женщина
св. Феофан Затворник
животное. > животное
управляется природой
2 Петр. 2:12
животное
св. Василий Великий
животное
св. Григорий Нисский
животное
еп. Немезий Эмесский
животное. > животное управляется природой
еп. Немезий Эмесский
животное
блж. Августин
животное. V человек
св. Иоанн Дамаскин
животное. воображение
Лейбниц Г.В.
жизнь. Жизнь по
природе. Жизнь-в-Себе
св. Кирилл Александрийский
жизнь по причастию. Жизнь
по природе. Жизнь-в-Себе
св. Кирилл Александрийский
жизнь. Творец. Жизнь по природе.
Жизнь-в-Себе
св. Кирилл Александрийский
женщина
св. Феофан Затворник
"Целуйте Мариамь, яже много потрудися о нас" (Рим. 16:6).
"Как же говорит Павел: "жене же учити не повелеваю"? (1
Тим. 2:12). Он запрещает женщине занимать почетное место среди церкви и заседать
на возвышении, но не запрещает учить словом. В противном случае сказал ли бы он
жене, имеющей мужем неверного: "что бо веси, жено, аще мужа спасеши?" (1 Кор.
7:16).- Итак, Апостол запрещает в словах сих не домашние назидательные беседы,
но собеседования в общих собраниях, что прилично одним учителям. И опять, когда
муж - человек верный, но она оказалась бы сведущее его, Апостол не запрещает ей
учить и исправлять"(св. Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 951
животное. > животное управляется природой
2 Петр. 2:12
"Они, как бессловесные животные, водимые природой,
рожденные на уловление и истребление..."
животное
св. Василий Великий
"...в водных животных плотская жизнь управляет душевными
движениями, а в животных живущих на суше, так как жизнь в их совершеннее, все
владычество вручено душе".
св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа
8//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 74
животное
св. Григорий Нисский
"...по неприятностям и удовольствиям судить о добре и зле
свойственно природе неразумных [животных], для которых недоступно познание
истинного добра, потому что они не имеют ума и размышления".
св. Григорий Нисский. Пространное огласительное слово.
М., 1859. Гл. 8. С. 58
животное
еп. Немезий Эмесский
"...с бессловесными тварями он [человек] сходствует... по
произвольным движениям, стремлениям, гневу, наконец, по чувствовательной и
дыхательной силе: ведь это все обще людям и неразумным, хотя и не всем".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С.
Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 1. С. 6
животное
еп. Немезий Эмесский
"...из сотворенного одно существует ради себя самого,
иное - для другого: ради себя самого - все разумное, для другого же - неразумное
и неодушевленное. ...неразумное и неодушевленное существует ради человека".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С.
Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 1. С. 14
животное. > животное управляется природой
еп. Немезий Эмесский
"...неразумные животные управляются не сами собой, а
природой, [см. 2 Петр. 2:12] и получают определенную меру и время".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С.
Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 25. О производительной,
или сперматической, способности. С. 95
животное
блж. Августин
Для животных "недоступен этот нетелесный свет, который
известным образом озаряет наш ум, дабы мы могли правильно судить обо всех этих
вещах: для нас это возможно настолько, насколько воспринимаем мы этот свет.
Впрочем, и чувствам неразумных животных присуще если и не знание, то, по крайней
мере, некоторое подобие знания. Прочие телесные вещи названы чувственными не
потому, что чувствуют, а потому, что подлежат чувствам. Из них в деревьях нечто
подобное чувствам представляет то, что они питаются и рождают. И эти все
телесные вещи имеют свои сокрытые в природе причины. Свои формы, придающие
красоту устройству этого видимого мира, они представляют для очищения чувствам;
так что кажется, будто они желают быть познаваемы взамен того, что сами не могут
познавать".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев,
1905. Часть 4. Кн. 11, гл. 27. С. 219
животное. V человек
св. Иоанн Дамаскин
"...неразумные существа... более ведутся природой, нежели
ведут, вследствие чего они и не сопротивляются естественному стремлению, но
одновременно с тем, как они пожелают чего-либо, устремляются к действию. Человек
же, будучи разумным, скорее ведет природу, нежели ведется ею, вследствие чего и
желая, если только хочет, имеет власть подавить свое желание или последовать за
ним".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 27. О том, по какой причине мы
произошли со свободной волей. С. 109
животное. воображение
Лейбниц Г.В.
"Выводы, делаемые животными, всего лишь тень рассуждения,
то есть это лишь продиктованная воображением связь и переход от одного образа к
другому, так как при некоторой новой комбинации, кажущейся похожей на
предыдущую, они снова ожидают встретить то, что они нашли здесь раньше, словно
вещи связаны между собой в действительности, коль скоро их образы// связаны
памятью".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом
разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Предисловие. С. 50-51
жизнь. Жизнь по природе.
Жизнь-в-Себе
св. Кирилл Александрийский
"Еже бысть, в Том живот бе" (Ин. 1:3-4).
"Сам будучи по природе Жизнью, Он многообразно дарует
существам бытие, и жизнь, и движение (ср. Деян. 17:25), не посредством
какого-либо разделения и изменения входя в каждое из различных по природе бытия,
но тварь неизреченной премудростью и силой Создателя сама в себе разнообразится,
- и одна жизнь всего, входящая в каждое существо [тварное], сколько ему подобает
и сколько оно может восприять".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 6. С.
74
жизнь. Жизнь по природе. Жизнь-в-Себе
св. Кирилл Александрийский
Если допустить, что природа тварей может быть и
называться жизнью, "тогда все будет жизнью по отношению по крайней мере к
возможности, если и не имеет пока этого в действительности, так как чем
какому-либо существу прирождено быть, тем без сомнения оно и должно быть, хотя
бы еще и не было, ибо имеет в своей природе возможность [силу] к этому. Когда,
таким образом, "быть-жизнью" есть общее достояние твари, а отнюдь не свойство
только кого-либо одного, то зачем Сын напрасно возвеличивает Себя, говоря: "Аз
есмь жизнь" (Ин. 14:6)?"
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 6. С.
77
жизнь по причастию.
Жизнь по природе. Жизнь-в-Себе
св. Кирилл Александрийский
"То, что причастно жизни, само не есть жизнь в
собственном смысле, ибо оказывается другим нечто существующим в Нем. Если
поэтому Сын, как жизнь, уделен тварям, то Он должен быть другим отличным от
того, что причастно Ему и нуждается в жизни. Таким образом, Он нетварен и не
требует оживотворения от другого. Богом, следовательно, в конце концов должен
быть Он, как Животворец".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 6. С.
77
жизнь. Творец. Жизнь по
природе. Жизнь-в-Себе
св. Кирилл Александрийский
"Еже бысть, в Том живот бе" (Ин. 1:3-4).
Бог-Сын "животворит твари и как Животворец есть жизнь по
природе..."
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 1. Гл. 6. С.
76
Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"