св. Филарет Московский
св. Филарет Московский
св. Филарет Московский. общества трезвости
Сушков Н.В.
Православное исповедание
Пространный Христианский Катехизис
св. Филарет Московский
Филиокве. Послание восточных патриархов 1848 г.
св. Филарет Московский
св. Филарет Московский
св. Григорий Богослов
св. Феофан Затворник
св. Феофан Затворник
философия. > истина существует прежде доказательств
св. Филарет Московский
св. Филарет Московский
св. Феофан Затворник
св. Филарет Московский
Рецензия на сочинение иеромонаха Феофана (Говорова) "Обозрение подзаконной религии".
"Она [религия Моисеева] могла стоять сама по себе вечно". Нет, не могла, потому что она была только приготовительной к христианской.
Иеромонах Феофан не указывает на прообразовательный характер этой религии.
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1887. Т. Доп. N 32, 1842 г. С. 102-103
св. Филарет Московский
"...что пишете о движении в креслах, того глупостью не называю, но кажется мне то смешным".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1877. Ч. 1. С. 86
св. Филарет Московский. общества трезвости
Сушков Н.В.
Митр. Филарет поощрял церковную проповедь трезвенности, но не отстаивал Общества трезвости.
Сушков Н.В. К запискам о жизни и времени Филарета митр. Московского. М., 1869. С. 13
Православное исповедание
"Итак, довольно для нас твердо содержать и веровать, чему научил нас Христос, чему верует Восточная Кафолическая и Православная церковь; и что исповедала на Втором Вселенском соборе. Она утвердила Символ без прибавления: "и от Сына"; а тех, которые прибавили слово: "и от Сына", подвергла осуждению не только Восточная Православная и Кафолическая Церковь, но и Западная Римская. Доказательством сему служат две сребряные доски, из которых на одной начертан был священный Символ Веры на греческом языке, а на другой - на латинском, без прибавления слова: "и от Сына". Сии доски в 809 году, по Рождестве Христове, как говорит Бароний, по повелению папы Римского Льва III, повешены были во храме Святого Петра. Посему кто твердо и непоколебимо пребывает в вере сей, тот несомненно может надеяться получить спасение, так как он нимало не отступает от общего мнения Церкви".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 71. С. 53
Пространный Христианский Катехизис
"...Православная Церковь в учении сем [об исхождении Святаго Духа от Отца] повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, суть достаточное и совершенное выражение истины".
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 48
св. Филарет Московский
"Дело не в том, в какой строке поместить Filioque, в строке Никейского символа веры, или в строке какого-нибудь другого изложения веры! Дело в том, что Православная Церковь твердо держит слова Христа Спасителя: "Дух истины, иже от Отца исходит", "утверждает, что к словам Христовым не нужно и не должно прибавлять ничего" ни в символе веры, ни вне его; потому что слова Христовы, без сомнения, содержат полное и достаточное изложение истины".
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1888. Т. 5. Ч. 2. N 729, 1864 г. С. 504-505
Филиокве. Послание восточных патриархов 1848 г.
св. Филарет Московский
"В ответе Папе, не Патриаршем, на конце сказанное о исхождении Святаго Духа "по сущности от обоих", а "по ипостаси" от одного Отца, справедливо подверглось Вашему замечанию. Когда говорили о существе или сущности, говорили сие в отличение от ипостаси, именно рождения и исхождения. Следственно, говорить о "исхождении от Обоих по сущности", значит смешивать понятия, о разграничении которых столько трудились Отцы. Притом сие запутанное выражение, из которого нельзя почерпнуть никакой мысли, словами благоприятствует западному учению...
К сожалению, и в Патриаршей грамоте есть выражения нестрого взвешенные, в которых более оскорбительного нежели истинного, как например, что западное учение о Святом Духе произвело aishista gennemata; обливание и отъятие святыя чаши, обычаи неправильные, последний явно противный слову Господню: но прилично ли им наименование aishista gennemata? И не родились они от западного учения о Святом Духе: это совсем другие предметы".
Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 187, 1848 г. С. 289
Филиокве. Послание восточных патриархов 1848 г.
св. Филарет Московский
"На перевод: "равносильным лицам приписываем разнородные отношения", можно возразить, во-первых, что слово "разнородные" есть перевод греческого heterogeneis, а в Патриаршем послании сказано: heteroteleis, // во-вторых, что в слове "разнородные" обличение падает и на православный Символ, потому что отношение исхождением и отношение рождением не суть однородные, и в западном Символе разнороднее сего нет. Я думаю, что heteroteleis значит "разнопредельные отношения"; и в сем случае обличение имеет смысл.
В западном Символе Лице Духа Святаго имеет прямое и непосредственное отношение к Лицу Отца, и, по отношению исхождения и к Сыну, происходит двупредельное и непрямое отношение к Отцу, когда полагается, что от Отца рождается Сын, и от Сына исходит Дух Святый. Но если бы Восточные посоветовались с Святейшим Синодом [Российской Церкви], то можно было бы рассмотреть вопросы: умствовать ли о непостижимом? И умствование о непостижимом будет ли иметь силу доказательства?"
Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 191, 1849 г. С. 298-299
Филиокве. св. патриарх Фотий
св. Филарет Московский
"Неприятно затрудняться в допущении к изданию сочинения патриарха Фотия. Но затруднение представляется, и, по моему мнению, такое, которое не должно быть пренебрежено...
В жару ревности против нововведения, еще не упокоенном временем, писатель употребляет обличения преувеличенные, как то: западные "унижают" Святаго Духа (л. 3 на об.); что "подвергают поруганию" единое исхождение Его (л. 4); что их учение есть "новое хуление на Духа" (л. 5 на об.); что они "злохулительно" утверждают исхождение и от Сына (л. 6); что они "богохульствуют", и "самого хулимого делают виновником хуления" (л. 11); что они "ученики Хама" (л. 14). Оскорблять в споре не нужно и не полезно. Притом противники могут опровергнуть преувеличения, и чрез сие иметь вид победы в споре.
Многие доказательства писателя против латинствующих основываются на одном логическом построении понятий, иногда не точном, и вообще не довольно твердом в отношении к предмету непостижимому. Таково, например, умозаключение, что "если при самом рождении Сына исходит Дух, так что вместе один рождается, а другой исходит из рождаемого, то будет значить, что Дух точно так же, как и Сын, происходит от Отца способом рождения" (л. 7 на об.). Если вместо слова "из рождаемого" поставить слово "из рождающего", то сие же самое умозаключение годится против православного // учения; и как не сильно против сего, так же и против латинского.
Писатель без нужды, и против справедливости, ослабляет сторону православия, без приведения, и без рассмотрения свидетельств, допуская, что Амвросий, Августин, Иероним и другие, им равные, мужи писали, что Дух исходит от Сына. И чтобы защитить истину, после сей напрасной уступки, входит в неблаговидные суждения от Отцах и писателях церковных, предполагая, между прочим, что "обстоятельства заставили их сказать иное пред некоторыми противниками" (л. 14 на об.), что иной из них "сказал и сделал такое, чего нам не дозволяется делать и говорить" (л. 15). Сии неопределенные выражения бросают на писания и деяния Отцов неблагоприятную тень, приписывая им некоторую неискренность и непрямодушие, особенно не безвинные, когда дело идет о исповедании спасительных догматов веры.
Во всем сочинении одно место представляется, которое жаль оставить не изданным. Это указание на послов папы Иоанна на соборе, утвердивших православный восточный символ без западного прибавления.
Удобнее было бы допустить издание рассматриваемого сочинения, если бы дело шло о издании всех сочинений патриарха Фотия на греческом языке для богословов, которых слабые места не соблазнят, и которые могут воспользоваться хотя немногим нужным. Но как дело идет о издании одного послания на русском, чтобы представить свидетельства православного учения и не ученым послушным чадам православной церкви и противникам: то не могу иметь и изъявить иного мнения, как то, что издание рассматриваемого сочинения на русском не было бы полезно".
Святейший Синод отказал в издании русского перевода Послания.
св. Филарет Московский. Письмо к обер-прокурору Святейшего Синода графу Н.А. Протасову о рукописи: "Послание св. Фотия, патриарха цареградского, к архиепископу аквилейскому о исхождении Святаго Духа"//Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1887. Т. Доп. N 59, 1847 г. С. 204-205
св. Григорий Богослов
"О, когда бы я и всякий мой друг могли владеть силой //слова! Вот первое, что возлюбил я, и люблю после первейшего, то есть Божественного и тех надежд, которые выше всего видимого. Если же всякого гнетет своя ноша, как сказал Пиндар, то и я не могу не говорить о любимом предмете, и не знаю, может ли что быть справедливее, как словом воздать благодарность за искусство слова словесным наукам...
Словесные науки и греческая образованность(to ellinidzein), - говорит он [Юлиан Отступник], - наши, так как нам же принадлежит и чествование богов, а ваш удел - необразованность и грубость; так как у вас вся мудрость состоит в одном: "веруй"... // наше изречение означает, что непозволительно не верить словам мужей богоносных, и то же самое, что они достойны вероятия, служит таким доказательством сказанного ими, которое крепче всякого логического довода и опровержения".
св. Григорий Богослов. Слово 4, первое обличительное на царя Юлиана//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 109-110
филология
св. Григорий Богослов
"Полагаю же, что всякий имеющий ум признает первым для нас благом ученость, и не только эту благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, емлется за единое спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которой многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога. ...в науках мы заимствовали исследования и умозрения, но отринули все то, что ведет к демонам, к заблуждению и во глубину погибели. Мы извлекали из них полезное даже для самого благочестия, через худшее научившись лучшему, и немощь их обратив в твердость нашего учения. Поэтому не должно унижать ученость..."
св. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 609
св. Феофан Затворник
"Благоповедение нужно, а не остроумие, - нравственность, а не сила речи, - дела, а не слова: это доставляет царство, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу. Говорю это не с тем, чтобы запретить светское образование, но для того, чтобы не привязывались к нему исключительно" (св. Иоанн Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 444
св. Феофан Затворник
"Зрение духа человек хотел заменить умозрением, отвлеченнейшими построениями ума, идеальничанием; но из этого ничего никогда не выходило. Свидетельство тому - все философские метафизики. Пересмотревши их все, получим только удостоверение, что есть что-то высшее, лучшее, совершеннейшее, нежели что видит глаз и до чего можно доходить операциями рассудка, а что такое - недосязаемо для ума. - О том у нас - одни гадания, которые не представляют духовных, Божественных вещей в том виде, в каком они есть сами в себе". см. св. Исаака Сирианина Слово 55.
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 107
философия. > истина существует прежде доказательств
св. Филарет Московский
"...истина существует прежде доказательств; уже присутствует при их рождении, и смеется над теми, которые хотят доказать ее отсутствие или несуществование, но для сего принуждены ее же призвать на помощь.
От любомудрия новейшего времени можно услышать, что ограниченное, многочастное, условное, относительное, чувственно являемое (phainomenon), изменяющееся, преходящее не представляет // совершенной истины; что коренная и совершенная истина должна быть найдена в непреходящем, в неизменяемом, в умосозерцаемом (noymenon), в отрешенном, в безусловном, в единичном, в бесконечном. В сих словах нечто слышится о истине: но не слишком ли мало в них ясности? Многие ли удобно и верно выразумеют каждое из них? Но разве истина только для немногих мучителей собственного ума, а не для всего человечества? И неужели к началу света надобно идти непременно темным путем?! Менее ли удовлетворительно, и не более ли понятно для всех, если скажем, что корень и основание истины, средоточие истин, солнце мысленного мира есть чистое умопредставление, или по-вашему, идея Бога, Творца, Вседержителя; и что сия истина весьма доступна познанию всех человеков: "понеже разумное Божие яве есть в них; Бог бо явил есть им; невидимая бо Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество" (Рим. 1:19-20)".
св. Филарет Московский. Слово в день совершившегося столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 295-296
св. Филарет Московский
"Дагеротипный портрет и с меня хотели снять, и сильно уговаривал меня к сему Андрей Николаевич, но я подумал, и отвечал, что не хочу сего адского портрета. Он замолчал, и более не вспоминал о сем. В какое-то необычайное раздражение приводят материю, чтобы она от падения обыкновенных лучей света от предмета страдала и принимала напечатление".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1883. Ч. 3. N 949, 1853 г. С. 232-233
Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"