экуменизм. закон развития
св. Викентий Лиринский
экуменизм. закон развития
св. Филарет Московский
экуменизм. V молитва с инославными
св. Филарет Московский
элементы
Аристотель
элементы
Марк Минуций Феликс
элементы
Тертуллиан
энергия
св. Иоанн Дамаскин
энергия
св. Григорий Палама
энергия. движение
св. Иоанн Дамаскин
энергия. V сущность. > Бог неделим
св. Григорий Палама
энергия. V сущность. непознаваемость
Иоанн Кантакузин
энергия. V сущность. тождество
Константинопольский собор. июль 1352 года
энергия. сущность. цель. осуществленность. > сущность
познается от дел. Божество познается от дел и от чудес
св. Григорий Нисский
энергия. цель. осуществленность
Аристотель
экуменизм. закон развития
св. Викентий Лиринский
"...скажет может быть кто-нибудь, в Церкви Христовой не
должно быть никакого преспеяния [в усвоении] религии? Всеконечно должно быть, и
притом - величайшее. Кто так завидлив к людям, и ненавистлив к Богу, что решится
отвергать это! Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не
переменой веры.
Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам по себе, а перемена - в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть, и превращается в другое. И так пусть возрастает и в высшей степени преспевает с течением лет и веков понимание, разумение, мудрость, как каждого отдельного//С.173 христианина, так и всех вместе, - как одного человека, так и всей Церкви, но только в том же роде, то есть в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания.
Религия, дело души, пусть уподобляется в этом отношении телам. С приращением лет, тела раскрывают и развивают члены свои, однако остаются теми же, чем были. Цветущая пора детства и зрелый возраст старческий очень различны между собой, однако стариками делаются те же самые, которые прежде были детьми, так что, хотя рост и наружность одного и того же человека изменяются, тем не менее природа его неизменна, личность его остается одна и та же. Члены у младенцев небольшие, у юношей - большие, однако те же самые. Сколько членов у малюток, столько же у взрослых; и если что прибавляется с течением лет, то все это существовало уже прежде в зародыше, так что потом в старцах не обнаруживается ничего нового, чего не таилось бы уже прежде в детях. Следовательно, настоящий, правильный закон преспеяния, непреложный и благолепнейший порядок возрастания, несомненно тот, когда в течение лет развивает в более зрелых возрастах непременно те же самые составные части и формы, которые премудрость Творца предначертала в малютках, так что если бы вид человека превратился впоследствии в какой-нибудь образ не своего рода, или даже если бы только что-нибудь прибавилось к количеству его членов, или убавилось в нем, то все тело неизбежно или умирает, или делается уродливым, или, по крайней мере становится слабее.
Этому же закону преспеяния//С.174 необходимо должно следовать и догматическое учение христианской веры. Пусть оно с годами крепнет, со временем расширяется, с веком возвышается, но остается нерушимым и неповрежденным, целым и совершенным во всех своих частях, во всех, так сказать, членах и чувствах своих, следовательно , без малейшей сверх того перемены, без всякой утраты в своем содержании, без всякого изменения своих определений.
Приведу сравнение. На этой ниве церковной предки наши посеяли в древности семена пшеницы - веры. Несправедливо и несообразно с существом дела, чтобы мы, потомки их, вместо хлеба - неподложной истины, оставили после себя наследникам плевелы - заблуждения... Что только земледелием Божиим по вере отцов насажено в нашей Церкви, то самое пусть старанием сыновей и возделывается, и наблюдается, то самое пусть цветет и зреет, то самое пусть преспевает и//С. 175 совершенствуется... Если однажды дать волю нечестивой неправде в этом отношении, то ужасаюсь сказать, какая страшная последует опасность разрушения и уничтожения религии. Тогда, отвергнув одну какую-нибудь часть вселенского догмата, как бы по обычаю уже, и с дозволения начнут постепенно отвергать одну за другой и прочие его части. А затем, когда отвергнут части порознь, что иное последует наконец, как не совокупное отвержение целого? С другой стороны, если начнут примешивать к древнему - новое, к своему - чужое, к священному - непотребное, то обычай этот необходимо распространится по всему, так что после ничего не останется в Церкви нетронутого, ничего неповрежденного, ничего целого, ничего незапятнанного, но, где прежде было святилище чистой и непорочной истины, там будет наконец непотребный дом нечестивых и гнусных заблуждений. Да отвратит от умов наших непотребство это благость Божия! Пусть остается уж оно безумием нечестивых. Церковь же Христова, заботливая и осторожная блюстительница вверенных ее хранению догматов, никогда в них ничего не изменяет, ничего не уменьшает, ничего не прибавляет, - необходимого не отсекает, излишнего не принимает, своего не теряет, чужого не присваивает; но со всей рачительностью старается//С. 176 единственно о том, чтобы, рассуждая о древнем верно и мудро, если что в древности предначертано и основано, то довершать и отделывать, если что пояснено уже и истолковано, то укреплять и подтверждать, если что подтверждено уже и определено, то хранить. Чего другого, наконец, всегда старалась она непременно достигнуть определениями соборными? Не того ли только, чтобы после с рассудительностью веровали в то же самое, во что прежде веровали в простоте, чтобы после настойчиво проповедовали то же самое, что прежде проповедовали исподволь, чтобы после с осторожностью возделывали то же самое, что прежде обрабатывали безопасливо? Не колеблясь говорю, и всегда скажу, что Вселенская Церковь, побуждаемая новизнами еретиков, через определения своих соборов не другое что-нибудь делала, как именно только то, что принятое ею прежде от предков по Преданию подтверждала потом для потомков собственноручным письменным удостоверением, заключая в немногих строках множество предметов, выражая обыкновенно, для яснейшего уразумения, таким или другим новым наименованием не новый смысл веры.
св. Викентий Лиринский. Рассуждение о вере (434
г.)//Чельцов И.В. Собрание символов и вероизложений Православной Церкви от
времен апостольских до наших дней// Христианское чтение. СПб., 1869. N 6(июнь).
С. 172-176
экуменизм. закон развития
св. Филарет Московский
"Он [Палмер] не ищет теперь истинной церкви, но из
существующих церквей, как из материалов, обрезывая и обрубая их, хочет построить
новую церковь по своему идеалу. После 1800 лет существования Христианской Церкви
дают для ее существования новый закон, - закон развития. Известно, что написано
Апостолом Павлом против тех, которые вздумали бы благовествовать паче, нежели
приняли от Апостолов. Не скажут ли теперь ему: возьми назад свое: "анафема", -
мы необходимо должны "благовествовать паче", // по новооткрытому закону
развития? Дело Божественное хотят подчинить закону развития, взятому от дерева и
травы! И если хотят приложить к Христианству закон развития: как не вспомнить,
что развитие имеет предел? Из земли выходит былинка, потом она становится
деревом, растет, дает цвет - плод: развитие кончилось; следует постоянная жизнь
плодоношения, потом старость и разрушение. Семя веры посеяно в начале мира,
росло веки, процвело и принесло плоды в открытии Христианской Церкви: за сим и
по закону развития должна следовать постоянная жизнь плодоношения; и если не
сохраним живого дерева, иные ветви отломятся, увянут, засохнут, или
полуотломленные будут зеленеть полужизненно, доколе живое древо превратится в
древо очевидно райское, а вялое, сухое, умершее посечется и во огонь вметнется".
Письма св. Филарета к архиеп. Тверскому Алексию
(1843-1867 гг.). М., 1883. N 112, 1852 г. С. 99-100
экуменизм. V молитва с инославными
св. Филарет Московский
"Не судите строго о погрешивших молитвою с инославными.
Не терпели ли, когда инославный слушал вашу литургию: ведь и это нарушение
правила, хотя меньшее, нежели сослужение священников разноверных. Православному
священнику позволено указом Святейшего Синода по нужде умершего римско-католика
проводить // в облачении, с пением "Святый Боже". У Вас в деле то же, обратно,
делает латинский священник, только не по нужде. Степенью виновнее сего стояние
латинского священника в церкви с православным, совершающим погребение.
Протоиерей, который указал на правило другим, но сам его нарушил, заслуживает
выговор, и строгий выговор, если он в других отношениях не довольно одобрителен.
Благочинный и приходский священник заслуживают выговор, или благочинный может
быть отрешен от сей должности, если он в других отношениях недовольно надежен.
Прочим надобно подтвердить, чтобы не отступали от правила. Св. Синод беспокоить
не нужно - и удалять от клира не нужно, это было бы тяжко.
Если же погрешившие люди заслуживают, чтобы их беречь: то
можно и выговор сделать без внесения в послужные списки. Вероятно, дело особенно
завелось от того, что православные священники не хотели простить среди церкви
этой погрешности латинскому и армянскому священникам".
Письма св. Филарета к архиеп. Тверскому Алексию
(1843-1867 гг.). М., 1883. N 259, 1867 г. С. 273-274
элементы
Аристотель
"Элементом называется первооснова вещи, из которой она
слагается и которая по виду не делима на другие виды, например элементы речи, из
которых речь слагается и на которые она делима как на предельные части, в то
время как эти элементы уже не делимы на другие звуки речи, отличные от них по
виду. Но если они и делятся, то получаются одного с ними вида части (например,
часть воды - вода, между тем как части слога не слог)".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль",
1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 3. 1014a. С. 148
элементы
Аристотель
"Элементами в переносном смысле именуют то, что, будучи
одним и малым, применимо ко многому; поэтому элементом называется и малое, и
простое, и неделимое. Отсюда и возникло мнение, что элементы - это наиболее
общее, так как каждое такое наиболее общее, будучи единым и простым, присуще
многому - или всему, или как можно большему числу, а потому некоторые считают
началами также единое и точку. А поскольку так называемые роды общи и неделимы
(ибо для них нет уже определения), некоторые называют роды элементами и скорее
их, нежели видовое отличие, потому что род есть нечто более общее; в самом деле,
чему присуще видовое отличие, тому сопутствует и род, но не всему тому, чему
присущ род, сопутствует видовое отличие. Однако для всех значений элемента обще
то, что элемент вещи есть ее первооснова".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль",
1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 3. 1014b. С. 149
элементы
Марк Минуций Феликс
"Те люди, которые думают, что весь этот благоустроенный
мир не божественным разумом создан, а составился из известных частей,
соединившихся между собою без всякой цели, те не имеют, мне кажется, ни разума,
ни мысли, ни даже глаз".
Марк Минуций Феликс. Октавий//Раннехристианские отцы
Церкви. Антология. Брюссель:"Жизнь с Богом", 1978. С. 561
элементы
Марк Минуций Феликс
"Всякое тело - обращается ли оно в пыль или влагу, в
пепел или пар, исчезает// для нас, но Бог сохраняет его элементы".
Марк Минуций Феликс. Октавий//Раннехристианские отцы
Церкви. Антология. Брюссель:"Жизнь с Богом", 1978. С. 584-585
элементы
Тертуллиан
"...за элементами признается божественность еще и потому,
что без их поддержки не может ни рождаться, ни питаться, ни расти (gigni, ali,
provehi) ничто из того, что служит удовлетворению жизни человеческой и вообще
земной".
Тертуллиан. К язычникам (ad nationes)/Избранные
сочинения, под ред. А.А.Столярова. М.,"Прогресс",1994. Кн. 2, Гл. 5. С. 66
элементы
Тертуллиан
"Несомненно, что все, что делается, следует приписывать
не тому, через что (per quod) делается, но тому, кем (a quo) делается, потому
что источник действия - тот, кто устанавливает и то, что делается, и то,
посредством чего это делается (как и всякой вещи присущи следующие три
основания: что она есть, посредством чего она есть и от чего она есть (quod est,
per quod est et a quo est). Ведь прежде всего есть тот, кто желает, чтобы
что-либо делалось, и может найти средства, посредством которых оно делалось бы.
Так что вы правильно поступаете, когда старательно отыскиваете виновника всего,
что делается на свете, но в отношении физических явлений ваши правила
противоречат природе, хотя в остальных случаях в них обнаруживается ваш разум.
Ведь вы лишаете Творца Его высшего положения и рассматриваете то, что делается,
а не то, кем делается. Поэтому вы и верите, что элементам принадлежит власть и
господство, хотя на самом деле им доступно только служить и подчиняться".
Тертуллиан. К язычникам (ad nationes)/Избранные
сочинения, под ред. А.А.Столярова. М.,"Прогресс",1994. Кн. 2, Гл. 5. С. 67
энергия
св. Иоанн Дамаскин
"...все способности... как познавательные, так и
жизненные, так и естественные, так же и искусственные, называются energeiai. Ибо
энергия есть естественная каждой сущности и сила, и движение. И опять: энергия
есть естественное, врожденное движение всякой сущности; откуда ясно, что чего
сущность - одна и та же, того одна и та же и энергия, а чего природы различны,
того различны и энергии; ибо невозможно, чтобы сущность была лишена естественной
деятельности.
В свою очередь, энергия есть та естественная сила,
которой изъясняется каждая сущность. И опять: энергия есть естественная и первая
вечно движущаяся сила разумной души, то есть вечно движущийся ее разум,
естественным образом постоянно из нее изливающийся".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 23. Об энергии [действии или
деятельности]. С. 101
энергия
св. Иоанн Дамаскин
Энергии лишено только не-сущее.
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 23. Об энергии [действии или
деятельности]. С. 101
энергия
св. Иоанн Дамаскин
"Называются же энергиями также и деяния, как например,
говорить, гулять, есть, пить и подобное. ...и естественные чувства, как
например, голод, жажда и подобное. Называется же, в свою очередь, энергией и
полнота силы".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 23. Об энергии [действии или
деятельности]. С. 101
энергия
св. Иоанн Дамаскин
"Ради себя самой избираемая, то есть разумная и свободная
жизнь, и составляющая наш человеческий вид, есть первое, и единственное, и
истинное действие природы".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 23. Об энергии [действии или
деятельности]. С. 102
энергия
св. Григорий Палама
"У иных энергий Бога были начало и конец, как о том опять
же свидетельствуют все святые".
св. Григорий Палама. Триады в защиту
священно-безмолвствующих//пер. В. Вениаминова. М.:"Канон", 1996. Триада 3. Ответ
2. Гл. 8. С. 313
энергия. движение
св. Иоанн Дамаскин
"Энергия есть деятельное движение природы, а деятельным
называется то, что движется само собой".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 23. Об энергии [действии или
деятельности]. С. 102
энергия. V сущность. > Бог неделим
св. Григорий Палама
"Благодаря неделимости Своей сущности Бог всецело
обнаруживается в каждой энергии, но сущность и энергия в Нем никоим образом не
одно и то же".
св. Григорий Палама. Триады в защиту
священно-безмолвствующих//пер. В. Вениаминова. М.:"Канон", 1996. Триада 3. Ответ
2. Гл. 9. С. 314
энергия. V сущность. непознаваемость
Иоанн Кантакузин
"...оговаривают и называют политеистами нас за то, что мы
говорим, что как природа Божия несотворенна и неизъяснима, так и энергия
блаженной Сей Сущности несотворенна и неизъяснима".
Иоанн Кантакузин. Письмо епископу Иоанну на Кипр//Иоанн
Кантакузин. Сочинения. пер. Г.М. Прохорова. серия "Византийская библиотека".
СПб.:"Алетейя", 1997. С. 300
энергия. V сущность. тождество
Константинопольский собор. июль 1352 года
"...мудрствующим и говорящим, что Бог не имеет никакой
естественной энергии, а есть Он единичная сущность, или вполне признающим
тождество и безразличие Божеского существа и Божеской энергии, и не допускающим
никакой разности между ними, полагая, что одно и то же существо иногда
называется существом, а иногда энергией, равно и тем, которые безумно отрицают
даже само Божеское существо и доводят Его до небытия, потому что учители Церкви
говорят, что только небытие не имеет энергии... не хотящим понять, что как есть
неслиянное единение Божеского существа и энергии Его, так есть и неразъединимая
разность их, так что существо есть причина, а энергия - действие, то не сообщимо,
а эта сообщима, - всем таковым нечестиво мудрствующим: анафема".
Константинопольский собор. июль 1352 года//еп. Порфирий
(Успенский). Восток Христианский. Афон/под ред. П.А.Сырку. СПб.,1892. Часть 3.
Отд. 2. С. 261
энергия. сущность. цель. осуществленность. > сущность
познается от дел. Божество познается от дел и от чудес
св. Григорий Нисский
"...сущность и действования познаются с равными, даже
одними и теми же, признаками и отличительными свойствами. Если же понятие
сущности и действования не одно и то же, но означаемое тем и другим словом
различно: то почему доказательства искомого заимствуются в постороннем и чуждом?
[Евномий собирался судить по действованию о сущности] Если кто, когда
любопытствуют знать о человеческой сущности, и спрашивают: не смешливое ли, или
не способное ли учиться грамматике животное есть человек, - в доказательство
представленного возьмет устройство дома или корабля, произведенное строителем
того или другого; потом подтвердит это таким мудрым словом: сущности познаем по
действованиям; дом же и корабль есть действование человека, а из этого
заключаем, недогадливый, что человек есть животное // с тупыми ногтями и
смешливое; на такой ответ скажет иной: не о том был вопрос, имеет ли человек
какое движение и действование, но о том, что такое по природе своей само
действующее, - вот что особенно нужно дознать мне из ответа... Посему как же
Евномий доказывает сущности действованиями, и основание бытия самого существа
представляет из производимого существом".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1863. Ч. 5. Кн. 1. Гл. 29. С. 162-163
энергия. цель. осуществленность
Аристотель
"...дело - цель, а деятельность - дело, почему и
"деятельность" (energeia) производно от "дела" (ergon) и нацелена на "осуществленность"
(entelecheia)".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль",
1975. Т. 1. Кн. 9. Гл. 8. 1050a. С. 246
Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"