www.moral.ru

 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я
 

магометанство
св. Филарет Московский
 
мера
Лейбниц Г.В.
 
мера
Витгенштейн, Людвиг
 
мера. время
св. Дионисий Ареопагит
 
мера. время
св. Василий Великий
 
мера. время
св. Ефрем Сирин
 
мера. время
св. Григорий Нисский.
 
мера. время
Лейбниц Г.В.
 
мера. понятия
св. Григорий Богослов.
 
мера. соразмерность
Прем. Сол. 11:16-21
 
милость. > милость явилась после греха. грех - после человека
св. Григорий Нисский
 
милость Божия
св. Иоанн Златоуст
 
милость Божия. V милость человеческая
св. Иоанн Златоуст
 
милость. единство природы
св. Иоанн Златоуст
 
милость. милосердие. V не суд. против монизма. > милость прежде суда
св. Григорий Палама
 
милость. суд
св. Ириней Лионский
 
милость. суд. наказание
св. Иоанн Златоуст
 
мир
Пространный Христианский Катехизис
 
мир
св. Феофан Затворник
 
мир Божий
св. Филарет Московский
 
мир. война
св. Григорий Богослов
 
мир душевный
св. Филарет Московский
 
мир. душевный. V духовный
св. Иоанн Златоуст
 
мир. душевный. V духовный. благодатный
архиеп. Феофан Полтавский
 
мистицизм
св. Филарет Московский
 
миряне
Православное исповедание
 
миряне
св. Филарет Московский
 
мнение. doksa
Аристотель
 
мнение. V знание
Аристотель
 
многознание уму не научает
Диоген Лаэртий
 
против модернизма
прот. Михаил Помазанский
 
молитва
Православное исповедание
 
молитва
св. Филарет Московский
 
молитва. воля
св. Филарет Московский
 
молитва. краткая и долгая
св. Филарет Московский
 
молитва. составление их для общего употребления. молитва своими словами
св. Филарет Московский
 
молитва. чувства
св. Феофан Затворник
 
мольба
Аристотель
 
монашество. начало
св. Филарет Московский
 
монашество. покаяние
Иеремия, патриарх Константинопольский
 
мощи
св. Филарет Московский
 
мощи. открытие мощей св. Тихона Задонского
св. Филарет Московский
 
мощи. таинственное присутствие
св. Иоанн Дамаскин
 
мудрость Христианская. мирна. чиста. > только в тихой, неволнуемой страстями душе может отразиться вышний свет духовной истины
св. Филарет Московский
 
мудрость ложная
св. Филарет Московский
 
музыка
блж. Августин
 
мытарства
св. Феофан Затворник
 
мvро
блж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский
 
мvропомазание
св. Кирилл Иерусалимский
 
мvропомазание
Православное исповедание
 
мvропомазание
Пространный Христианский Катехизис
 
мvропомазание
св. Феофан Затворник
 
мvропомазание. каноническое право
св. Филарет Московский
 
мvропомазание. плоды таинства
Православное исповедание
 
мvропомазание. таинства. слово
блж. Николай Кавасила
 
 
 
магометанство
св. Филарет Московский
"Что письма Ваши о магометанстве не довольно понятны магометанам, сего надлежало ожидать, потому что они мало мыслят, и мышление их построено иначе, нежели наше".
Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 175, 1848 г. С. 276
 
мера
Лейбниц Г.В.
Оппонент Лейбница говорит, что люди создали в своем разуме идеи: дюйм, фут и т.д.: "Это для людей невозможно, так как нельзя иметь идею точно определенной длины. Нельзя ни выразить, ни понять разумом, что такое дюйм или фут. Значение этих названий можно сохранить лишь с помощью реальных мер, которые предполагают неизменными и благодаря которым их можно всегда сызнова найти".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 13. С. 146
 
мера
Витгенштейн, Людвиг
"Об одном предмете, а именно об эталоне метра в Париже, нельзя сказать ни того, что его длина 1 метр, ни того, что его длина не 1 метр".
Витгенштейн, Людвиг. Философские исследования// Философские работы. Ч. 1. М.:"Гнозис", 1994. пар. 50. С. 103
 
мера. время
св. Дионисий Ареопагит
"Священному Писанию иногда случается славить временную вечность и вечную временность, хотя мы хорошо знаем, что правильнее называть и объявлять вечным то, что есть, а становящееся - временным. Поэтому не следует полагать, что все то, что именуется вечным, безоговорочно совечно Богу, Который прежде веков. Но строго следуя Священнейшему Писанию, нам лучше вечное и временное понимать в их подлинном смысле и принимать в качестве среднего между бытием и становлением то, что отчасти приобщается вечности, отчасти же - времени".
св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 10. пар. 3. С. 104
 
мера. время
св. Дионисий Ареопагит
Бог "прежде и превыше времени, и изменяет времена и меры времени".
св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 10. пар. 3. С. 104
 
мера. время
св. Василий Великий
"У кого же такой детский ум, чтобы не знал, что дни, часы, месяцы и годы суть меры, а не части времени? А время есть продолжение спротяженное// состоянию мира..."
св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 1. С. 480-481
 
мера. время
св. Ефрем Сирин
"Тогда начался первый месяц Низан, в который дни и ночи имеют равное число часов; свету надлежало пребывать двенадцать часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов".
св. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. Гл. 1. С. 214
 
мера. время
св. Ефрем Сирин
"Бог сказал: "да будут в знамения", то есть часов, "да будут во времена", то есть в показание лета и зимы, "да будут во дни", то есть восхождением и захождением солнца да измеряются дни, "да будут в лета" (Быт. 1:14), потому что годы слагаются из солнечных дней и из лунных месяцев".
св. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. Гл. 1. С. 223
 
мера. время
св. Григорий Нисский.
"...как мы знаем из описания мироздания у Моисея, и творение мира сопровождается мерою времени, так что происхождение каждого рода существ, по некоторому порядку и последовательности, размеряется известными днями и ночами..."
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 9, Гл. 3. С. 155
 
мера. время
св. Григорий Нисский
"...как бытие одно и то же во все время, в которое предполагается что-либо существующим (ибо небо и звезды и солнце и прочие существа не более суть теперь, чем вчера, прежде и во все предыдущее время), так и означаемое небытием равно во всех отношениях не существует, будем ли говорить о предыдущем или о последующем [времени небытия]".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 9, Гл. 4. С. 161
 
мера. время

Лейбниц Г.В.
"...время есть мера движения, иначе говоря, равномерное движение есть мера неравномерного движения".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 14. С. 152
 
мера. понятия
св. Григорий Богослов.
"Потом закалается агнец, и честною кровию печатлеются дела и ум, или сила и деятельность - эти "косяки" (Исх. 12:7) наших дверей, разумею движения мысли и мнения, прекрасно отверзаемые и заключаемые умозрением, потому что и для понятий есть некоторая мера".
св. Григорий Богослов. Слово 45, на Святую Пасху//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 671
 
мера. соразмерность
Прем. Сол. 11:16-21
"За неразумные помышления их [египтян] неправды, по которым они в заблуждении служили бессловесным пресмыкающимся и презренным чудовищам, Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных, чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается. Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества, наслать на них множество медведей или свирепых львов, или неизвестных новосозданных лютых зверей, или дышащих огненным дыханием, или извергающих клубы дыма, или бросающих из глаз ужасные искры, которые не только повреждением могли истребить их, но и ужасающим видом погубить. Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеиваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом".
 
милость. > милость явилась после греха. грех - после человека
св. Григорий Нисский
"Конечно, милость явилась после греха, а грех после человека. Посему после происхождения человека получили начало и действие милосердия и имя милости".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 325
 
милость Божия
св. Иоанн Златоуст
"От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство" (Пс. 117:5).
"Видишь ли благость и человеколюбие Божие? Пророк не сказал: я был достоин, или: сделал добрые дела, но только: "призвах", и эта молитва была достаточна для избавления от бедствия. Так и об иудеях в Египте Бог говорит: "видя видех озлобление людей Моих", "и снидох изъяти их" (Исх. 3:7-8). Не сказал: я увидел благочестие народа Моего, или перемену его к лучшему, но скорбь его, и услышал вопль его. Видишь ли милосердого Отца, подающего помощь за одни страдания?"
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 117//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 355
 
милость Божия. V милость человеческая
св. Иоанн Златоуст
"Хорошо сказал он: "яко блага милость Твоя" (Пс. 108:21). У людей милость часто бывает не такова, но иногда служит ко вреду и погибели, а у Бога всегда к пользе".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 108//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 279
 
милость. единство природы
св. Иоанн Златоуст
Для получения прощения нужно сокрушение сердца, "одной немощи природы недостаточно, потому что если бы этого было достаточно, то мы все бы спаслись, так как все мы - люди".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 6//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 52
 
милость. милосердие. V не суд. против монизма. > милость прежде суда
св. Григорий Палама
"...милосердие и долготерпение Божие предшествует Его Суду, ибо Бог, обладающий и охватывающий в Себе всякую добродетель, справедливый и вместе милостивый, потому что милосердие не сочетается с беспристрастной справедливостью суда, по написанному: "Да не пощадишь нищего в суде", справедливо распределил время и для того и для другого, установив настоящее время как век милосердия, а будущее - как век воздаяния".
св. Григорий Палама. Омилия 4. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении//Беседы: В 3 т. М., 1994. Т. 1. С. 45
 
милость. суд
св. Ириней Лионский
"Безрассудны те, которые преувеличивают милосердие Христа и умалчивают о суде ...
...пытаются ввести другого Отца, противопоставляя сему то, как много по Своему милосердию сделал Господь, пришедши для спасения принявших Его, а умалчивая о Его суде и о том, что ожидает слышавших Его учение и не исполнявших, и что лучше было бы, если бы они не родились, и что Содому и Гоморре отраднее будет на суде, чем тому городу, который не принял слов Его учеников".
св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения. М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 4. Гл. 28. "Безрассудны те, которые преувеличивают милосердие Христа и умалчивают о суде". С. 395
 
милость. суд. наказание
св. Иоанн Златоуст
"...все мы имеем нужду в милости, но не все достойны милости, потому что она, хотя и милость, ищет достойного, как Сам Бог сказал Моисею: "помилую, его же аще милую, и ущедрю, его же аще щедрю" (Исх. 33:19). Поэтому кто сделал что-нибудь достойное милости, пусть говорит: "помилуй мя", а кто лишил себя возможности получить прощение, тот напрасно будет говорить: "помилуй". Если бы милость простиралась на всех, то никто не был бы наказан, но она делает некоторый выбор, ищет достойного и способного принять ее".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 6//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 50
 
милость. суд. наказание
св. Иоанн Златоуст
"...хотя Бог и милостив, однако не всем оказывает милость без разбора. "Помилую, - говорит Он, - его же аще помилую, и ущедрю, его же аще ущедрю" (Рим. 9:15). Поэтому если мы хотим быть помилованными, то должны с своей стороны заслуживать такую милость".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 143//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 512
 
мир
Пространный Христианский Катехизис
"Но что делать, если того, кто имеет нечто на меня, нельзя найти вскоре, или если он окажется нерасположенным к примирению?
В таком случае довольно примириться с ним в сердце, пред очами Всевидящего Бога".
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 85
 
мир
св. Феофан Затворник
"Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте" (Рим. 12:18).
"Из-за чего все? - Из-за земных интересов. Небесное никогда не служит к тому поводом: ибо оно независтно. Бери всякий сколько можешь и сколько хочешь. А земное все таково, что коль скоро досталось одному, то другому уже нечего взять".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 812
 
мир
св. Феофан Затворник
"В мир бо призва нас Господь Бог" (1 Кор. 7:15).
"Но как же "мир призва Господь", когда Сам Господь говорит: "не приидох воврещи мир на землю" (Мф. 10:34)? "Сказанное Апостолом не противоречит учению Господню, но объясняет его. Ибо, говорит, спасительная проповедь не смятение вводит в жизнь, а напротив того домогается паче истинного и боголюбивого мира. Расторгает сперва худое согласие (в нечестии), и разногласием достигает похвального единомыслия. Ибо приявшие Божественную проповедь, став учителями неверующих, производили паче чаяния чудный переворот, и разъединившиеся семейства приводили в достолюбезное согласие" (блж. Феодорит)".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 262
 
мир Божий
св. Филарет Московский
"И Христос Господь, даровав Своему царству мир, конечно, не взял его обратно. "Мир Божий превосходяй всяк ум", как облак света сверхчувственного, носится над землею, и готов осенить всякую душу, и все души, искренно желающие принять его, и действительно их осеняет, и исполняет и "соблюдает" (Фил. 4:7)".
св. Филарет Московский. Беседа в день восшествия на Всероссийский Престол благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. 1853 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 234
 
мир. война
св. Григорий Богослов
"Похвалю и слово Соломона, который узаконяет время как для всякой вещи, так для войны и мира (Еккл. 3:1,8)... Хотя должно наблюдать время войны и мира, а иногда, по закону и слову Соломонову, хорошо вести и войну, однако же лучше, доколе только можно, преклоняться на мир, потому что это и выше, и благоугоднее".
св. Григорий Богослов. Слово 23, о мире, сказанное в Константинополе по случаю распри, происшедшей в народе о некоторых несогласных между собой епископах//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 345
 
мир душевный
св. Филарет Московский
"Нужно еще советовать, чтобы человек в своих действиях вообще сохранял спокойную твердость и остерегался всякого волнения и раздражения. Ибо волнение и раздражение нерв усиливает способность принимать впечатления темного невидимого".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1878. Ч. 2. N 360, 1843 г. С. 71
 
мир. душевный. V духовный
св. Иоанн Златоуст
"Мир на Израиля" (Пс. 124:5).
"Мир здесь он разумеет не только чувственный, но и высший, от которого и тот происходит; молится, чтобы душа не восставала сама на себя, воздвигая борьбу страстей".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 124//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 390
 
мир. душевный. V духовный. благодатный
архиеп. Феофан Полтавский
"Вы спрашиваете: могут ли скорби посетить человека и не нарушить мир душевный? Чтобы точнее ответить на этот вопрос, нужно различать: собственно душевный мир и мир духовный, благодатный. Скорби всегда более или менее нарушают мир душевный, но духовно-благодатного мира они не могут нарушить никогда. Поэтому о стяжании этого мира и // необходимо нам заботиться в продолжение всей нашей земной жизни".
архиеп. Феофан. Письмо 32//Ричард (Фома) Бэттс, Вячеслав Марченко. Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский. изд. 2-е, испр. и доп. М., 1996. С. 350-351
 
мистицизм
св. Филарет Московский
"Удивительно, что сочинитель [П.С. Казанский] ставит рядом встречу с учением Фесслера, и "с другим ложным учением", мистицизмом. Как это рядом с Фесслером: то неужели сочинитель думает, что в Академии [Санкт-Петербургской] учили ложному учению мистицизма? Или это он находит в тогдашнем духовенстве вне Академии? И понимает ли он дело? Были недоразумения: но их трудно было разобрать и видящему вблизи, а тем более издали. Например, случилось, что, когда один предлагал напечатать Добротолюбие и книгу Исаака Сирина, другой возразил, не скажут ли, что это мистическое направление? Но Добротолюбие до сих пор печатается, писания Исаака Сирина печатаны были в // "Христианском чтении" по частям, а теперь хотят напечатать оные вполне. Не скажет ли сочинитель, что это все мистицизм? Не обвинит ли он в мистицизме и издателей нового перевода писаний св. Макария? Ибо историки мистической богословии причисляют Макария к мистическим богословам".
Письма св. Филарета к архиеп. Тверскому Алексию (1843-1867 гг.). М., 1883. N 118, 1852 г. С. 104-105
 
миряне
Православное исповедание
"Люди мирские не должны вмешиваться в дела духовные..."
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 89. С. 63
 
миряне
св. Филарет Московский
В книге мирянина о церковном предмете и значительную погрешность исправить можно без большого затруднения и соблазна.
св. Филарет Московский. Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 455, 1857 г. С. 178
 
мнение. doksa
Аристотель
"...ни один человек не считает, что он имеет мнение, когда считает, что дело иначе обстоять не может; он считает тогда, что знает это".
Аристотель. Вторая Аналитика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 1. Гл. 33. 89a. С. 312
 
мнение. V знание
Аристотель
"Ибо если... предмет и истинного и ложного мнения может быть одним и тем же, то в таком случае вытекают разные нелепости, в том числе и та, будто иметь ложное мнение - значит совсем не иметь мнения. ...знание [рассматривает] живое существо так, что оно не может не быть живым существом, мнение же - так, что это возможно, например если первое [рассматривает] человека по самому существу, второе же хотя и [рассматривает] человека, но не по самому существу. В самом деле, [рассматривается знанием и// мнением] одно и то же, то есть человек, но способ [рассмотрения] не один и тот же".
Из всего этого очевидно, что невозможно об одном и том же в одно и то же время иметь мнение и знание.
Аристотель. Вторая Аналитика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Кн. 1. Гл. 33. 89a. С. 313-314
 
многознание уму не научает
Диоген Лаэртий
Гераклит "был высокомудрым, как никто, и всех презирал, как это явствует из его сочинения, где он говорит: "Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем".
Диоген Лаэртий. 9.1//Фрагменты ранних греческих философов. М.:"Наука", 1989. Часть 1. С. 195
 
против модернизма
прот. Михаил Помазанский
"В сущности, вооружаясь против старого, якобы "школьного" богословия, новое богословие само становится в полном смысле слова "школьным", так как в своих основах питается из источников метафизики и собственного творческого воображения. Желая быть откровением новой эпохи, оно на деле являет собой схоластику двадцатого века..."
прот. Михаил Помазанский. Доклад на епархиальном съезде Восточно-Американской и Канадской епархии//Православная Русь. N 11. 1954
цит. по книге: М. Родзянко. Правда о Зарубежной Церкви по документам и личным воспоминаниям. 1954. С. 37
 
против модернизма
прот. Михаил Помазанский
"Необогословие бьет в самое сердце, в вероучение Церкви. Это побуждает каждого члена Церкви, желающего быть ей верным, быть особенно осторожным к предлагаемым новым откровениям и новым точкам зрения, проверять их Преданием веры и испытывать духов от Бога ли они".
прот. Михаил Помазанский. Доклад на епархиальном съезде Восточно-Американской и Канадской епархии//Православная Русь. N 11. 1954
цит. по книге: М. Родзянко. Правда о Зарубежной Церкви по документам и личным воспоминаниям. 1954. С. 38
 
молитва
Православное исповедание
"Молитва есть прошение пред Богом, произносимое от горячей веры с надеждою получить просимое по Его воле. Или так: молитва есть возвышение ума и воли нашей к Богу, в котором мы хвалим Бога, или просим, или благодарим за Его к нам благодеяния".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 2. Вопрос 4. С. 84
 
молитва
св. Филарет Московский
"Да будут у тебя вера и любовь к Богу крилами молитвы, слово Божие - непреложным основанием учения, правила и примеры Святых отцов - руководителями жизни, управления и суда.
Наипаче да не изнемогает молитва. Как из облака молния, так из молитвы свет истины и разумения. От молитвы сила власти. С молитвою проницателен и верен суд".
св. Филарет Московский. Речь по рукоположении Преосвященного Сергия Епископа Курского и Белгородского. 1861 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 512
 
молитва
св. Филарет Московский
"Молитва без любви не бывает услышана, сказал некто во сне наяву".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1877. Ч. 1. N 191, 1838 г. С. 281
 
молитва
св. Филарет Московский
"В келлии можно молиться, сколько угодно; для церкви есть порядок более строгий. Как могут спросить: "зачем не молятся", так могут спросить: "зачем молятся"... В 1821 г. я просил у покойного Государя позволения по всей России совершить панихиду по убиенном патриархе Григории, но не позволено. Прекратите то, что не предписано".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1877. Ч. 1. N 47, 1833 г. С. 61
 
молитва. воля
св. Филарет Московский
"Употреблять силу молитвы - вот христианское дело! И это никому не опасно. Употреблять силу воли - это значит идти в лабиринт натуры. Да знаем ли мы путь и выход?"
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1877. Ч. 1. N 72, 1834 г. С. 94
 
молитва. краткая и долгая
св. Филарет Московский
"Скитян учить скитскому порядку не умею. Но, мне кажется, древние распоряжались не по тому правилу, какое вы представляете. Вы хотите, чтобы вдруг больше было времени в церкви, а потом вдруг больше в келлии. Но что значат: час первый, третий, шестый, девятый? Не то ли, что хотели назначить не очень долгие времена для молитвы, в осторожность от утомления, и не долгие промежутки между молитвенными часами, чтобы келейное// время было ближе к молитвенному. Или это моя леность не хочет, чтобы молитвенное время продолжалось долго непрерывно? Господь да благословит братий наших и дела их, и да соделает им и долгое церковное время кратким, по усердию, и в келлиях да дает им пребывать непрестанно пред лицем Его".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1878. Ч. 2. N 519, 1846 г. С. 247-248
 
молитва. составление их для общего употребления. молитва своими словами
св. Филарет Московский
"Вы говорите: только бы молился человек, какими бы то ни было словами. Согласен, и прибавляю, что в простоте верующий иногда нестройными словами молится лучше разумевающего, чему есть пример в сказаниях отцов. Но иное молиться для себя, иное публиковать ее для употребления другим. Церковь дает нам молитвы,// взяв из уст Святых, чтобы молитвы были хороши и чувством, и примером, и разумом. Неправ тот, кто предлагает другим свои бестолковые выражения молитвы... Вы говорите, что молитва не учение догматическое. Опять говорю, что иное молитва про себя, иное предлагаемая публично к употреблению многих. Сия должна быть заботливо верна и догматически. Не за сию ли черту молитв страдал преподобный Дионисий?"
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1878. Ч. 2. N 651, 1848 г. С. 423-424
 
молитва. чувства
св. Феофан Затворник
"...благодарное сердце можно иметь постоянно, несмотря ни на какие занятия и дела. Равно и все другие благоговейные к Богу чувства - страха Божия, упования, предания себя в волю Божию, а наипаче любви - тоже и можно и должно иметь постоянно. Кто их имеет, тот непрестанно с Богом пребывает и непрестанно молится".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 33
 
мольба
Аристотель
"Но не всякая речь есть высказывающая речь, а лишь та, в которой содержится истинность или ложность чего-либо; мольба, например, есть речь, но она не истинна и не ложна".
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 4. 17a. С. 95
 
монашество. начало
св. Филарет Московский
"Истории общежитий составить Вам не могу... Начало их в начале Христианства. Вдовица или дева, решась вести жизнь удаленную от мира, заключается в своем доме, к ней присоединяются единомысленные и живут в уединении, в молитве, в трудах, во взаимном послушании, под руководством облагодатствованного наставника, епископа или пресвитера. Это было прежде в простоте духа, нежели явился образ и чин монастырей. Можно сие видеть в Четьи-Минеи, в житиях первых веков, хотя жизнеописатель, смотря глазами своего века, и одевал сии простые общежития образами монастыря".
Письма св. Филарета к А.Н.М. 1832-1867. Киев,1869. N 299, 1855 г. С. 462-463
 
монашество. покаяние
Иеремия, патриарх Константинопольский
"Как живой образ покаяния, в Церкви существует чин монашеский".
Иеремия, патриарх Константинопольский. Ответ лютеранам. О Церкви. Из 1-го послания//Христианское чтение. 1845. Ч. 1. С. 206
 
мощи
св. Филарет Московский
"Почитателям памяти покойного я предложил бы написать: покоится тело, или смертные останки, а не прах. Ибо какое право имеют они утверждать, что тело покойного непременно сгниет и обратится в прах?"
св. Филарет Московский. Замечание о предполагаемой надписи на памятнике над могилой митр. Иосафата (Булгака) //Мнения, отзывы и письма по разным вопросам за 1821-1867 гг. сост. Л. Бродский. М., 1905. N 24, 1839 г. С. 60
 
мощи. открытие мощей св. Тихона Задонского
св. Филарет Московский
"От очевидца имею я приятные сведения о перенесении мощей Святителя Тихона. Преосвященный Антоний побужден был к сему неоднократным видением во сне. Сперва затруднялся и действовать, и представить Святейшему Синоду; но, наконец, сказал: я должен сие сделать; если не будут сим довольны, пусть приготовят мне место хотя в Соловецком //монастыре. Поехал в Задонск. Трем священнослужителям поручил вскрыть могилу. Для поднятия мощей нашли нужным пригласить четвертого. Когда хотели поднять, боковые доски гроба оказались ветхими. Взяли у схимника приготовленный им для себя гроб и на уцелевшей нижней дске подняли мощи, и положили в него, и перенесли в церковь. Это было в ночи отдания Пасхи. Преосвященный с бывшими воспел канон Пасхи, или панихиду, не знаю, только знаю, что пели: Христос воскресе! Очевидец с прочими целовал нетленную десницу Святителя. Потом преосвященный запечатал гроб".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1878. Ч. 2. N 562, 20 февраля 1847 г. С. 299-300
 
мощи. таинственное присутствие
св. Иоанн Дамаскин
"...святые и при жизни были исполнены Святаго Духа, так же и по смерти их благодать Святаго Духа неистощимо пребывает и в душах, и в телах, лежащих во гробах, и в их чертах, и в святых их изображениях, не по причине их сущности, а вследствие благодати и [Божественного] действия".
св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения//пер. А. Бронзова. СПб.,1893. Слово 1, Гл. 19. С. 16
 
мудрость Христианская. мирна. чиста. > только в тихой, неволнуемой страстями душе может отразиться вышний свет духовной истины
св. Филарет Московский
"Мудрость Христианская должна быть чиста (Иак. 3:17), - чиста по ее источнику, по ее побуждениям и цели. Ее чистый источник есть Бог, - Его слово, заключенное в Священных писаниях, уясненное церковными определениями, учением и духовными опытами Богомудрых мужей. Ее чистая цель также есть Бог, - Его познание во Христе, и Ему благоугождение блаженнотворное. Деятельное нужно внимание для охранения сей чистоты от нечистых влияний несмиренного разума, который сам хочет быть источником истины, - который не признает своих пределов пред бесконечным и непостижимым, - который, истину вечную находя старою, имея побуждением любопытство и целью тщеславие, без разбора гоняется за новым, и, как руководительному началу, следует духу времени, хотя бы это было время предпотопное, - который, ленясь потрудиться, чтобы возникнуть в истинную область духа, погружается в вещество, и здесь погрязает.
Мудрость Христианская мирна, и подвизающийся для нее должен быть мирен. Он должен быть мирен в себе, не взволнован страстями. Только в тихой, а не волнуемой воде отражается образ солнца: только в тихой, неволнуемой страстями душе может отразиться вышний свет духовной истины. Мирным нужно быть любителю мудрости и в отношении к другим, "не словопретися, - как учит Апостол, - ни на кую же потребу, на разорение слышащих" (2 Тим. 2:14), и если нужно стать за истину против нападающих на нее, должно делать сие с спокойной твердостью, без раздражения, так, чтобы можно было потом сказать себе в совести: "с ненавидящими мира бех мирен" (Пс. 119:6)".
св. Филарет Московский. Ответ Обществу любителей духовного просвещения, на избрание Попечителем оного. 1863 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 558
 
мудрость ложная
св. Филарет Московский
В наше время "среди христианства мудрость объюродевает язычески..."
св. Филарет Московский. Речь по случаю совершившегося пятидесятилетия Московской Духовной Академии. 1864 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 563
 
музыка
блж. Августин
"Был же Давид муж сведущий в пении, любящий музыку не вследствие// обычной склонности к удовольствиям, а вследствие чисто духовного настроения своего; и ею, как таинственным прообразом великой вещи, послужил своему Богу, Который есть Бог истинный. Ибо разумное и соразмерное сочетание различных звуков лучше всего говорит о единстве благоустроенного града, образующемся через соглашение разнородностей".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 17, гл. 14. С. 260-261
 
мытарства
св. Феофан Затворник
"Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противится в день лют, и вся содеявше стати" (Еф. 6:13).
"Этим очевидно указывается на мытарства, которых, как ни дичится их наша разумность, никому не миновать, как показывают многократные видения святых, достоверно засвидетельствованные".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 463
 
мvро
блж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский
Мvро сть утверждение исповедания.
блж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Разговор о святых священнодействиях и Таинствах Церковных//Писания свв. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб.,1856. С. 55
 
мvропомазание
св. Кирилл Иерусалимский
"Помазанными же вы соделались, когда прияли тождеобразие Святаго Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа".
св. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение 3-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 325
 
мvропомазание
св. Кирилл Иерусалимский
"Ведать же вам надлежит, что мvропомазания сего прообразование находится в Ветхом Писании... Но "это происходило с ними, как образы" (1 Кор. 10:11). Вам же необразно, истинно, потому что вы от Святого Духа истинно помазаны".
св. Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение 3-е//Огласительные и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 327-328
 
мvропомазание
Православное исповедание
"Второе Таинство есть мvропомазание. Оно получило начало свое с того времени, как Дух Святый // сошел на Апостолов (Деян. 2), запечатлел их Божественною Своею благодатию, дабы они постоянно и неослабно проповедывали веру Христову. В таковой помощи имеют нужду и крещаемые. И как тогда Дух Святый сошел на Апостолов в виде огня и излил на них дары Свои; так и ныне, когда священник помазывает святым мvром крещаемого, изливаются на него свыше дары Святаго Духа, что видно из слов, которые должен говорить священник при совершении сего Таинства: "Печать дара Духа Святаго. Аминь". Он как бы так говорит: "Чрез помазание сим святым мvром на тебе запечатлеваются и утверждаются дары Святаго Духа, которые та получаешь в укрепление христианской веры твоей".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 104. С. 68-69
 
мvропомазание
Пространный Христианский Катехизис
"В мvропомазании получает благодать духовно возращающую и укрепляющую".
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 59
 
мvропомазание. \определение\
Пространный Христианский Катехизис
"Мvропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным мvром частей тела, во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной".
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 63
 
мvропомазание
св. Феофан Затворник
"Единому же комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова" (Еф. 4:7).
"Когда дается сей особый каждому дар? В таинстве мvропомазания. В сем таинстве и естественные способности получают печать благодатную, а некоторые из них восходят на такую высоту, до которой по естественному порядку взойти бы не могли; но особенность его та, что в нем дается дар на потребу Церкви. Совершитель всех таинств Господь есть. От Него и дар в мvропомазании всякому сообщаемый. // Христианские общества, лишившие себя сего таинства, суть бездарные".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 278-279
 
мvропомазание
св. Феофан Затворник
"Ибо единем Духом мы вси во едино тело крестихомся, аще иудеи, аще еллини, или раби, или свободни; и вси единем Духом напоихомся" (1 Кор. 12:13).
"Это напоение отлично от возрождения в крещении. Там получается бытие духовное, здесь духовное существо напояется Духом. Когда это? В таинстве мvропомазания..."
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 453
 
мvропомазание. каноническое право
св. Филарет Московский
"Если составитель программы не нашел ничего юридического в елеосвящении и не упомянул о нем: более ли юридического найдет он в мvропомазании, о котором упомянул".
св. Филарет Московский. Рецензия на программу законоведения//Собрание мнений и отзывов в 5 томах. СПб.,1886. Т. 4. N 410, 1855 г. С. 31
 
мvропомазание. плоды таинства
Православное исповедание
"От сего Таинства [мvропомазания] происходят таковые плоды: во-первых, как чрез Крещение мы возрождаемся, так чрез помазание святым мvром делаемся причастниками Святаго Духа, утверждаемся в вере // Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: "спасе нас по Своей милости, банею паки бытия и обновления Духа Святаго, Егоже излия на нас обильно Иисус Христом Спасителем нашим" (Тит. 3:5-6). Во-вторых, силою Святаго Духа мы столько делаемся твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда душе нашей. Сие Таинство не повторяется, разве для тех, которые, отвергнувшись имени Христова, опять обращаются".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 105. С. 69-70
 
мvропомазание. таинства. слово
блж. Николай Кавасила
"Поелику же Спаситель вначале совершил ее сими двумя [рукой и словом]: приим, сказано, хлеб и благословив его рукою, то и мы должны искать и руки, и слова; слова же произносят священники и они бывают действенны, как бы Он Сам повелевал, ибо, сие творите, сказал Он, в Мое воспоминание, а вместо руки имеет силу мvро, и оно, по слову божественного Дионисия, вводит Иисуса. Но Апостолы и руку свою возлагали и та же была благодать, а преемники их для сего таинства имели нужду в слове, только чрез него совершая таинство. Ибо для первых священников жертвенником служили руки, а для преемников их чрез них же устроил Христос тайнодейственные домы".
блж. Николай Кавасила. Слово 5//Семь слов о жизни во Христе. М.,1874. Гл. 27-28. С. 117
 

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Ю Я

 

Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов


© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"

kfmrr@yandex.ru

  Rambler's Top100 Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru