благословение - бытие
благословение. V освящение
св. Филарет Московский
благостыня. правда. истина. > благостыня, правда и истина суть
деятельные силы, а не покоящиеся свойства
св. Феофан Затворник
благочестие. > благочестие ненасытимо
св. Григорий Богослов
благочестие. > благочестие ненасытимо
св. Феофан Затворник
блуд
Пространный Христианский Катехизис
блуд. V брак. незаконность. V законность
св. Феофан Затворник
Богоматерь
Православное исповедание
Богоматерь. Успение
св. Филарет Московский
Богоматерь. Воскресение Христово
св. Филарет Московский
Бог. Господь
св. Иоанн Златоуст
Бог. Царь
св. Иоанн Златоуст
Бог и слава
св. Филарет Московский
Богообщение. бытие
св. Феофан Затворник
богословие. Домостроительство
св. Григорий Богослов
богословие. Домостроительство
св. Василий Великий
богослужение
св. Филарет Московский
брачный союз
св. Кирилл Александрийский
брачный союз
св. Иоанн Дамаскин
брачный союз
св. Феофан Затворник
брачный союз. послание Апостола Павла к ефесянам
св. Феофан Затворник
бытие Божие
св. Дионисий Ареопагит
бытие Божие
св. Григорий Нисский
бытие Божие. благо. благоизволение
св. Григорий Нисский
бытие. \определение\
Аристотель
бытие. благо
Аристотель
бытие. благо
блж. Августин
бытие. истина
Аристотель
бытие. истина
св. Дионисий Ареопагит
бытие. V небытие. мера. время
св. Григорий Нисский
бытие. V небытие
св. Григорий Нисский
бытие.= сущее. в собственном смысле. V иносказательно
св. Григорий Нисский
бытие.= сущее. Имя Божие. > Божество и все созерцаемое в
Нем присносуще и по бытию беспредельно
св. Григорий Нисский
благословение. V освящение
св. Филарет Московский
"...если в послушании приемлешь одежду, от руки начальства обители: ты приемлешь ее, как дар Божий, как благословение Божие чрез начальство. Так, простые вещи для нестяжательного благословляются и некоторым образом освящаются".
св. Филарет Московский. Беседа к Братству Николаевского Угрешского Общежительного монастыря. 1853 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 231
благостыня. правда. истина. > благостыня, правда и истина суть
деятельные силы, а не покоящиеся свойства
св. Феофан Затворник
"Плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде и истине" (Еф. 5:9).
"...по Златоусту, которому последуют Экумений и Феофилакт, благостыня, правда и истина, водворяясь в нас благодатию Святаго Духа, изгоняют все страсти, или и водворяются под условием изгнания страстей, о которых доселе писал Апостол. Водворившись же начинают и действовать вместо их: ибо они суть деятельные силы, а не покоящиеся свойства".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 389
благочестие. > благочестие ненасытимо
св. Григорий Богослов
"Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан, и если согрешаешь, обращался от греха, а если благоуспеваешь, еще более напрягал силы. Вчера вера твоя была сообразна с обстоятельствами времени, ныне познай веру Божию. "Долго ли тебе хромать на оба колена" (3 Цар. 18:21)? Долго ли будешь готовить нужное к строению? Займись наконец самой постройкой. Вчера вменял ты себе в честь казаться, ныне вмени в большую себе честь быть тем на самом деле. Долго ли будут одни грезы? Позаботься когда-нибудь и о действительности!"
св. Григорий Богослов. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 659
благочестие. > благочестие ненасытимо
св. Феофан Затворник
"...совершенство - в будущем; довольствоваться малым, это знак слабой души; при малом считать себя богатым свойственно душе болезненной и жалкой; благочестие ненасытимо: при начатках считать себя получившим все и только еще в начале дела - достигшим конца, свойственно детскому рассудку" (св. Иоанн Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 173
блуд
Пространный Христианский Катехизис
"..."блудник грешит противу собственного тела", то есть, растлевает оное, заражает болезнями, и повреждает даже душевные способности, как то, воображение и память.(См. 1 Кор. 6:15-19)"
Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Варшава,1930. С. 119
блуд. V брак. незаконность. V законность
св. Феофан Затворник
"Или не весте, яко прилепляяйся сквернодейце, едино тело есть с блудодейцею? Будета бо, рече, оба в плоть едину" (1 Кор. 6:16).
"Но ведь и брачный делается одно с женою, почему же не укоряется? Брачные оба пребывают в порядке воли Божией и Христовой, оба Христовы... Блж. Феодорит пишет: "Не без основания сказанное о брачном сочетании Апостол приложил к блуду, потому что и то и другое по сущности дела есть одно и то же, разность же показывает законность и незаконность дела".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 239
Богоматерь
Православное исповедание
Богоматерь "причастна Божией благодати гораздо более, нежели какая-нибудь другая тварь: ибо Она есть Матерь Божия".
Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной//Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Часть 1. Вопрос 42. С. 37
Богоматерь. Успение
св. Филарет Московский
"В слове "Успение" скрывается указание на церковное предание, что Божия Матерь на третий день по Своем преставлении от земли, явилась Апостолам в небесной славе и то был не один дух Ее, но купно с воскресшим телом, которого потому уже и не обрелось во гробе Ее".
св. Филарет Московский. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы. 1851 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 133
Богоматерь. Воскресение Христово
св. Филарет Московский
"После того, как Он видел Ее [Матерь Свою] страждущую при кресте и утешил Ее, возможно ли, чтобы Он не утешил Ее преимущественно пред другими Своим явлением по воскресении? Однако сие не прославлено в Евангелии, подобно видениям Магдалины и других; и предание о сем неполно, конечно, вследствие смиренной сокровенности, которую Мариам имела правилом Своей жизни".
св. Филарет Московский. Беседа в день Успения Божией Матери. 1854 г.//Сочинения в 5-ти т. М., 1885. Т. 5. С. 266
Бог. Господь
св. Иоанн Златоуст
"Для других - неверующих в Бога - Он есть Господь в одном отношении, а для нас в двух: потому что Он создал нас из ничего и потому что мы знаем Его".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 8//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 92
"Наляцы, и успевай, и царствуй" (Пс. 44:5).
"Царство же разумеется здесь то, которое Он пришедши устроил в последние времена, - царство общения и ведения".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 44//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 193
Бог и слава
св. Филарет Московский
"Замечено, что Веллингтон в донесениях о победах никогда не говорил о славе, но о исполнении долга. Мне сказывали, что Нахимов, выходя искать турецкого флота, как скоро выступил в открытое море, поднял молитвенный флаг, и на всех кораблях было молебствие; потом он отдал пароль всему флоту: Бог и слава. Хотя и славу не забыл, но слава Богу, что воспомянул Бога: и вот ему дано истребить турецкий флот".
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1883. Ч. 3. N 959, 1853 г. С. 241
Богообщение. бытие
св. Феофан Затворник
"Верен Бог, Имже звани бысте во общение Сына Его Иисуса Христа Господа нашего" (1 Кор. 1:9).
"Уже то, что получает кто бытие, есть знак великого Божия благоволения - желания Его облаженствовать человека: ибо Бог не может давать бытие для страданий. Но то, что призван кто в общение Сына Божия, есть такое распоряжение, как взял бы кто кого за руку и ввел его в покои обвеселительные".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 40
богословие. Домостроительство
св. Григорий Богослов
"...предмет моего слова составляет не Богословие, но Божие домостроительство".
св. Григорий Богослов. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 525
богословие. Домостроительство
св. Василий Великий
"Всякий даже и не много вникавший в смысл этих слов Апостола, может разуметь, что здесь он не преподает нам богословия, а показывает образ домостроительства спасения. Ибо, говоря: "Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, Которого вы распяли" (Деян. 2:36), имеет ввиду единственно Его человечество и то, что в Нем видимо, как это ясно открывается всем из указательного речения ("сего Иисуса"). А Евномий слово: "сотворил есть", переносит на исконное рождение Единородного. Не убеждается он и тем, что выражение: "Господь", есть имя означающее не сущность, а власть... // [Говоря "Господь", Апостол Петр] не рассуждает здесь об исхождении Сына в бытие, а говорит только о начальстве и владычестве над всем, преданном Ему от Отца".
св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 2. С. 487-488
богослужение
св. Филарет Московский
Символ веры у греков читается, а не поется.
св. Филарет Московский. Письмо к обер-прокурору Св. Синода Ахматову. Т. 4. С. 419-420
богослужение
св. Филарет Московский
Митр. Филарет иногда читал в будни в церкви шестопсалмие.
Митр. Платон читал в будни в Вифании Апостол и в соборных служениях паремии в Великий Четверг и в Великую Субботу. Тоже делал св. Филарет Московский.
Письма св. Филарета к архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевой Лавры 1831-1867 гг.//Письма в 4-х частях. М.,1878. Ч. 2. N 318, 1842 г. С. 18-19
брачный союз
св. Кирилл Александрийский
"Брак честный освящался, проклятие на жену устранялось, ибо уже не в скорбях будет рождать детей, если Христос благословил самое начало нашего рождения (брак в Кане Галилейской)".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 1. С. 209
брачный союз
св. Кирилл Александрийский
"...сочетание по закону и связь по чистой любви составляют непорочный брак".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 4. С. 282
брачный союз
св. Иоанн Дамаскин
"...брак был изобретен для того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертью, чтобы через деторождение род людской сохранялся в целости".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры/пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 4. Гл. 24. О девстве. С. 260
брачный союз
св. Феофан Затворник
"Зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела" (Еф. 5:23).
"Таким образом, - говорит св. Златоуст, - он предложил мужу и жене, как основание их счастия, взаимную любовь и заботливость, указав каждому из них то, что кому прилично: одному начальство и попечение, другой - повиновение".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 418
брачный союз
св. Феофан Затворник
"Но якоже церковь повинуется Христу, такожде и жены своим мужем во всем" (Еф. 5:24).
"Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 419
брачный союз
св. Феофан Затворник
"Хощу же вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть; глава же жене - муж; глава же Христу - Бог" (1 Кор. 11:3).
"Христос - глава всех есть, Глава всей Церкви, как в теле голова есть голова не груди только, рук или ног, а всего тела. Следовательно, и жены глава Христос же есть. Но как в теле иные члены прямо относятся к голове, а иные чрез посредство других членов, так и в Церкви Св. Апостолы и их преемники, предстоятели церквей и вообще священство прямее относится ко Христу, яко главе; иные члены церкви, при всем том, что состоят в союзе со Христом яко с главою, во многих случаях имеют нужду в их посредстве. Подобным образом есть нечто, почему муж представляется прямее относящимся ко Христу, яко главе, а жена, несмотря на то что имеет главою Христа вместе с мужем, относится к Нему некоторым образом чрез мужа. В каком именно это смысле? Совсем не в том, в каком она есть спасаемая в Господе; в сем отношении и у ней все от Господа, как и у мужа. Вера от Господа, благодать от Господа, всякая помощь тоже от Господа. И сообщается все сие жене совсем не от мужа, поколику он муж. Это все идет своим Богоучрежденным порядком. ...во Христе Иисусе обычная подчиненность жены к мужу не нарушается, и... хотя жена также состоит в союзе с Господом, но не отторгаясь от подчинения мужу; и она в Господе, но состоя под мужем. Как дети и родители, господа и слуги, подначальные и начальники остаются и в Госпоже тем же, чем были по житейскому порядку, // так муж и жена. Здесь муж берется как глава и представитель семейства".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 392-393
брачный союз
св. Феофан Затворник
"Хощу же вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть; глава же жене - муж; глава же Христу - Бог" (1 Кор. 11:3).
"И крещены вы одинаково, и дар Духа в мvропомазании получили одинаково, и тела и крови Христовых причащаетесь одинаково, и наследие царства обетовано вам одинаково; но при всем том не забывайте, что глава жене муж".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 393
брачный союз. послание Апостола Павла к
ефесянам
св. Феофан Затворник
"В послании к ефесянам та особенность, что здесь существеннее определено значение брачного союза. Нигде он так высоко не поставлен, // и на достоинство его нигде так глубоко не воззрено, как здесь, когда идеал союза сего указан в союзе Господа Иисуса Христа с Церковию".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 413-414
бытие Божие
св. Дионисий Ареопагит
"Бог не существует каким-либо образом, но просто и неограниченно заключает и предвосхищает в Самом Себе всю полноту бытия".
св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 5. пар. 4. С. 76
бытие Божие
св. Григорий Нисский
"Из отрицания же неприсущего// Ему и из признания благочестиво мыслимого о Нем получается понятие о Его бытии".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 320-321
бытие Божие
св. Григорий Нисский
"Кто из когда-либо живших людей, между ли эллинами, или между философами у варваров, кто из наших [современников], кто из живших когда-либо прилагал к сущему наименование достоинства? О всем умопредставляемом как существующее, по общему обычаю словоупотребления, мы говорим, что оно есть; от слова "быть" произошло//С. 199 и наименование сущего: но теперь [у Евномия] для обозначения сущего вновь изобретается выражение "достоинство". Ибо говорит, что Сын не усвояет Себе достоинства Сущего, так как Он имеет бытие и живет чрез Отца... "Не усвояет, - говорит, - Себе такого достоинства". Согласимся, что бытие именуется "достоинством". Итак что? Сущий не усвояет Себе бытия? "поелику, - говорит, - существует чрез Отца". Итак, ты говоришь, что не усвояющий себе бытия не существует? Ибо "не усвоять чего-либо" значит то же, что быть чуждым сего, и противоположение значений здесь очевидно; потому что собственное не есть чуждое, и чуждое не есть собственное; итак, не усвояющий себе бытия, конечно, чужд бытия; а чуждый бытия не находится в бытии. Но он выводит при этом необходимость и такой нелепости, говоря, что "господствующая над Ним сущность Отца к Себе Самой относит (влечет) понятие сущего"...//С. 200 Чем он докажет, что сущность Отца господствует над Единородным?.. В каком же смысле Господствующий, как говорит, над Сыном влечет к Себе понятие о сущем? Если скажет, что Отец влечет Свою собственную сущность, то это привлечение излишне; ибо бытие присуще Ему//С. 201 и без привлечения. Если же скажет, что бытие Сына влечется Отцом, то как от сущего отторгнется бытие и перейдет к влекущему, - не могу понять. Уж не бредит ли он заблуждением Савеллия, что Сын не существует Сам по Себе, но сливается с ипостасью Отца? Не то ли значит у него привлечение господствующею над Сыном сущностью понятия о сущем, что, не отвергая ипостасного бытия Сына, он хочет отделить от Него значение сущего? Но как от бытия отделить понятие о сущем? Ибо доколе существует все, что ни есть, - не быть ему, чем оно есть, невозможно".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 10, Гл. 4. С. 198-201
бытие Божие. благо. благоизволение
св. Григорий Нисский
"В естестве... простом и всемогущем мы разумеем все вместе и в одно и то же время, так что Оно и хощет блага и имеет, чего// восхотело. Благую и вечную волю мы умопредставляем вседействующею в бытии и существе вечного естества утвержденною, не происходящею в Нем от какого-либо особого начала и не мыслимою без желаемого. Ибо относительно Бога нельзя допустить ни того, что в Нем нет изволения благого, ни того, что благо не имеет бытия вместе с изволением, так как нет никакой причины, которая бы умаляла осуществление того, что прилично Отцу, или препятствовала иметь желаемое. Итак, поелику по естеству благо, или лучше, высочайшее благо, есть Единородный Бог, а блага Отец не хотеть не может, то отсюда ясно видно как то, что связь Сына со Отцем непосредственна, так и то, что непосредственностью связи не исключается и не отрицается изволение всегда присущее благому естеству".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 8, Гл. 2. С. 108-109
бытие. \определение\
Аристотель
"...не только вещь и суть ее бытия одно, но и обозначение их одно и то же, как это ясно и из сказанного, ибо не привходящим образом одно - бытие единым и единое. Кроме того, если бы они были не одно, приходилось бы идти в бесконечность: тогда были бы, с одной стороны, суть бытия единого, а с другой - единое...
Таким образом, ясно, что бытие каждой вещи, обозначаемой как первичное и само по себе сущее, и сама эта вещь тождественны и составляют одно".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 7. Гл. 6. 1031b-1032a. С. 197
"...необходимо, чтобы были тождественны благо и бытие благом, прекрасное и бытие прекрасным, а равно все то, что обозначается не через другое, а как существующее само по себе и первично".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 7. Гл. 6. 1031b. С. 196
"...существует естество, в котором вовсе нет зла, или в котором и невозможно никакое зло, но естества, в котором не было бы никакого добра, быть не может. И природа самого диавола, насколько она природа, не есть зло, злой сделала ее развращенность".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1910. Часть 6. Кн. 19, гл. 13. С. 132
"Так что и наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинности. Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами и причина их бытия не в чем-то другом, а, наоборот, они сами причина бытия всего остального; так что в какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 2. Гл. 1. 993b. С. 95
бытие. истина
Аристотель
"Бытие" и "есть" означают, что нечто истинно, а "небытие" - что оно не истинно, а ложно, одинаково при утверждении и отрицании..."
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1975. Т. 1. Кн. 5. Гл. 7. 1017a. С. 156
бытие. истина
св. Дионисий Ареопагит
"Не является ли самозапирательством отвержение истины? Ведь истина есть бытие: поэтому отрицание истины равнозначно отрицанию бытия. Если же истина есть бытие и отрицание является отвержением бытия, то Бог не может отвергнуться бытия: Он не может не существовать, или, иными словами, Он не может не мочь и не знает отсутствия ведения".
св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 8. пар. 6. С. 93
бытие. V небытие. мера. время
св. Григорий Нисский
"...как бытие одно и то же во все время, в которое предполагается что-либо существующим (ибо небо и звезды и солнце и прочие существа не более суть теперь, чем вчера, прежде и во все предыдущее время), так и означаемое небытием равно во всех отношениях не существует, будем ли говорить о предыдущем или о последующем" времени небытия.
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 9, Гл. 4. С. 161
бытие. V небытие
св. Григорий Нисский
"Поэтому и в отношении к животным, хотя разрешение существовавшего в небытие и неявление еще в бытие означаем различными именами, выражающими несуществование, - говорим, что что-нибудь или изначала не существовало или родившись умерло, но тем и другим выражением мы одинаково представляем несуществование. Как день обнимается ночью с той и с другой стороны, но объемлющие его части ночи не одинаково называются, но об одной мы говорим: после вечера, о другой: прежде рассвета, но тем и другим выражением означаем ночь;// таким же образом, если в соответствие бытию кто-либо станет мыслить противоположное ему небытие, тот хотя назовет различно небытие до устроения чего-нибудь и после разрушения устроенного, но означаемое тем и другим названием будет разуметь одним и тем же, - одинаково небытием, как прежде устроения, так и после разрушения устроенного. Ибо не быть, не родиться, умереть, за исключением различия в именах, одно и то же (мы не говорим здесь о надежде воскресения)... [о Боге мы не допускаем] что-либо мыслимое как противоположность сущему... никакой мысли о небытии..."
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 9, Гл. 4. С. 161-162
бытие. V небытие
св. Григорий Нисский
"...истинно Сущее отовсюду чисто от общения с не-сущим".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 9, Гл. 4. С. 163
бытие.= сущее. в собственном смысле. V иносказательно
св. Григорий Нисский
"...об одной сущности Отца засвидетельствовав, что она высочайшая и в самом собственном смысле так именуемая, умолчанием о прочих приводит к заключению, что они не в собственном смысле существуют. Ибо как сказать, что существует истинно, о чем не засвидетельствовано, что существует в собственном смысле? О чем не признано, что оно наименовано в собственном смысле, тому необходимо придать противоположное именование; и что' не в собственном смысле, то', без сомнения, не действительно таково. Посему утверждаемое о чем-либо, что существует не в собственном смысле, делается доказательством совершенного несуществования..."
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1863. Ч. 5. Кн. 1. Гл. 15. С. 73
бытие.= сущее. в собственном смысле. V иносказательно
св. Григорий Нисский
Евномий подчиняет "одну сущность другой,// утверждая, что, по неоткрытому еще закону, одна сущность выше, другая ниже, свидетельствуя, что одна в собственном смысле, а другая не в собственном так называется. Ибо и из философствовавших вне веры не знали мы ни одного, кто предавался бы сему бреду, потому что такое мудрование не согласно ни с богодухновенными изречениями, ни с общими понятиями".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1863. Ч. 5. Кн. 1. Гл. 15. С. 80-81
бытие.= сущее. в собственном смысле. V иносказательно
св. Григорий Нисский
"Действительно сущее отличается от недействительно сущего. Действительно же сущим есть каждое из существ, поскольку оно существует. А что, хотя в каком-то призраке и предположении кажется имеющим бытие, однако не имеет, то не существует действительно, как, например, сонная греза, привидение, или человек изображенный на картине. Сии и подобные сим призрачные существа не имеют действительного бытия. Посему, если утверждают, согласно с иудейским понятием, что Единородный Бог вовсе не существует; то хорошо делают, об одном Отце свидетельствуя, что Ему только действительно принадлежит бытие. Но если не отрицают, что существует и Творец вселенной, то пусть убедятся действительного бытия не лишать Сего Сущаго, Который при богоявлении, бывшем Моисею, Сам Себя наименовал Сущим, сказав "Я есмь Сущий" (Исх. 3:14)".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1863. Ч. 5. Кн. 2. Гл. 4. С. 277
бытие.= сущее. Имя Божие. > Божество и
все созерцаемое в Нем присносуще и по бытию беспредельно
св. Григорий Нисский
"Священное Писание открывает один признак истинного Божества, тот, который был указан Моисею гласом свыше, когда он слышал Говорящего: "Я есмь Сущий" (Исх. 3:14).// Итак, мы думаем, что согласно с истиною должно признавать Божеством только то одно, что понимается присносущим и по бытию беспредельным; таково же и все, что созерцается в Нем".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения. М.,1864. Ч. 6. Кн. 8, Гл. 1. С. 101-102
Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"