит человека перед решением: "да или нет". А диалектически обработанная речь дает повод для отговорок по мелочам. - В.Р.//

 

крест. проповедь Евангелия

св. Феофан Затворник

"Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть" (1 Кор. 1:18).

"Почему послан благовестить не в премудрости слова? Потому что слово о кресте, само по себе, для спасаемых есть сила Божия. Следовательно цель его достигается и без премудрости слова. А для погибающих юродство есть; и сколько ни раскрашивай его и ни обставляй соображениями, пользы не будет; погибающие все будут юродством его считать и гибнуть.

"Слово крестное" есть сие: Бог воплотившись умер на кресте спас нас; веруй в Него и спасешься".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 60

 

крест. проповедь Евангелия. вера

св. Феофан Затворник

"Слово бо крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть" (1 Кор. 1:18).

"...нет ничего странного и неожиданного в том, что над предметами великими смеются безумные. Таких людей невозможно убедить человеческой мудростью; и если станешь убеждать их таким образом, то сделаешь противное: ибо для того, что превышает разум, нужна одна вера. Подлинно, если мы посредством суждений разума захотим объяснять (мудрым о себе), как Бог сделался человеком, вселившись во чрево Девы, и не признаем этого предметом веры, то они будут только смеяться. Желающие постигнуть это посредством разума, они-то и суть погибающие" (св. Иоанн Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 64

 

крест. проповедь Евангелия. вера

св. Феофан Затворник

"Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих" (1 Кор. 1:21).

"Понеже в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога", то явился крест. Что значит "в премудрости Божией"? В творениях, посредством которых Он благоволил открываться, Он устроил все так, чтобы человек, переходя от предметов видимых к Творцу, удивлялся Ему... Так как мир не хотел познать Бога посредством этой премудрости, то Он научил мнимым "буйством проповеди", не чрез суждения (соображения ума), а чрез веру. Где премудрость Божия, там нет нужды в человеческой. Ибо сказать, что Существо, сотворившее столь прекрасный и столь великий мир, есть Бог, имеющий беспредельную и неизреченную силу, это было делом суждений (соображений) человеческой мудрости, и значило постигать Его посредством их; но теперь нужны не суждения, а одна вера. Дабы принять и убедиться, что Распятый и Погребенный воскрес и седит горе, для этого нужны не суждения, но вера. Апостолы шли не с мудростью, но с верой, и явились мудрее и выше внешних мудрецов..." (св. Иоанн Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 68

 

//анархизм требует веры, там где нужно суждение. Потому что анархизм требует веры в человека, или даже скорее в саму стихию действия, поступка. - В.Р.//

 

крест. проповедь Евангелия. вера

св. Феофан Затворник

"Понеже бо в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством проповеди спасти верующих" (1 Кор. 1:21).

"...теперь не таково положение дел; есть путь к Богопочтению гораздо лучше ее [премудрости]. Теперь нужна простая вера; ее везде надобно искать и предпочитать внешней мудрости. Ибо если эта мудрость не открыла ничего тогда, когда можно было исследовать посредством суждений, то какого успеха ожидать от нее теперь, когда предстоят предметы высшие, когда нужна одна вера, а не искусство суждений. Так Бог показал ее безумие; благоизволил же спасти "буйством проповеди", впрочем буйством не действительным, но кажущимся" (св. Иоанн Златоуст)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 69

 

крест. проповедь Евангелия. вера

св. Феофан Затворник

"Самим же званным, иудеем же и еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:24).

"Св. Златоуст говорит: "Великая сила заключается в этих словах Апостола! Он хочет показать, как Бог победил тем, что по-видимому не обещало победы, и как проповедь не есть дело человеческое. Слова его означают следующее: когда мы говорим иудеям: веруйте, то они возражают: воскресите мертвых, исцелите беснующихся, покажите нам знамения. Что же вместо этого говорим мы? Говорим, что Проповедуемый нами распят и умер. Это по-видимому не только не может привлечь противляющихся, но может отогнать и непротивляющихся; однакоже // не отгоняет, а привлекает, удерживает и покоряет. Язычники с своей стороны требуют от нас красноречия и искусства в суждениях; а мы и им проповедуем крест. Иудеям это кажется бессилием, а еллинам безумием. Если же мы предлагаем им не только не то, чего они требуют, но и противное тому, ибо крест по суждению разума представляется не только не знамением, но чем-то противным знамению, не только не знаком силы, но знаком бессилия, не только не выражением мудрости, но доказательством безумия, - если требующие знамений и мудрости не только не получают требуемого, но еще слышат от нас противное тому, чего требуют, и однакож этим противным убеждаются, то не есть ли это дело неизреченной силы Проповедуемого? Апостолы победили не только не знамениями, но тем, что по-видимому противно знамениям. Так Христос поступил с слепым: желая даровать ему исцеление, Он уничтожил слепоту тем, что производит слепоту: "положи брение" (Ин. 9:15). Как слепого Он исцелил брением, так вселенную привлек к Себе крестом, тем, что по-видимому увеличивало соблазн, а не уничтожило его. Так сделал Он и при сотворении, устрояя противное противным: оградил море песком, обуздав сильное слабым. Чрез пророков творил, что железо всплывало из воды посредством малого дерева (4 Царств. 6:6). Так и вселенную Он восстановил посредством креста. Таким образом убеждать противным есть знак великой силы и премудрости. Крест по-видимому производит соблазн, и однако он не только не соблазняет, но и привлекает. Все это представляя и удивляясь, Павел говорит: // "Зане буее Божие, премудрее человек есть: и немощное Божие, крепчае человек есть" (1 Кор. 1:25)".

св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 73-75

 

крестное знамение

св. Кирилл Иерусалимский

"Итак, да не устыдимся Креста Христова: но хотя бы другой и утаевал его, ты открыто знаменуй им чело свое, чтобы злые духи, узнав Царское сие знамение, с трепетом далеко убегали от тебя. Знаменуй себя им, когда ешь, пьешь, садишься, ложишься, встаешь от сна, говоришь, ходишь, вообще при всяком случае. Ибо Распятый на Кресте пребывает на высоте неба".

св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 4-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 49

 

крестное знамение

св. Кирилл Иерусалимский

"Вооружись против врагов самым Крестом. Победным знамением противу прекословящих поставь веру в Крест. Ибо, когда станешь состязаться с неверными о Кресте Христовом, то сделай наперед рукой знамение Креста Христова, и прекословящий онемеет. Не устыдись исповедывать Крест: ибо ангелы ставят себе в похвалу говорить: "Знаем мы, кого ищете, Иисуса распятого" (Мф. 28:5). Не мог ли ангел сказать: знаю, кого ищете вы, моего Владыку? Но я, говорит он откровенно, знаю Распятого. Ибо Крест составляет венец, а не бесчестие".

св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 13-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 190-191

 

крестное знамение

св. Кирилл Иерусалимский

"Итак, да не стыдимся исповедывать Распятого, с дерзновением да изображаем рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем, да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и когда отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством его победил Он их, "властно подверг их позору" (Колос. 2:15). Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона... И если когда случится тебе исследовать это, и ты не будешь иметь доказательств, то твердая вера да пребывает в тебе, а приобретши многие сведения, лучше заграждай уста иудеев пророками, еллинов - их баснословием".

св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 13-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 199-200

 

крестное знамение. > прогоняет бесов, когда его творит Юлиан Отступник

св. Григорий Богослов

"Но вот о чем рассказывают весьма многие, и что не чуждо вероятия: сходил он [Юлиан Отступник] в одну из недоступных для народа и страшных пещер... его сопровождал человек, знающий такие дела, или, лучше сказать, обманщик, достойный многих пропастей. Между прочими видами волхвования употребляется у них и тот, чтобы с подземными демонами совещаться о будущем где-нибудь во мраке... Но когда храбрец наш идет вперед, его объемлет ужас, с каждым шагом становится ему страшнее; рассказывают еще о необыкновенных звуках, о зловонии, об огненных видениях, и не знаю о каких-то призраках и мечтаниях. Пораженный нечаянностью, как неопытный в таком деле, он прибегает ко Кресту, этому древнему пособию, и знаменуется им против ужасов, призывает на помощь Гонимого. Последовавшее за этим было еще страшнее. Знамение подействовало, демоны побеждены, страхи рассеялись. Что же потом? Зло оживает, отступник снова становится дерзким, порывается идти далее: и опять те же ужасы. Он еще раз крестится, - и демоны утихают".

Побуждаемый обманщиком, Юлиан все же добивается посвящения и с этого момента окончательно становится одержимым.

св. Григорий Богослов. Слово 4, первое обличительное на царя Юлиана//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 85

 

крестное знамение

Православное исповедание

"Должно изображать крест правой рукой. Полагая на чело три большие перста, говори: во имя Отца: потом, ниспустив руку в том же виде на перси, говори: и Сына: отселе, перенося руку на правое плечо, и провождая до левого, говори: и Святаго Духа. Сделав на себе сие святое знамение креста, заключи словом: аминь. Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного! Аминь".

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 51. С. 43

 

 

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

  Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru