хвала. позволительно ли хвалиться
св. Иоанн Златоуст
св. Филарет Московский
св. Феофан Затворник
храм. > во время проповеди св. Григория слушатели сидят
св. Григорий Богослов
храм. освящение. полное освящение
св. Филарет Московский
св. Филарет Московский
св. Филарет Московский
храм. таинственное присутствие
св. Филарет Московский
Тураев Б.А.
Христос. > Христос - Господь и Владыка мира
св. Феофан Затворник
св. Феофан Затворник
Христос. Церковь. Воплощение. Искупление. тайна
св. Феофан Затворник
Христос. Церковь. Воплощение. тайна
св. Феофан Затворник
св. Феофан Затворник
Христос. Церковь. тело. члены. Промысл. Причащение
св. Феофан Затворник
хвала. позволительно ли хвалиться
св. Иоанн Златоуст
"...это дело [хвалиться] не всегда непозволительно, но иногда бывает и необходимо, и даже случается, что мы бываем неразумными не потому, что хвалимся, а потому, что не хвалимся. Потому и Павел говорит: "хваляйся, // о Господе да хвалится" (2 Кор. 10:17). Так, кто не хвалится крестом, тот неразумнее и несправедливее всех; кто не хвалится верою, тот презреннее всех; кто не хвалится и не превозносится этим, тот непременно погибнет. Вот почему Апостол и говорил с дерзновением: "мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа" (Гал. 6:14). Также сказано: "да не хвалится богатый богатством своим, и мудрый мудростию своею, но о сем да хвалится, еже разумети и знати Господа" (см. Иер. 9:23-24)".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 130//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 410-411
хвала. позволительно ли хвалиться
св. Иоанн Златоуст
"...верою и учением должно постоянно хвалиться и без причины, и не хвалящийся этим погибнет; а что касается дел жизни, то не должно отказываться хвалиться ими по требованию обстоятельств. Какие это обстоятельства? Многие и различные, из которых одно, например, состоит в том, чтобы научить слушателя".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 130//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 412
св. Филарет Московский
"1. Храм истинного Бога с Его святынею, чиноположениями и таинствами, есть не человеческое изобретение, а собственное Божие устроение.
2. Устроение храма Божия и в нем его священнодействий // не должно зависеть от произвола человеческого, а должно быть основано на правилах и законах священства, которые положили Апостолы, облеченные Духом Святым, сильные делом и словом.
3. Премудрость Божия устроение святого храма признала не только полезным, но и необходимым пособием для спасения человеков: ибо премудрости Божией не свойственно делать что-либо излишнее и не полезное.
4. Посему всякий человек, желающий себе спасения, прилежно должен притекать во храм Божий, со вниманием и по мере возможности с разумением участвовать в его молитвах и славословиях, внимать и последовать слышимому в нем слову Божию и учению жизни, и освящать себя его таинствами, согласно с правилами и законами, которые положили и предали нам богодухновенные Апостолы и богомудрые отцы".
св. Филарет Московский. Беседа по освящении храма святого Александра Невского, при Покровской богадельне. 1858 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 479-480
св. Феофан Затворник
"Первое убо, сходящимся вам в церковь, слышу в вас распри сущия, и часть некую сих верую" (1 Кор. 11:18).
"Слово "церковь" означает ли только собрание? Может быть и это только означает; но ничего нет дивного, что имелось и особое место для собраний, новое ли здание, или готовое кем из верующих уступлено. - Иметь особое место для общей молитвы и удовлетворения религиозных потребностей есть потребность веры. Для избрания его и устроения не нужны особые постановления. Это делается само собою".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 410
храм
св. Феофан Затворник
"Целуют вы о Господе много Акила и Прискилла, с домашнею их церковию" (1 Кор. 16:19).
"Как отдельных церквей тогда // не было, то для собраний уступались дома... "И это немаловажная заслуга - обратить дом свой в церковь" (св. Иоанн Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 625-626
храм. > во время проповеди св. Григория слушатели сидят
св. Григорий Богослов
св. Григорий Богослов. Слово 32, о соблюдении доброго порядка в собеседовании//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 464
храм. освящение. полное освящение
св. Филарет Московский
"Не хощу Вас не ведети, что церковь в Чудове освящена в прошедшее воскресенье. Медленность привела к развязке, до которой не дошел бы я иначе. Чтя прежнее освящение, вовсе не думал я о полном освящении вновь: но когда в последнее время часто ходил в церковь и видал в ней кучу работников, я пришел в некоторое недоумение: служить в ней без полного освящения; сие привело к мысли тщательно осмотреть престол; оказалось, что доска дала трещину, и один столп повредился. Так я сохранился от оплошности оставить ветхость, которая вскоре поневоле потребовала бы нового освящения; и престол устроен теперь же, лучше нежели можно было второпях и в нужде после нашествия неприятеля, и освящение было полное".
Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 49, 1839 г. С. 66
Примечание А.Н. Муравьева: "Церковь Чудова монастыря была действительно наскоро освящена после французов, которые избрали ее даже жилищем для своего маршала Даву, во время общего пожара столицы".
Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 49, 1839 г. С. 67
храм. Причащение. Евхаристия
св. Филарет Московский
"Веруем, что и сей храм, по преданию и чину Тобою наставленных Апостолов и преемников их // освященный, и невидимо Твоего вшествия и благодатного присутствия сподобившийся, воистину есть Твой дом, Твое жилище, Твое на земли небо; и не только сему веруем, но можем и видеть сие отчасти, поелику здесь тайнодействуется и очевидно присутствует Божественное Тело единородного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, которое есть тело живое и животворящее, с которым следственно и дух Бога и человека Христа присутствует".
св. Филарет Московский. Беседа на обновление храма на месте погребения усопших. 1857 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 427-428
храм. таинства. Евхаристия
св. Филарет Московский
"Спрашиваю: для чего созидается и освящается храм? Для богослужения вообще? - Оно совершается и вне храма. Для таинств? - и большая часть таинств могут совершаться вне храма. Только одно таинство, таинство тела и крови Христовы, непременно требует освященного храма. Следственно, храм созидается и освящается наипаче для того, чтобы в нем было священнодействуемо и хранимо тело и кровь Христовы. Для сей величайшей на земле святыни требовалось святое хранилище. Из сего следует, что только по крайней нужде тело и кровь Христовы могут быть выносимы из храма, а имеющий оные в простом доме или келлии без нужды оскорбляет сию святыню".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1883. Ч. 3. N 849, 1852 г. С. 127
храм. таинственное присутствие
св. Филарет Московский
"...как присущ освященному храму Бог и Господь наш Иисус Христос. Не только "очи Его здесь" (2 Пар. 7:16), то есть Он благопромыслительно взирает на души предстоящих здесь; не только "сердце Его здесь", то есть Он с любовию и милосердием внемлет молитвам предстоящих здесь: но вместе с сим здесь пребывает Его благодатная сила, осеняющая души, просвещающая умы, услаждающая сердца, духовно животворная и спасительная".
св. Филарет Московский. Беседа на освящение придельного храма Божией Матери в Тихвинском Соборе города Коломны. 1861 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 518
храм. второй Иерусалимский
Построен в 520-516 гг. до Р.Х.
Обесчещен Антиохом Эпифаном в 167 г. до Р.Х.
В 20 г. до Р.Х. Ирод Великий начал перестройку храма. Закончена в 64 г. от Р.Х. 6 августа 70 г. разрушен императором Титом.
Тураев Б.А.
"...в арамейских папирусах из иудейской колонии на Элефантине... говорится, правда, спустя 118 лет, в 408 (407) г., что когда Камбиз [в 525 г.] покорил Египет, он разрушил "все храмы египетских богов, но не коснулся иудейского святилища, уже тогда существовавшего на Элефантине".
Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.:ОГИЗ, 1936. Т. 2. С. 123
храм. в Элефантине
Тураев Б.А.
"Храмик Иеговы был выстроен на Элефантине на Царской улице".
Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.:ОГИЗ, 1936. Т. 2. С. 171
храм. в Элефантине
Тураев Б.А.
Деловая переписка по поводу разрешения храма Иеговы в Элефантине: "К господину нашему Багою, наместнику Иудеи, твои рабы: Иедония и его товарищи, священники в крепости Иеб [Элефантине]... В месяце таммузе 14-го года царя Дария [411-410 гг. имеется ввиду Дарий II], когда Аршам ушел и отправился к царю, жрецы Хнума в крепости Иеб вошли в следующее тайное соглашение с Вайдрангом, который был здесь управителем: "Храм Бога Яху, что в крепости Иеб, следует оттуда удалить". Тогда этот проклятый Вайдранг послал письмо своему сыну Нефаяну, начальнику войска в крепости Сиэне, следующего содержания: "Храм в крепости Иеб следует разрушить". Нефаян привел египтян и других солдат, они явились в крепость Иеб, с орудиями вторглись в храм, разрушили его до основания и разбили каменные колонны, которые там находились, равно как и пять каменных врат, бывших в этом храме, - они их разрушили, и деревянные двери, и металлические углы этих дверей, и крышу, состоявшую целиком из кедровых бревен... и все другое, что там находилось, они сожгли огнем. И жертвенные чаши из золота и серебра, и все вещи, которые находились в этом храме, они взяли и присвоили себе. Еще во дни// египетских царей отцы наши выстроили этот храм в крепости Иеб. Когда Камбиз вступил в Египет, он уже нашел этот храм выстроенным; храмы египетских богов были все разрушены, а в этом храме никто ничего не повредил... 20 мархешвана в 17-й год царя Дария".
перевод П.К. Коковцова
Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.:ОГИЗ, 1936. Т. 2. С. 171-172
храм. в Элефантине
Тураев Б.А.
"Этот храм для них [жрецов Хнума] был ненавистен и потому, что евреи приносили в жертву овец и агнцев, и на самой Элефантине богом-покровителем был Хнум, имевший символом овна, - Клермон-Ганно нашел в последние годы на острове кладбище священных овнов! Очевидно, персидское правительство сильно покровительствовало евреям даже вне Палестины и, в угоду им, заставляло египетское духовенство терпеть у самых ворот своих храмов поругание своей религии, и притом со стороны инородцев, которые к тому же служили опорой ненавистного иноземного господства. Понятно поэтому, что когда персидская власть зашаталась, жрецы не замедлили проявить свою месть".
Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.:ОГИЗ, 1936. Т. 2. С. 172
храм. в Элефантине
Тураев Б.А.
"Обращение к первосвященнику осталось без ответа по понятной причине - в это время уже существовал второй храм, и деятельность Ездры была позади; храмов вне Иерусалима не могло быть, и египетские поселенцы отстали от развития иудейства... Пришлось обратиться к светской, опять-таки к персидской власти - к Багою и сыновьям раскольника Санаваллата. Те откликнулись на просьбу, и// небольшой папирус Берлинского музея от имени Багоя и Делая уполномочивает ходатайствовать от их имени пред наместником Египта Аршамом о разрешении отстроить святилище и приносить в нем жертвы и совершать каждение, но не всесожжения и не кровавые жертвы, очевидно, чтобы не раздражать египтян. Едва ли иудеи уже могли воспользоваться этим разрешением - Египет, вероятно, в том же году сделался самостоятелен".
Тураев Б.А. История Древнего Востока. Л.:ОГИЗ, 1936. Т. 2. С. 172-173
Христос. > Христос - Господь и Владыка мира
св. Феофан Затворник
"А еже, взыде, что есть, точию яко и сниде прежде в дольнейшие страны земли? - Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая" (Еф. 4:9-10).
"Седя на престоле славы одесную Отца, и видим Он есть всеми, яко всего мира Владыка и Судия вселенной, и все исполняет властию, могуществом, // славою, величием, вседержительством, всеуправлением, обилием благодатных даров, знамений и чудес. Все в духовном мире Им зиждется и на небе и на земле; и в физическом мире Им все строится; все направляется к одному, чтобы все наконец явилось в обновленном от Него виде. Теперь все сие совершается сокровенно и незримо. А будет время, когда и въявь все придет. Это сокровенное вседействие и есть исполнение Им всяческих. Верою видим: осязать сего нельзя".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 285-286
св. Феофан Затворник
"Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела" (Еф. 5:23).
"Сравнивается муж со Христом, жена с Церковью. Пункт сравнения - главенство: муж глава жены, как Христос - Церкви. Но Апостол пишет не как что есть, а как что должно быть. Потому в словах его должно видеть такую мысль: муж глава жены в таком же смысле, в каком Христос глава Церкви. Но Христос, глава Церкви, яко Спаситель сего тела Своего. Да будет же и муж глава жене по причине спасительства своего для нее. В чем и да будет для мужа основание главенства; для жены - побуждение к повиновению...
Христос есть глава Церкви, потому что есть Спаситель сего тела Своего. Он стал Главою чрез спасение спасенных, и спасенные стали членами Его чрез спасение".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 417
Христос. Церковь. Воплощение. Искупление. тайна
св. Феофан Затворник
"Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь" (Еф. 5:32).
"Сын Божий в воплощении оставил как бы Отца Своего небесного (не разделяясь с Ним) и вступил в таинственный союз с искупленным человечеством - Церковию, которая тоже есть от ребра Его, и вместе с Ним составляет едино".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 433
Христос. Церковь. Воплощение. тайна
св. Феофан Затворник
"Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь" (Еф. 5:32).
Св. Иоанн Златоуст: "Аз глаголю, - говорит при том Апостол, - во Христа", - так как и Он, оставивши Отца, сошел и пришел к невесте и сделался единым духом с ней (а она с Ним). Ибо "прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господом" (1 Кор. 6:17)". То же пишет и Феодорит: "Сам Христос, оставив вышняго Отца, сочетался с Церковию. Но оставил по понятию вочеловечения, потому что, как Бог, неотлучен от Бога, так как и Сам имеет неописанное // естество". В этом и тайна. - Пополнее выясняет эту истину блж. Иероним: "Не все сказание об Адаме и Еве, написанное в книге Бытия, можно удобно, как думают некоторые, относить ко Христу и к Церкви, но только то, что сказано в настоящем месте, то есть: "Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене, и будета два в плоть едину". Первый человек, Адам, как первый Пророк, прорек это о Христе и о Церкви, - что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего Бога и матерь Свою, Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего Церкви, и образует ее из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть. И как не все таинства равны, но одно таинство больше, а другое меньше; то и говорит теперь: "Тайна сия велика есть"; показывая же вместе и знак смирения своего, прибавляет: "Аз же глаголю во Христа и во Церковь". Григорий Назианзин, муж красноречивейший и много сведущий в Писании, когда мы рассуждали с ним об этом месте, не раз сказал: смотри, какова таинственность той главки (кажется, в кн. Бытия), что Апостол, истолковывая ее в отношении ко Христу и к Церкви, не утверждает, чтоб изъяснился, как требует достоинство свидетельства; но сказал как бы: знаю, что место сие полно неизреченных таинств и требует от истолкователя своего божественного сердца; я же по малости моего смысла думаю, что его должно разуметь в отношении ко Христу и к Церкви не потому, чтобы что-либо было больше Христа и Церкви, но потому, что все, сказанное об Адаме и Еве, изъяснить в отношении ко Христу и к Церкви очень трудно".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 433-434
св. Феофан Затворник
"Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину" (Еф. 5:31).
"...ничто не мешает слова текста сего разуметь как указание на закон, по которому Христос Господь сочетавается с душами верующими, и души верующие со Христом Господом. И кажется, Апостол имел ввиду преимущественно эту последнюю сторону союза, именно союз душ с Господом, - и цель слова его: "два плоть едина", - верующие и Господь едино. Посему-то и стоит у Апостола: anti toytoy - вместо сего. Впереди сказал: Господь питает и греет нас, так как мы плоть от плоти Его и кость от костей. Теперь говорит: вместо сего - мы должны так прилеплены к Нему быть, чтобы составлять едино. Ибо и Он уже так приобщился нам, что всего Себя предал нам. Можно находить указание на такую мысль в словах св. Златоуста: "Таким образом и мы делаемся со Христом едина плоть, - по причастию". И несколько ниже: тут происходит "духовный союз, в котором душа соединяется с Господом неизреченным союзом, как // Он один знает. Посему и сказано: "Прилепляяйся Господеви, един дух есть с Господом" (1 Кор. 6:17). Об этом и Псалмопевец говорит: "Слыши дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего, и возжелает царь доброты твоея" (Пс. 44:11-12)". На это же наводят и слова блаженного Иеронима: "Слова сии в переносном смысле относятся ко Христу и к Церкви. Адам прообразовал Христа, Ева - Церковь. Как из Адама и Евы народился весь род человеческий, так от Христа и Церкви народилось и нараждается все множество верующих, которое, составляя единое тело, опять влагается в бок Христов, и наполняет место ребра, став в едину плоть с Ним, как с мужем. Об этом и Сам Господь в Евангелии молился: "Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут" (Ин. 17:21)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 431-432
Христос. Церковь. тело. члены. Промысл. Причащение
св. Феофан Затворник
"Никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю, якоже и Христос Церковь" (Еф. 5:29).
"Но и то правда, что тому, как Христос питает и греет Церковь, ничего нет и быть не может подобного, ни в каком естественном порядке. Здесь не то разумеется, что сказал Господь о Своем попечении о Церкви ветхозаветной: "Коль краты восхотех собрати чада твоя под крыле", хотя и это имеет место, но нечто особеннейшее, ближайшее, существеннейшее. Ибо у Христа с Церковью не внешний союз - одного подле другого, но внутреннейший - одного в другом. Ева из Адама; но стала вне его, и союз у них остался душевный, каков и у мужа с женою. И Церковь из Христа, но не становится вне Его, а Его имеет в себе, проникающим все в ней и живущим в ней всей. Это выражает Апостол в следующем тексте:
"Зане уди есмы тела Его, от плоти Его, и от костей Его" (Еф. 5:30).
Мы - все верующие - есмы члены тела Его, составляем тело Его - Церковь. Каждый верующий от Христа отрождается и поступает в тело Его, не отделяясь от Него. "От плоти Его и от костей Его" - образное выражение того, что существенность христианская заимствована нами от Христа. Св. Златоуст говорит: "Как Сын Божий - нашего естества, так и мы - Его сущности; и как Он имеет нас в Себе, так и мы имеем Его в себе". Это совершается в крещении и поддерживается причащением: ибо: "во Христа облекостеся"- не одни слова, а существенное преобразование по образу Христа, и по причине подобия такого сочетания с Ним. Равно и то, что говорится о причастнике: "во Мне пребывает и Аз в нем", существенное дело есть. - Вот как мы от плоти Его и от костей Его, - и как есмы уды Его. - Св. Златоуст говорит: "Что // значит: "от плоти Его"? Значит - истинно от Него. Но как чрез это мы бываем членами Христовыми? - Так, как мы родились подобно Ему. Каким образом от плоти? - Это знаете вы, которые причащаетесь тайнам: ибо чрез это мы тотчас преобразуемся". Блаженный Феодорит пишет: "Как Ева создана из Адама, так мы из Владыки Христа. С Ним погребаемся и восстаем в крещении, едим тело Его и пием кровь Его".
Вот как питает и греет Церковь Свою - всех верующих Христос Господь. Дело совершается существеннее и глубже, чем идет общее промышление.- Так это есть, хотя невместимо для понятия, а может быть иную и веру превышает. Господи, приложи нам веру!"
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 429-430
Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"