www.moral.ru

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 
удивление. to thaymadzein
Аристотель
 
удивление
св. Иустин Философ
 
удивление
Тертуллиан
 
удивление
св. Василий Великий
 
удивление
св. Григорий Нисский
 
удивление
св. Кирилл Александрийский
 
удивление
Гете И. В.
 
удивление. Имя Божие
св. Григорий Нисский
 
удовольствие
Ерм
 
удовольствие
св. Иустин Философ
 
удовольствие
Марк Минуций Феликс
 
удовольствие
св. Григорий Богослов
 
удовольствие
еп. Немезий Эмесский
 
умозаключение. обратное
св. Афанасий Великий
 
умозаключение. V опровержение
Аристотель
 
умозаключение.= силлогизм. \определение\
Аристотель
 
умозаключение. часть. V целое
Аристотель
 
умозаключение. часть. V целое
Лейбниц Г.В.
 
умопостигаемое. V чувственное. память. умопостигаемое: через науку или врожденные понятия
еп. Немезий Эмесский
 
умопостигаемое. V чувственное. память. умопостигаемое: через науку или врожденные понятия
св. Иоанн Дамаскин
 
упорство. противоречие. > грешат те, которые злословят добрые дела ближнего, говоря, что они не от Бога происходят
Православное исповедание
 
усвоение
Мф. 8:16-17
 
усвоение
св. Иоанн Дамаскин
 
усвоение. грех. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Афанасий Великий
 
усвоение. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Григорий Богослов
 
усвоение. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Григорий Нисский
 
усвоение. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Иоанн Дамаскин
 
усвоение. грех.= плоть. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21). Воплощение
св. Григорий Богослов
 
усвоение. грех.= плоть. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21). Воплощение
св. Григорий Нисский
 
усвоение. грех. суд
св. Филарет Московский
 
усвоение. Искупление
1 Петр. 2:21-24
 
усвоение. Искупление
1 Ин. 3:5
 
усвоение. Искупление
Ис. 53:4
 
усыновление Богу. оправдание. освящение. искупление. отпущение грехов. дарование Духа
св. Иоанн Златоуст
 
утверждение
Аристотель
 
утверждение
Лейбниц Г.В.
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
 
утверждение. V отрицание
Лейбниц Г.В.
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Мф. 13:19, 23
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Ин. 17:8
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Исх. 4:11
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Исх. 4:15
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Ириней Лионский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Кирилл Иерусалимский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Василий Великий
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Амвросий Медиоланский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Феофан Затворник
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. внутреннее научение
св. Феофан Затворник
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. Гераклит
св. Климент Александрийский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. наука. закон
св. Кирилл Александрийский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Кирилл Иерусалимский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Григорий Богослов
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Григорий Палама
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Феофан Затворник
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
Лейбниц Г.В.
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. неразумие
св. Кирилл Александрийский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. разум. разумение
Православное исповедание
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. разум. разумение. рассуждение
св. Василий Великий
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. против масонов
св. Ириней Лионский
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. слово. смысл
св. Феофан Затворник
 
 
удивление. to thaymadzein
Аристотель
"...и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном... Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создается на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 1. Гл. 2. 982b. С. 69
 
удивление
св. Иустин Философ
"...Отцу всего, нерожденному, нет определенного имени. Ибо если бы Он назывался каким-нибудь именем, то имел бы кого-либо старше себя, который дал Ему имя. Что же касается до слов: Отец, Бог, Творец, Господь и Владыка, - это не имена, но названия, взятые от благодеяний и дел Его. И Сын Его, Который один только называется собственно Сыном, Слово прежде тварей сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил, хотя и называется Христом, потому что помазан и потому что через Него Бог устроил все, но и это самое имя содержит неизвестное значение. И наименование: Бог, не есть имя, но мысль, всажденная в человеческую природу, о чем-то неизъяснимом. Но Иисус имеет имя и значение и человека, Спасителя, ибо Он и сделался человеком... и родился по воле Бога и Отца ради верующих в Него людей и для сокрушения демонов".
св. Иустин Философ и Мученик. 2-ая Апология//Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель:"Жизнь с Богом", 1978. Пар. 6. С. 350-351
 
удивление
Тертуллиан
"О, жалкое неверие, которое отказывает Богу в Его главных свойствах - простоте и силе! Что же? Разве не удивительно, что омовением разрушена смерть? Да ведь тем более следует верить там, где именно потому и не верится, что это удивительно! Ибо каковы должны быть дела Божии, если не сверх всякого удивления? Мы и сами удивляемся, но потому что верим. Впрочем, неверие тоже удивляется, но не верит, - удивляется простому как незначительному, а величественному как невозможному".
Тертуллиан. О крещении (de baptismo)//Избранные сочинения, под ред. А.А.Столярова. М.:"Прогресс",1994. Гл. 2. С. 93
 
удивление
св. Василий Великий
"...если в сказанном доселе кажется тебе что-нибудь правдоподобным, то обратись с удивлением к Божией премудрости, которая так это устроила. Ибо изумление перед великими предметами не уменьшается, когда открыт способ, каким произошло что-нибудь необычайное. А если не открыт: то простота веры да будет крепче доказательств от ума".
св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 1//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 12
 
удивление
св. Григорий Нисский
"...познав отсюда некоторое частное действие Божеского естества, мы при помощи этого слова [Бог] не достигли уразумения самой сущности. Но мы не полагаем, чтобы недостаток соответственного имени служил к какому-либо ущербу Божеской славы; бессилие выразить неизреченное, обличая естественную нашу скудость, тем более доказывает славу Божию, научая нас, что одно есть, как говорит Апостол, соответственное Богу имя - вера, что Он выше всякого имени (Евр. 11:6). Ибо то, что Он превосходит всякое движение мысли и обретается вне постижения при помощи наименования, служит для людей свидетельством неизреченного величия".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 494
 
удивление
св. Кирилл Александрийский
"Вопрошение есть начало научения, и корнем разумения // неведомых предметов служит недоумение относительно их".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 4. С. 275-276
 
удивление
Гете И. В.
"Высшее, чего может достигнуть человек... есть чувство изумления, и когда первичное явление [идея] приводит его в изумление, то он должен быть доволен: высшее ему не достижимо, и ему не следует искать дальнейшего;// тут граница. Но обычно прямого созерцания первичного явления недостаточно для людей; они полагают, что следует идти дальше, и подобно детям, поглядев в зеркало, поворачивают его, чтобы увидеть, что там такое, на другой стороне".
Разговоры Гете, собранные Эккерманом//пер. Д.В. Аверкиева. изд. 2. Ч. 2. СПб.,1905. С. 149-150
 
удивление. Имя Божие
св. Григорий Нисский
"Одно есть имя означающее Божескую сущность: именно само удивление, неизреченно возникающее в душе при мысли о Ней" [см. Суд. 13:18].
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. кн. 8, гл. 1. С. 103
 
удовольствие
Ерм
"...и гневливый, исполняя свое дело, получает удовольствие, и прелюбодей, и пьяница, и клеветник, и лжец, и любостяжательный человек, и хищник, и всякий, делающий что-либо подобное, удовлетворяет своей страсти и наслаждается своим делом. Все эти наслаждения вредны рабам Божиим, и за них-то они страдают и терпят наказания. Но есть также удовольствия спасительные для людей: многие, совершая добрые дела, получают удовольствие, находя в них для себя сладость. Это удовольствие полезно рабам Божиим, и приготовляет жизнь таким людям".
Пастырь Ерма. Подобие шестое//Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель:"Жизнь с Богом", 1978. С. 219
 
удовольствие
св. Иустин Философ
"...мы совершенно уверены, что всякий удаляющийся того, что кажется красивым, и стремящийся к тому, что почитается трудным и странным, получает блаженство".
св. Иустин Философ и Мученик. 2-ая Апология//Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель:"Жизнь с Богом", 1978. Пар. 11. С. 357
 
удовольствие
Марк Минуций Феликс
"Итак, мы, которые ценим себя только по невинности и добрым нравам, справедливо гнушаемся худых удовольствий, удаляемся от ваших торжеств и зрелищ: мы знаем их суеверное происхождение и осуждаем их гибельные приманки".
Марк Минуций Феликс. Октавий//Раннехристианские отцы Церкви. Антология. Брюссель:"Жизнь с Богом", 1978. С. 588
 
удовольствие
св. Григорий Богослов
"Питали ли вы нищих? Принимали ли странных? Умыли ли "ноги святым" (1 Тим. 5:10)? Или угождая чреву, которое "уничтожится" (1 Кор. 6:13), услаждались вы (положим то) и заповедями; так как нет услаждения, которое было бы лучше и прочнее этого для желающих услаждаться?"
св. Григорий Богослов. Слово 26//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 376
 
удовольствие
еп. Немезий Эмесский
"...никто не мог бы подыскать удовольствий, свойственных одному только телу, так как последнему свойственны только страсти, каковы: рассечение, истечение и соответственные темпераменту качества".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С. Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 18. Об удовольствиях. С. 81
 
удовольствие
еп. Немезий Эмесский
"Удовольствия же, возникающие из созерцания, добры сами по себе и по природе, потому что они не происходят от недостатка. Итак, отсюда ясно, что не всякое удовольствие есть восполнение недостатка..."
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С. Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 18. Об удовольствиях. С. 83
 
умозаключение. обратное
св. Афанасий Великий
Tropikoi - "обратные", духоборцы, македониане, изобрели некоторые обратные умозаключения в своих толкованиях.
св. Афанасий Великий. К Серапиону, еп. Тмуисскому послание 1//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1903. Т. 3. С. 18
 
умозаключение. V опровержение
Аристотель
"Умозаключение же исходит из определенных положений таким образом, что оно через положенное с необходимостью высказывает нечто отличное от положенного. А опровержение - это умозаключение с выводом, противоречащим заключению [собеседника]".
Аристотель. О софистических опровержениях// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 1. 164b-165a. С. 535
 
умозаключение.= силлогизм. \определение\
Аристотель
"...умозаключение есть речь, в которой если нечто предположено, то через положенное из него с необходимостью вытекает нечто отличное от положенного".
Аристотель. Топика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 1. Гл. 1. 100b. С. 349
 
умозаключение. часть. V целое
Аристотель
"...вообще, если нечто одно не относится [к другому] как целое к части, а другое к нему - как часть к целому, то ни из одного из них доказывающий ничего не докажет, так что силлогизма не получится".
Аристотель. Первая Аналитика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 1. Гл. 41. 49b-50a. С. 193
 
умозаключение. часть. V целое
Аристотель
"...посылки, из которых состоит силлогизм, суть всегда целое или часть..."
Аристотель. Вторая Аналитика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 2. Гл. 6. 92a. С. 322

 


умозаключение. часть. V целое
Лейбниц Г.В.
"...все учение о силлогизме можно доказать на основании учения de continente et contento (о содержащем и содержимом), которое отлично от учения о целом и части, так как целое всегда больше части, между тем как содержащее и содержимое иногда равны, как это бывает в случае взаимных предложений".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 4. Гл. 17. С. 502

умозаключение. часть. V целое
Лейбниц Г.В.
"...предикат есть в субъекте, или же идея предиката включена в идею субъекта".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 4. Гл. 17. С. 501

умозаключение. часть. V целое
Лейбниц Г.В.
"...всякий предикат поистине содержится в природе субъекта".
Лейбниц Г.В. О способе отличения явлений реальных от воображаемых//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1984. Т. 3. С. 113 

умозаключение. часть. V целое
Лейбниц Г.В.
"Всякий раз, когда предикат истинно утверждается о субъекте, непременно считается, что между предикатом и субъектом имеется некая реальная связь, так что в любом предложении "А есть В"(то есть "В истинно предицируется относительно А") В обязательно содержится в самом А, то есть его понятие некоторым образом содержится в понятии самого А, и это происходит или благодаря абсолютной необходимости, содержащейся в вечно истинных предложениях, или благодаря некоей достоверности, исходящей из предполагаемого решения свободной субстанции, касающегося случайностей, а это решение никоим образом никогда не бывает произвольным и лишенным основания, но всегда может быть выведено из анализа понятий... Следовательно, не подлежит сомнению, что все истины, даже совершенно случайные, доказываются априори, то есть имеют некое разумное основание, почему они скорее существуют, чем не существуют. А это то же самое, что говорят обычно, а именно: ничто не случается без причины, то есть ничего не бывает без основания". Но это не отменяет различия между необходимыми и случайными идеями.
Лейбниц Г.В. Об основных аксиомах познания//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1984. Т. 3. С. 140
 
умопостигаемое. V чувственное. память. умопостигаемое: через науку или врожденные понятия
еп. Немезий Эмесский
"...чувственное удерживается в памяти само по себе, а мыслимое - по ассоциации [с ним], так как память о том, что мыслится, возникает из предшествующего представления; собственно же умопостигаемое мы помним тогда, если что изучили или узнали; о сущности же этого памяти мы не имеем, потому что восприятие умопостигаемого возникает не из предшествующего представления, но из научения или прирожденного знания".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С. Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 13. О способности помнить. С. 71
 
умопостигаемое. V чувственное. память. умопостигаемое: через науку или врожденные понятия
св. Иоанн Дамаскин
"Должно же знать, что восприятие постигаемого только умом возникает не иначе, чем через учение или врожденное представление. Ибо оно не происходит посредством чувства, потому что чувственное удерживается памятью само по себе; постигаемое же только умом помним тогда, если что-либо изучили.// Однако, памяти о сущности таких предметов мы не имеем".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 20. О способности помнить. С. 92-93
 
упорство. противоречие. > грешат те, которые злословят добрые дела ближнего, говоря, что они не от Бога происходят
Православное исповедание
"Упорство или противоречие дознанной и утвержденной истине есть грех, состоящий в том, когда кто-нибудь основательно уразумел, что есть добро; но для того только, чтобы с большею смелостию грешить, и упорно восстает против оного и словом и делом, вопреки внушениям совести. О тех, которые подвержены сему греху, Писание говорит: "Открывается гнев Божий с небесе на всякое // нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде" (Рим. 1:18). Подобным образом грешат и те, которые злословят добрые дела ближнего, говоря, что они не от Бога происходят. Так фарисеи и иудеи поступали со Христом, когда Он изгонял словом нечистых духов, и творил чудеса. Таковому греху причастен и тот, кто в ближнем своем завидует Божией благодати и кто по злонамеренности не учит непросвещенных людей членам веры. Христе Царю, искорени зло сие из сердец всех кафолических и православных христиан! То же должно думать и о тех, которые благочестие и другие добродетели, происходящие от Духа Святаго, приписывают лицемерию. Еще подлежат сему греху те, которые отвергают веру Христову, как сказано: "Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех" (Мф. 10:32-33)".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 3. Вопрос 41. С. 123-124
 
усвоение
Мф. 8:16-17
"Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (Ис. 53:4)".
 
усвоение
св. Иоанн Дамаскин
"Слова же: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Тя Меня оставил?"(Мф. 27:46) Он сказал, так как имел наше лицо Своим собственным. Ибо ни Бог-Отец Его не был бы поставляем вместе с нами, если бы именно, при помощи тонких представлений ума, не было разделено видимое от того, что воспринимается умом, ни Он, с другой стороны, никогда не был оставлен Своим Божеством, но мы были покинутые и пренебреженные, так что Он молился об этом, усвояя Себе наше лицо".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры/пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 24. О молитве Господней. С. 192
 
усвоение
св. Иоанн Дамаскин
"Должно же знать, что есть два усвоения: одно - естественное и существенное, и другое - личное и относительное. Естественное и существенное, конечно, то, соответственно которому Господь, по человеколюбию, воспринял как естество наше, так и все естественное, по естеству и поистине сделавшись человеком, и испытав то, что относится к нашему естеству; личное же и относительное бывает тогда, когда кто-либо принимает на себя лицо другого по причине какого-либо отношения, то есть сострадания или любви, и вместо него произносит направленные в его защиту речи, самого нисколько не касающиеся. Соответственно этому, Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не есть естественно, усвоил, Сам не будучи этим или не сделавшись, но принимая наше лицо и поставляя Себя наряду с нами. Вот такого рода смысл имеет и изречение: "быв по нас клятва" (Гал. 3:13)".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 3. Гл. 25. Об усвоении. С. 192-193
 
усвоение. грех. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Афанасий Великий
"...слыша у Иоанна: "Слово стало плотию", представляем, что не Само Слово всецело есть плоть, но что облеклось Оно плотью и соделалось человеком; и слыша, что "Христос" был "за нас клятвою" (Гал. 3:13), и: "не ведевшего бо греха по нас грех сотвори" (2 Кор. 5:21), представляем, что не Он всецело соделался клятвой и грехом, но что принял на Себя клятву лежащую на нас..."
св. Афанасий Великий. На ариан Слово второе//Творения: В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 47. С. 323
 
усвоение. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Григорий Богослов
"Как за меня назван "клятвой" (Гал. 3:13) Разрешающий мою клятву; и "грехом" (2 Кор. 5:21) - Тот, "Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29); и Адам из ветхого делается новым; так и мою непокорность, как Глава целого тела, делает Он Своей непокорностью. Поэтому до тех пор пока я непокорен и мятежен своими страстями и тем, что отрекаюсь от Бога, до тех пор и Христос, единственно по мне, называется непокорным. А когда все будет покорено Ему (покорится же, поскольку познает Его и переменится), тогда и Он, приведя меня спасенного, исполнил Свою покорность. Ибо именно в этом, по моему по крайней мере рассуждению, состоит покорность Христова - в исполнении воли Отчей. Покоряет же и Сын Отцу, и Отец Сыну, поскольку Один действует и Другой благоволит... И таким образом Покоривший представляет покоренное Богу, усвояя Себе нашу покорность.
Такое же, кажется мне, значение имеют слова: "Боже, Боже мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси" (Пс. 21:1). Ибо не Сам Он оставлен или Отцом, или собственным Божеством, Которое (как думают некоторые) убоялось будто бы страдания, и потому сокрылось от страждущего (кто принудил Его или в начале родиться на земле, или взойти на крест?); но... в лице Своем изображает нас. Мы были прежде оставлены и презренны, а ныне восприяты и спасены страданиями Бесстрастного.// Подобно этому усвояет Он Себе и наше неразумие, и нашу греховность, как видно из продолжения псалма, потому что 21-й псалом явно относится ко Христу".
св. Григорий Богослов. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге-Сыне второе//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 431-432
 
усвоение. грех. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Григорий Богослов
Христос, "что всего неприличнее, называется даже "грехом" (2 Кор. 5:21) и "клятвой" (Гал. 3:13). Хотя не таков Он на самом деле, однако же именуется. Ибо как быть грехом Тому, Кто освобождает и нас от греха? Как быть клятвой Тому, Кто искупает и нас от проклятия Закона? Но Он именуется так, чтобы и до этой степени показать Свое смирение, а тем нас научить смирению, которое ведет на высоту".
св. Григорий Богослов. Слово 37, на евангельские слова: "егда сконча Иисус словеса сия", и проч. (Мф. 19:1)//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 510
 
усвоение. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Григорий Нисский
"Посему как неведевший греха соделывается грехом, чтобы уничтожить грех мира, так и обратно, плоть принявшая Господа соделывается Господом и Христом, претворяясь чрез срастворение в то, чем она не была по естеству".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 6, Гл. 4. С. 57
 
усвоение. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Григорий Нисский
"И Восприявший все наше, чтобы дать нам взамен Свое, - восприял и рабство так же, как болезни и смерть, проклятие и грех, не для того, чтобы Самому иметь, что принял, но чтобы очистить от сего естество [человека], уничтожив в естестве непорочном подобные качества, принадлежащие нам. Посему как не будет в чаемой жизни ни болезни, ни проклятия, ни греха, ни смерти, так со всем этим прейдет исчезнув и рабство".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 10, Гл. 4. С. 196
 
усвоение. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21)
св. Иоанн Дамаскин
"Третье [из того, что говорится о Спасителе человеческим образом,] и было сделано, и было сказано по присвоению и относительно, в каковом роде это изречение: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46), и это: "Не ведевшего бо греха по нас грех сотвори" (2 Кор. 5:21), и это: "Быв по нас клятва" (Гал. 3:13), и это: "Сам Сын покорится Покорившему все Ему" (1 Кор. 15:28). Ибо ни как Бог, ни как человек, Он никогда не был покинут Отцом; не случилось ни греха, ни проклятия, и Он не имеет нужды быть в подчинении у Отца. Ибо поскольку Он Бог, Он равен Отцу, и не враждебен, не подчинен Ему, а поскольку Он человек, Он никогда не сделался непослушным Родителю, чтобы возыметь нужду в подчинении. Следовательно, Он говорил это, усвояя Себе наше лицо и поставляя Себя наряду вместе с нами. Ибо мы были подпавшими греху и проклятию, как непокорные и непослушные, и по этой причине покинутые".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 4. Гл. 18. О том, что говорится о Христе. С. 246
 
усвоение. грех.= плоть. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21). Воплощение
св. Григорий Богослов
"Притом не иначе могла быть выражена любовь Божия к нам, как через упоминание о плоти, потому что Он ради нас нисшел и до худшего. Ибо всякий здравомыслящий сознается, что плоть маловажнее души. Поэтому изречение "Слово стало плотию", как нам кажется, равносильно сказанному, что Он соделался грехом (2 Кор. 5:21) и "клятвой" (Гал. 3:13), не потому, что Господь в это превратился (как это возможно?), но потому, что через восприятие этого восприял наши беззакония и понес болезни".
св. Григорий Богослов. Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария первое//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 2. С. 14
 
усвоение. грех.= плоть. "грех сотвори" (2 Кор. 5:21). Воплощение
св. Григорий Нисский
"...в словах: "не ведевшего греха по нас грех сотвори" (2 Кор. 5:21), опять грехом называет плоть".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 6, Гл. 1. С. 39
 
усвоение. грех. суд
св. Филарет Московский
"Поелику человек грешник не только погиб сам собою, но и правосудием Божиим осужден на смерть, то Пришедший спасти погибшаго на себя принял и нашу вину, и нашу смерть, и с тем вместе умертвил нашу смерть Своею Божественною жизнию, и иссохший в нас корень жизни райской напоил Своею кровию, для произращения в нас жизни небесной".
св. Филарет Московский. Беседа на освящение храма Пресвятыя Богородицы, Взыскательницы погибших, в Тюремном замке пересыльных арестантов. 1854 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 539
 
усвоение. Искупление
1 Петр. 2:21-24
"Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились".
 
усвоение. Искупление
1 Ин. 3:5
"И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха".
 
усвоение. Искупление
Ис. 53:4
"Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились".
 
усыновление Богу. оправдание. освящение. искупление. отпущение грехов. дарование Духа
св. Иоанн Златоуст
"Кто назвал Бога Отцом, тот исповедал усыновление; а кто исповедал усыновление, тот возвестил оправдание, освящение, искупление, отпущение грехов, дарование Духа. Все это наперед должно быть, чтобы мы имели усыновление, и удостоились назвать Бога Отцом".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 150//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 557
 
утверждение
Аристотель
"...утверждение означает [сказывание] чего-то относительно чего-то, то есть имени или не имеющего имени, а в каждом утверждении должно быть высказано нечто одно относительно одного..."
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 10. 19b. С. 102
 
утверждение
Лейбниц Г.В.
"К утвердительным суждениям я отношу также предложение: "Не-А есть не-А"..."
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 4. Гл. 2. С. 369
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
"...то, что подпадает под отрицание и утверждение, не есть то же, что отрицание и утверждение. Утверждение есть утвердительная речь, а отрицание - отрицательная речь, между тем ничто из подпадающего под утверждение и отрицание не есть речь. Но и о подпадающем под утверждение и о подпадающем под отрицание говорят, что они противолежат друг другу как утверждение и отрицание. Ведь и они противолежат друг другу тем же образом: как утверждение противолежит отрицанию (например, "он сидит" - "он не сидит"), так и действие, подпадающее под утверждение, противолежит действию, подпадающему под отрицание: сидение - несидению".
Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 10. 12b. С. 82
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
Высказывания, "противолежащие друг другу как утверждение и отрицание, явно не противолежат ни одним из указанных выше способов, ибо всегда только одно из них необходимо истинно, другое ложно".
Аристотель. Категории// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 10. 13a-13b. С. 84
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
"Первая единая высказывающая речь - это утверждение, затем - отрицание".
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 5. 17a. С. 96
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
"...можно отрицать все, что кто-то утверждает, и утверждать все, что кто-то отрицает".
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 6. 17a. С. 96
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
"Утверждение или отрицание одного относительно многого или многого относительно одного не есть одно утверждение или отрицание, разве что когда многим выражено нечто одно. Я не называю одним то, что хотя и имеет одно имя, но составляющее его многое не есть одно..."
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 11. 20b. С. 105
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
"...подобно тому как бытие предшествует небытию, [или первее его], то и начало доказательства утверждения лучше начала доказательства отрицания. Но доказательство, пользующееся лучшими началами, лучше".
Аристотель. Вторая Аналитика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 1. Гл. 25. 86b. С. 305
 
утверждение. V отрицание
Аристотель
"...утвердительное не есть собственное для отрицательного и отрицательное не есть собственное для утвердительного, ибо утвердительное вообще не присуще отрицательному, хотя отрицательное присуще утвердительному, но присуще не как собственное".
Аристотель. Топика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 5. Гл. 6. 136a-136b. С. 452
 
утверждение. V отрицание
Лейбниц Г.В.
"Я готов также думать, что и идея покоя отрицательна, то есть состоит только в отрицании. Правда, сам акт отрицания - нечто положительное".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 8. С. 129
 
утверждение. V отрицание
Лейбниц Г.В.
"Я не вижу, почему нельзя было бы сказать, что существуют отрицательные (privatives) идеи, подобно тому как существуют отрицательные истины, ибо акт отрицания положителен".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 3. Гл. 1. С. 276
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Мф. 13:19, 23
"Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его... Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать".
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Ин. 17:8
"Слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня".
 
[приняли, уразумели, уверовали.]
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Исх. 4:11
"Господь сказал Моисею: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь Бог?"
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
Исх. 4:15
"Я буду при устах твоих и при устах его [Аарона], и буду учить вас, что вам делать".
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Ириней Лионский
"И ни весьма сильный в слове из предстоятелей церковных не скажет иного в сравнении с сим учением, ибо никто не выше Учителя, ни слабый в слове не умалит Предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое, не умаляет (ср. славянский текст Исх. 16:18; 2 Кор. 8:15).
Большее же или меньшее знание некоторых, по мере разумения, состоит не в изменении самого содержания, // не в том, чтоб измышляли иного Бога, кроме Создателя, Творца и Питателя сей вселенной, как будто не довольствуясь Им, или иного Христа, или иного Единородного; но в том, что тщательно исследуют мысль сказанного в притчах и соглашают с содержанием веры, в том, что раскрывают ход дел и домостроительство Божие относительно рода человеческого..."
св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 1. Гл. 10. С. 50-51
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Кирилл Иерусалимский
"Итак, сама благодать Иисуса Христа да подаст силы нам все без опущения сказать, а вам с разумением выслушать. Ибо разумение необходимо не только для говорящих, но и для слушающих, чтобы они не иначе как слышат понимали умом своим".
св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 16-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 248-249
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Василий Великий
"Великий и первый дар, требующий души тщательно очищенной, - вместить в себе Божественное вдохновение и пророчествовать о Божиих тайнах, а второй после этого дар, требующий также немалого и нелегкого тщания - вслушиваться в намерение вещаемого Духом, и не погрешать в разумении возвещенного, но прямо к этому разумению вестись Духом, по домостроительству Которого пророчество написано, и Который Сам руководствует разумы приявших дар ведения [знания]. Поэтому и Господь присовокуплял, говоря: "Кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф. 11:15). И пророк Осия говорит: "кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это" (Осия 14:10)? Также и Апостол, говоря// о дарованиях, иное дарование называет "пророчеством", а иное "различением духов" (1 Кор. 12:10). Ибо, кто представляет себя в достойное орудие действию Духа, тот пророк. А кто уразумевает силу возвещенного, тот имеет дарование "различения духов". Поэтому и Коринфянам предписывая правила, Апостол говорит: "пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают" (1 Кор. 14:29). И это так важно, что поставлено в числе угроз Господних - отнять "от Иудеи пророка, и смотреливого, и дивного советника, и разумного послушателя" (Ис. 3:3-2)".
св. Василий Великий. Толкование на пророка Исаию. Предисловие//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 220-221
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Василий Великий
"...прискорбно видеть, что, когда слово полно мыслей и рассуждает об обязанностях, нет разумно сознающего слово, потому что не имеют душевного уха, какого требует Господь для слушания слов Его, говоря: "кто имеет уши слышать, да слышит" (Мф. 11:15)".
св. Василий Великий. Толкование на пророка Исаию. Глава 3//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 292
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Амвросий Медиоланский
"Не все способны учить других, довольно, когда бы все способны были к принятию учения!"
св. Амвросий Медиоланский. Две книги о преставлении брата Сатира//Две книги о покаянии. Нью-Йорк:Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1997. Кн. 1. С. 97
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Феофан Затворник
"...все от Бога: и внятное изъяснение истины словом, и ясное понимание слова слышимого или читаемого".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 199
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Феофан Затворник
"Дар слова, или достодолжного предлагания учения христианского в церкви есть дар высокой цены. Он выше разумения: ибо этим в себе только богатится человек, а тем богатит и других".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 35
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Феофан Затворник
"Из Негоже вы есте о Христе Иисусе, Иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление" (1 Кор. 1:30).
"...единственный источник христианской мудрости есть Христос Господь. Другого источника ей нет. Есть слово откровенное; но оно только начальное руководство. Настоящей мудрости надлежит быть научену Богом, по древнему еще обетованию".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 85
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать
св. Феофан Затворник
"Да вера ваша не в мудрости человеческой, но в силе Божией будет" (1 Кор. 2:5).
"Впрочем из того, что теперь убеждение производится одним словом, не следует, будто теперь проповедь зависит от мудрости. Как первоначальные сеятели слова были простые и неученые и ничего не говорили от себя, но чтО приняли от Бога, то и преподали вселенной, так и мы теперь предлагаем не свое, но что приняли от них, то и возвещаем всем. И теперь мы убеждаем не умозаключениями, но свидетельствами Божественных Писаний и тогдашними знамениями внушаем верить возвещаемому. Впрочем и Апостолы убеждали тогда не одними знамениями, но и беседами; только слова их получали больше силы от знамений и свидетельств ветхозаветного Писания, а не от искусства красноречия" (св. Иоанн Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 95
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. внутреннее научение
св. Феофан Затворник
"Емуже бых служитель по дару благодати Божия, данныя мне по действу силы Его" (Еф. 3:7).
"Св. Златоуст кроме того видит здесь указание и на ту силу, которая обычно сопровождала проповедь Апостола, его укрепляя и проповедь подтверждая. "Дар был бы недостаточен, если бы вместе с ним не влагалась и сила Божия; ибо поистине для благовествования недостаточно одного человеческого усердия, а нужна высшая сила. Апостол показал в деле своего благовестия следующие три качества: горячую и неустрашимую ревность, душу, готовую терпеть решительно // все, разум и мудрость (ведение и благоразумие). Но недостаточно было бы природной решимости, недостаточно было бы безукоризненной жизни, если бы он не получил силы Духа".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 214-215
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. Гераклит
св. Климент Александрийский
"И если тебе будет угодно привести знаменитое речение "Имеющий уши слышать да слышит" (Мф. 11:15, Лк. 8:8; 14:35), то обнаружишь его у Ефесца в следующем виде: "Те, кто слышал, но не поняли, глухим подобны: "присутствуя, отсутствуют", - говорит о них пословица".
св. Климент Александрийский. Строматы. 5,115,3//Фрагменты ранних греческих философов. М.:"Наука", 1989. Часть 1. С. 190
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. Гераклит
св. Климент Александрийский
"Большинство не мыслят вещи такими, какими встречают их и, узнав, не понимают, но воображают", по словам славного Гераклита. Не кажется ли тебе, что и он порицает неверующих?"
св. Климент Александрийский. Строматы. 2,8,1//Фрагменты ранних греческих философов. М.:"Наука", 1989. Часть 1. С. 191
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. наука. закон
св. Кирилл Александрийский
"...никто не может приступать к Богу без наставлений и познания, но... только руководимые законом к познанию того, чего ищут, научаются..."
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 3. Гл. 2. С. 395
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Кирилл Иерусалимский
"Веру же как в учении, так и в исповедании старайся иметь и держать ту только, которая ныне сообщается тебе Церковью и которая утверждена всем Писанием. Поскольку же не все могут читать Писания, но иным неумение, а другим какие-либо занятия препятствуют познать их, то, чтобы неведением не погубить души, мы в немногих стихах заключаем все учение веры..."
св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 5-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 71
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Григорий Богослов
"...для тебя и для подобных тебе нетрудно и из немногого познать многое..."
св. Григорий Богослов. Послание 1, к монаху Евагрию, о Божестве//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 2. С. 4
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Григорий Палама
"Следите все внимательно за сущностью говоримого, потому что если кто и не сможет понять всего, однако и из малого поймет всеобщее значение, ибо учение Духа подобно свету".
св. Григорий Палама. Омилия 17, на евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения)//Беседы: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 175
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
св. Феофан Затворник
"Яко по откровению сказася мне тайна: якоже преднаписах вмале" (Еф. 3:3).
"..."кратко слово и сокращенно поучение, но в немногом я научил вас многому, засеменив только (слово истины). Я написал столько, сколько могли вы уразуметь, уразуметь при углубленном и внимательном чтении, а не между делом пробежавши (писанное)" (св. Иоанн Дамаскин)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 206
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. из немногого познать многое
Лейбниц Г.В.
"...в большинстве случаев для нахождения искомого достаточно лишь немногого, но именно это прежде всего и требует искусства отделять нужные сочетания от ненужных..."
Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1984. Т. 3. С. 158
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. неразумие
св. Кирилл Александрийский
"Отвеща Никодим и рече Ему: како могут сия быти?" (Ин. 3:9).
"Не должно обвинять учителя в неспособности убеждать, // если он научает тому, что считает хорошим, а между тем не приносит никакой пользы благодаря неразумию слушателей. О сем узнаем и из других мест: "яко ослепление отчасти бысть Израилю" (Рим. 11:25), ибо слухом слыша, не разумеют (Ис. 6:9; Мф. 13:14)".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 1. С. 227-228
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. разум. разумение
Православное исповедание
"Вопрос. Какой второй дар Святаго Духа?
Ответ. Дар разума или разумения таин или воли Божией. ..."тогда отверзе им ум разумети Писания" (Лк. 24:45). И Апостол: "да даст убо тебе Господь разум о всем" (2 Тим. 2:7). Разумению сему противоположно неразумие и неверие. Господь говорит: "о несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша Пророцы!" (Лк. 24:25)".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 75. С. 55
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. разум. разумение. рассуждение
св. Василий Великий
"А я примечаю, что и в словах Духа не всякому позволительно приступать к исследованию сказанного, но только имеющему духа рассуждения, как научил нас Апостол, который, говоря о разделении дарований, сказал: "одному дается Духом слово мудрости; другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов" (1 Кор. 12:8-10)".
св. Василий Великий. К Неокесарийцам//Творения: в 3-х т. СПб., 1911. Т. 3. С. 233
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. против масонов
св. Ириней Лионский
"...если Апостолы говорили сообразно с мнением прежде укоренившимся в людях, то никто не узнал истины от них, а еще прежде от Самого Господа, ибо и Он, по словам их, говорил таким образом. Значит, и сами они не знают истины, но, имея такое мнение о Боге, они приняли // учение, как могли его слышать. Согласно с таким рассуждением, ни у кого не будет правила истины, но все ученики будут вменять всем, чтобы, как каждый из них думает и способен понимать, так с ним и было говорено. ...язычникам они [Апостолы] говорили не по их прежним понятиям, но смело говорили, что их боги не боги, а идолы демонов..."
св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 3. Гл. 12. С. 256-257
 
учить. V понимать учение. говорить. V слушать. слово. смысл
св. Феофан Затворник
"Яко во всем обогатистеся о Нем, во всяком слове и всяком разуме" (1 Кор. 1:5).
"Не слово только вам передано, но и смысл его истолкован, и вы доведены до разумения его; все домостроительство спасения вы разумеете полно, богато".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 34

 

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

  Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru