имя - искусство
имя. слово
Исх. 23:13
имя. слово. \определение\
Аристотель
имя. слово. logos
св. Ириней Лионский
имя. слово
св. Григорий Богослов
имя. слово
св. Григорий Нисский
имя. слово
блж. Августин
имя. слово
Лейбниц Г.В.
имя. слово
Витгенштейн, Людвиг
имя. слово. > "есть" - о сущности. прочие слова - о
способе бытия
св. Григорий Нисский
имя. слово. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
имя. слово. > имена позже предметов. наименование позднее
природы
св. Ефрем Сирин
имя. слово. > имена позже предметов. слова - тени
предметов
св. Григорий Нисский
имя. слово. > наречение имен имеет свое значение
св. Григорий Нисский
имя. слово. > слово человеческое разрушается
св. Григорий Нисский
имя. слово. > слово человеческое разрушается
св. Григорий Палама
имя. слово. > слово человеческое разрушается, смысл
остается
св. Василий Великий
имя. слово. > слово человеческое разрушается, смысл
остается
св. Григорий Нисский
имя. слово. ангельский язык
св. Иоанн Дамаскин
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Григорий Богослов
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Григорий Нисский
имя. слово. ангельский язык. условность
блж. Августин
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Феофан Затворник
имя. слово. безусловность догматической терминологии
Ин. 12:47-50
имя. слово. безусловность догматической терминологии
св. Василий Великий
имя. слово. безусловность догматической терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
имя. слово. безусловность догматической терминологии
митр. Елевферий
имя. слово. безусловность догматической терминологии.
секты
кнн. Ширинские-Шихматовы
имя. слово. безусловность догматической терминологии. "смешение"
Троицкий И.Е.
имя. слово. богословие. > слово немощно
св. Василий Великий
имя. слово. внутреннее
еп. Немезий Эмесский
имя. слово. внутреннее. V внешнее. неипостасное
св. Иоанн Дамаскин
имя. слово. внутреннее. V произносимое
св. Иоанн Дамаскин
имя. слово. V естество
Седьмой Вселенский Собор
имя. слово.= знак. животное. язык. условность. соглашение
Аристотель
имя. слово. значение
Аристотель
имя. слово. Имя Божие
св. Григорий Нисский
имя. слово. Имя Божие. иносказание
св. Григорий Нисский
имя. слово. иносказание
Аристотель
имя. слово. иносказание
Бирдсли, Монро
имя. слово. иносказание. незнание
св. Иоанн Златоуст
имя. слово. иносказание. Писание
св. Григорий Нисский
имя. слово. иносказание. Писание
св. Иоанн Златоуст
имя. слово. иносказание. Писание. прообраз. Исаак.
Авраам. крест. агнец. Пасха
св. Иоанн Златоуст
имя. слово. истинное именование
св. Василий Великий
имя. слово. истинное именование
св. Григорий Нисский
имя. слово. истинное именование. как Бог говорит с
человеком
св. Григорий Нисский
имя. слово. истинное именование. как Бог говорит с
человеком
св. Кирилл Александрийский
имя. слово. истинное именование. познание.
непознаваемость. сущность. умопостигаемая. смысл. V звук. синонимия
св. Григорий Нисский
имя. слово. истинное именование. познание. сущность.
умопостигаемая. чувственная
св. Григорий Нисский
имя. слово.= мысль
св. Григорий Нисский
имя. слово. наречение имен. сотворчество
св. Ефрем Сирин
имя. слово.= неипостасное.= знак. > слово не имеет
существенной самостоятельности
св. Григорий Нисский
имя. слово. произносимое
еп. Немезий Эмесский
имя. слово. произносимое
св. Иоанн Дамаскин
имя. слово. происхождение имен. сложные предметы.
синонимия
св. Григорий Нисский
имя. слово. разум
св. Ириней Лионский
имя. слово. синонимия
св. Григорий Нисский
имя. слово. смысл
Лейбниц Г.В.
имя. слово. смысл. безусловность догматической
терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
имя. слово. смысл. догматика
1 Кор. 15:11
имя. слово. способность примышления. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
имя. слово. способность примышления. различение понятий.
раздельность. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
имя. слово. V сущность
св. Афанасий Великий
имя. слово. V сущность
св. Василий Великий
имя. слово. точность выражений Писания. речь без слов
св. Иоанн Златоуст
имя. слово. условность
Арно А. и Николь П.
имя. слово. условность
Лейбниц Г.В.
имя. слово. условность. соглашение
Аристотель
имя. слово. человеческое
св. Ефрем Сирин
имя. слово. человеческое
св. Иоанн Дамаскин
имя. слово. человеческое. V Слово Божие
св. Иоанн Дамаскин
имя. слово. человеческое. тождество с умом
св. Иоанн Дамаскин
имя. слово. язык. отвлечение
Боас, Франц
имя. число
св. Ириней Лионский
искусство
Седьмой Вселенский Собор
имя. слово
Исх. 23:13
"Имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из
уст твоих".
имя. слово. \определение\
Аристотель
"...имя есть такое звукосочетание с условленным значением
безотносительно к о времени, ни одна часть которого отдельно от другого ничего
не означает".
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 2. 16a. С. 93
имя. слово. logos
св. Ириней Лионский
"...у греков иное logos, как мыслящее начало, иное - как
орудие, посредством которого выражается разум..."
св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения.
М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 2. Гл. 28. С. 192
имя. слово
св. Григорий Богослов
"Так как презираю все дольнее, то вся моя любовь после
Бога обращена к слову, или, лучше сказать, к Богу, потому что и слово ведет к
Богу, когда оно соединяется с разумением, которым одним Бог истинно приемлется и
сохраняется и возрастает в нас. "Я нарек премудрость сестру мне быти" (Притч.
7:4), "почтил и объял", насколько мне дозволено// было, и домогаюсь "венца
благодати и сладости на главу свою" (Притч. 4:8-9), то есть, даров премудрости и
слова, озаряющего ум наш и освещающего наши шествия к Богу. Через слово я
обуздываю порывы гнева, им усыпляю иссушающую зависть, им успокаиваю печаль,
оковывающую сердце, им уцеломудриваю сластолюбие, им полагаю меру ненависти, но
не дружбе..."
св. Григорий Богослов. Слово 6, о мире, говоренное в
присутствии отца после предшествовавшего молчания, по случаю воссоединения
монашествующих//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
Т. 1. С. 148-149
имя. слово
св. Григорий Нисский
"...Евномий... утверждает, что с свойством' наименований
вводится вместе и существенное свойство'. Он, конечно, не скажет, что одни
наименования, сами по себе взятые отдельно от представления означаемого ими,
имеют какое-либо соотношение и свойство' между собой; напротив того, в значениях
выражаемых речениями различает, что сродно и что чуждо в наименованиях".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1863. Ч. 5. Кн. 3. Гл. 3. С. 409
имя. слово
св. Григорий Нисский
"...принимая находящееся в уме понятие о каком-либо
предмете, как образец имени, мы выражаем мыслимое различными словами, изменяя не
сам предмет, но только слова, которыми именуем оный. Потому что предметы
остаются сами по себе такими, какими они суть по естеству; рассудок, касаясь
существующего, какими может словами раскрывает свои понятия. И как с переменой
имени не изменилась сущность Петра, так и ничто другое из усматриваемого нами не
изменяется с переменой имени".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 7. Гл. 4. С. 91
имя. слово
св. Григорий Нисский
"...в обыкновенной нашей жизни одним обезумевшим от
пьянства или бешенства свойственно ошибаться в рассуждении имен и употреблять о
предметах слова несогласно с их значением, но собаку, например, называть
человеком..."
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12. часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 391
имя. слово
блж. Августин
"То субъективно-разумное, которое существует в нас (то
есть то, что разумом одарено и производит разумно-объективное, или следует ему),
связывается некоторыми естественными узами общения с теми, с которыми у него
этот разум общий. Но так как человек не мог бы установить прочного общения с
человеком, если бы они между собой не разговаривали, и таким образом не
передавали друг другу взаимно свои чувства и мысли, то это субъективно-разумное
нашло нужным дать предметам слова, то есть некоторые служащие знаками звуки,
так, чтобы люди, не могущие чувствовать своих душ, пользовались для установления
между ними взаимного сношения чувством, как бы переводчиком".
блж. Августин. О порядке//Творения. 3-е изд. Киев, 1914.
Часть 2. Кн. 2. Гл. 12. С. 208
имя. слово
блж. Августин
"Не следует смущаться, что, будучи невидимым, Он, как
повествуется, часто являлся праотцам. Ибо как звук, при посредстве которого
слышится мысль, возникающая в безмолвии сознания, не есть то, что сама эта
мысль; так и тот образ, в котором был видим Бог, невидимый по природе, не был
тем, что есть Сам Он. И однакоже в телесном образе был видим Сам Бог, как в
звуке голоса слышится сама мысль".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев,
1905. Часть 4. Кн. 10, гл. 13. С. 128
имя. слово
блж. Августин
"...закон о почитании единого Бога дан был "устроением
ангельским" (Деян. 7:53). В лице их [ангелов] видимо являлся Сам Бог, - не
субстанцией Своей, для поврежденных очей остающейся всегда невидимой, но
посредством известных признаков,// через подчиненную Творцу тварь; говорил
членораздельными звуками человеческого языка через малые промежутки времени Тот,
Кто по природе Своей не телесно, а духовно, не чувственно, а разумно, не
временно, а, так сказать, вечно, не начинает и не перестает говорить; и говорил
такое, что с полной искренностью слушают от Него ушами не тела, а ума Его
служители и вестники..."
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев,
1905. Часть 4. Кн. 10, гл. 15. С. 130-131
имя. слово
блж. Августин
"Дело великое и в высшей степени редкое - поняв и узнав
по опыту изменчивость всей вообще твари телесной и бестелесной, отвлечься от нее
усилием ума и возвыситься до неизменяемого существа Бога и там от Самого Бога
научиться, что вся природа, которая не есть то, что Он, Им сотворена. В этом
случае Бог говорит с человеком не через какое-либо творение телесное, производя
шум в телесных ушах сотрясением воздушного пространства, находящегося между
говорящим и слушающим, и не посредством чего-либо чувственного, что принимало бы
форму подобную телам, как во сне, или иным каким-либо подобным образом; ибо и в
таком случае Он говорит как бы телесным ушам: потому что говорит как бы через
тело и как бы при существовании промежутков между местами тел, так как видения
этого рода во многом подобны телам. Но говорит Он самою истиною, если кто
способен слушать умом, а не телом".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев,
1905. Часть 4. Кн. 11, гл. 2. С. 175
имя. слово
Лейбниц Г.В.
"...название, например "золото", означает не только то,
что знает о нем человек, произносящий это слово... но и то, чего он не знает и
что знает, может быть, другой человек..."
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом
разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 3. Гл. 11. С. 361
имя. слово
Витгенштейн, Людвиг
"Если я даю команду кому-то, мне вполне достаточно подать
ему знак. Я бы никогда при этом не сказал: да это всего лишь слова, а мне нужно
проникнуть за них".
Витгенштейн, Людвиг. Философские исследования//
Философские работы. Ч. 1. М.:"Гнозис", 1994. пар. 503. С. 224
имя. слово. > "есть"
- о сущности. прочие слова - о
способе бытия
св. Григорий Нисский
"...сказав, что сей или рожден, или не рожден, мы
сказанным выражаем двоякую мысль: указательным словом (сей) обращаем внимание на
подлежащий предмет, а словами "рожден" или "не рожден" показываем, что должно
быть умопредставляемо при сем предмете, так что иное нечто должно мыслить о
сущем, а иное о том, что умопредставляется при сущем. Так и при всяком имени,
которое употребляется в нашей речи для означения Божеского естества, например:
праведный, нетленный, бессмертный и нерожденный, и других, непременно
подразумевается слово "есть", хотя бы это речение и не сопровождалось звуком
слова. Но разум говорящего или слушающего непременно приурочивает эти имена к
слову "есть", так что если бы не прибавлялось этого слова, то название
относилось бы ни к чему... Но когда при каждом имени подразумевается слово
"есть", то вышесказанные имена, конечно, будут иметь значение, будучи мыслимы//
о сущем. И как мы, сказав, что Бог есть Судия, при слове "суд" разумеем
какое-нибудь действие в Нем, а при слове "есть" обращаем мысль на само
подлежащее, и тем ясно научаемся, что не должно почитать одним и тем же понятий
действия и бытия; так и в выражениях "рожденный" и "нерожденный" мы разделяем
мыслью два понятия: под словом "есть" разумеем подлежащее, а под словами
"рожденный" и "нерожденный" понимаем то, что принадлежит подлежащему".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 7, Гл. 5. С. 93-94
имя. слово. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
"А что же из существующего не людьми наименовано?"
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 7, Гл. 4. С. 90
имя. слово. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
"...такое образование имен находится во власти людей,
прилагающих предмету названия, как кому покажется соответственным".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 323
имя. слово. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
"...человеческие звуки суть изобретения нашего рассудка".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 367
имя. слово. > имена позже предметов. наименование позднее
природы
св. Ефрем Сирин
"В начале сотвори Бог небо и землю". Сим и ограничилось
дело первоначального творения; потому что ничего иного не сотворено вместе с
небом и землей. Даже и природы, сотворенные в тот же день, тогда сотворены еще
не были. А если бы они были сотворены вместе с небом и землей, то Моисей сказал
бы о сем. Не говорит же он, чтобы не подать мысли, будто бы наименование природ
древнее их бытия. Из сего ясно открывается, что небо и земля сотворены из
ничего..."
св. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на
книгу Бытия//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. Гл. 1. С. 211
имя. слово. > имена позже предметов. слова - тени
предметов
св. Григорий Нисский
"...наименования, означающие происходящее, по
происхождению позже// самих предметов, и слова суть как бы тени предметов,
образуемые соответственно движениям существующего".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 324-325
имя. слово. > наречение имен имеет свое значение
св. Григорий Нисский
"...никто не осмелится сказать, что наречение имен не
имеет собственного смысла и значения".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 386
имя. слово. > слово человеческое разрушается
св. Григорий Нисский
"Но что из того, что говорим, не разрушается вместе с
тем,// как оно сказано? Ибо произносимое в звуке мы не можем сохранить
неразрушимым в форме слова, однажды образовавшейся в устах..."
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 281-282
имя. слово. > слово человеческое разрушается
св. Григорий Палама
Символ, "не существующий самостоятельно, не бывает ни
прежде, ни после обозначаемого, потому что для него это невозможно, но,
ненадолго появившись, он сразу переходит в небытие и совершенно исчезает".
св. Григорий Палама. Триады в защиту
священно-безмолвствующих//пер. В. Вениаминова. М.:"Канон", 1996. Триада 3. Ответ
1. Гл. 14. С. 279-280
имя. слово. > слово человеческое разрушается, смысл
остается
св. Василий Великий
"Хотя слово совершенно разливается в воздухе, однако же
ложные понятия// остаются в мысли. ...вместе с произнесением слова не
уничтожаются и представления. Ибо весьма справедливо было бы говорить ложь, если
бы сама природа лжи истреблялась тем, что ложь выговорена".
св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь
злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 1. С. 464-465
имя. слово. > слово человеческое разрушается, смысл
остается
св. Василий Великий
"Каждое из сих сказуемых и по примышлении
умопредставляется, и не исчезает вместе с гортанным звуком, но представления эти
укореняются в душе помыслившего".
св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь
злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 1. С. 466
имя. слово. > слово человеческое разрушается, смысл
остается
св. Григорий Нисский
"...хотя бы и молча мы стали изображать на письме мысли
души, но нельзя сделать, чтобы твердое в понятиях получило обозначение в
письменах, а нетвердое осталось без обозначения посредством// письмен; ибо все,
что ни приходит на ум, будет ли оно верно по разумению или нет, можно по
произволу предать письму".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 282-283
имя. слово. > слово человеческое разрушается, смысл
остается
св. Григорий Нисский
"...не могу понять, что имея ввиду, он вместе с чистым
звуком разрушает и мысль. Ибо при всяком слове, произносимом при помощи какого
бы то ни было звука, бывает переход дыхания, передающего звук в то, что ему
сродно, а смысл слов напечатлевается посредством слуха в памяти, в душе
слушающего, будет ли то смысл истинный или неверный".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 283
имя. слово. ангельский язык
св. Иоанн Дамаскин
Ангелы - светы, "не имеющие нужды в языке и слухе, но без
произносимого слова сообщающие друг другу собственные мысли и решения".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 3. С. 46
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Григорий Богослов
"Не мое дело рассуждать, есть ли особенные какие-то слова
богов... слова, которые превосходнее и знаменательнее наших, и однако образуются
посредством органов голоса, и через воздух доходят до слуха, между тем как богам
сроднее было бы беседовать между собой только посредством мыслей и образов".
св. Григорий Богослов. Слово 4, первое обличительное на
царя Юлиана//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т.
1. С. 112
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Григорий Нисский
"...речь Божия не произносится ни на еврейском, ни на
другом каком-либо из употребляемых между народами языке, но все какие ни есть
Божии слова, написанные Моисеем или пророками, суть указания Божеской воли, то
так, то иначе сообразно с достоинством причастников благодати озаряющие чистую и
владычественную силу [ум] святых".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 369
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Григорий Нисский
"...Единородный Бог, сущий в Отце и зрящий в Себе Отца,
не нуждается в имени или слове для познания данного предмета... и Дух Святый,
испытующий глубины Божия (1 Кор. 2:10), не посредством именовательного нарицания
возводится к знанию искомого, и бестелесное естество премирных сил не голосом
или языком именует Божество: потому что у// невещественного и умного естества
действие ума и есть слово, нисколько не имеющее при сем нужды в вещественной
услуге органов. Ибо и в человеческой природе нисколько не нужно было бы нам
употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу
неприкровенные движения разума. Теперь же, так как возникающие в нас мысли, по
той причине, что природа наша заключена в телесной оболочке, не могут
обнаружиться, мы по необходимости, наложив на вещи, как бы знаки, известные
имена, посредством их объясняем друг другу движения ума. А если бы как-нибудь
иначе возможно было обнаруживать движения разума, то мы, перестав пользоваться
периодической услугой имен, яснее и чище беседовали бы друг с другом, открывая
стремлениями разума саму природу вещей, которой занимается ум".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 418-419
имя. слово. ангельский язык. условность
блж. Августин
"И говорит Бог с ангелами не так, как говорим мы между
собой, или как мы говорим к Богу, к ангелам или как даже ангелы с нами, или Бог
через них к нам; но говорит Своим неизреченным образом, а для нас это
обозначается на наш манер. Ибо речь Божия возвышеннее действия Божия: она есть
неизменяемая причина самого действия, не выражающаяся в звуке шумящем и
преходящем, но представляющая собой силу вечно пребывающую, временно же
действующую. Этой речью говорит Бог ангелам святым, созданным далеко не так, как
мы. Когда// же и мы улавливаем нечто из такой речи своим внутренним слухом,
приближаемся к ангелам и мы. ...неизменяемая Истина говорит умам разумной твари
или непосредственно неизреченным образом, или посредством твари изменяемой, то
духовными образами духу нашему, то телесными звуками чувству телесному".
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев,
1907. Часть 5. Кн. 16, гл. 6. С. 150-151
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Феофан Затворник
"Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же
не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй" (1 Кор. 13:1).
"Что за ангельский язык? Блж. Феодорит пишет о нем: "под
ангельскими языками разумеет не чувственные, но некие мысленные, на которых
песнословят ангелы Бога всяческих и беседуют между собой. Ибо Исаия слышал
поющих, а Иезекииль, также Даниил, Захария и Михей слышали их беседующих".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого
апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 471
имя. слово. ангельский язык. условность
св. Феофан Затворник
"Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же
не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй" (1 Кор. 13:1).
"Св. Златоуст говорит: "Говоря о языке ангельском,
Апостол не приписывает ангелам тела, но выражает следующее: хотя я буду говорить
так, как обыкновенно беседуют ангелы между собою, без любви я ничто и даже
тягостен и несносен. ...говорит о языке, означая не член телесный, а известным
нашим способом собеседования выражая взаимное собеседование их между собою".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого
апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 471
имя. слово. безусловность догматической терминологии
Ин. 12:47-50
"И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу
его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не
принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет
судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец,
Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть
жизнь вечная.
Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец".
имя. слово. безусловность догматической терминологии
св. Василий Великий
Учить вере изложенной отцами Никейского собора "полезно
будет и в рассуждении тех, кого подозревают в противлении здравому учению, и кто
мудрование своего зловерия прикрывает благовидными уклонениями. Ибо и для них
достаточно изложенной там веры; они или исцелятся от тайного своего недуга, или,
скрывая его в глубине, сами понесут осуждение за обман, а для нас сделают легким
оправдание в день суда, когда Господь "осветит скрытое во мраке и обнаружит
сердечные намерения" (1 Кор. 4:5).
Поэтому их надо принимать, если они исповедуют, что
веруют, держась как речений, которые предложены отцам нашими в Никее, так и
смысла, который по здравому разумению выражается этими речениями. Ибо есть и
таковые [последователи Маркелла и Савеллия], которые и в этом изложении веры
искажают учение истины, и по своему произволу толкуют смысл заключающихся в нем
речений".
св. Василий Великий. Список исповедания веры//Творения: в
3-х т. СПб., 1911. Т. 3. С. 146
имя. слово. безусловность догматической терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
"Ты отрицаешься по приглашению нашему исповедать все, без
изъятия, догматическое церковно-классических книг учение слово в слово и держась
того смысла, который очевиден по свойству языка и по разумению всех учащих и
учащихся по сим книгам".
Письмо кн. Алексея к кн. Сергию от 28 ноября 1829 г.//о.
Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов
текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых. СПб. 1890.
С. 25
имя. слово. безусловность догматической терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
"Далее ты говоришь, что мало еще принимать слово в слово
заключающееся в церковно-учебных книгах учение о вере, но и с разумением
православным. Но таковых необъясненных мест, оставленных читателю самому
избирать правое оных разумение, не находятся вовсе в богословских наших книгах.
Все в них до того истолковано, что предостаточно будет верой принимать оное
слово в слово - все исчезли затруднения, все ложные понятия ниспровергнуты...
смысл церковно-учебных книг так ясен и прост, что еще не приходило никому в
голову сказать, что они заключают в себе какое-либо важное непонимание, которое
бы до того изменяло смысл, что опасно литерально исповедать оное. Такое
представление что бы иное значило, как не прямую недоверчивость, как не
подрывание коренного богословского учения?"
Письмо кн. Алексея к кн. Сергию от 28 ноября 1829 г.//о.
Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов
текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых. СПб. 1890.
С. 27
имя. слово. безусловность догматической терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
"Пояснения были будут, вероятно, вперед, но такие,
которые нимало не переменяют значение, а только оное более и более раскрывают и
распространяют".
Письмо кн. Алексея к кн. Сергию от 28 ноября 1829 г.//о.
Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов
текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых. СПб. 1890.
С. 27
имя. слово. безусловность догматической терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
"С удивлением и страхом повторяем, что [как учил архим.
Фотий и подражал ему кн. Сергий] сие учение - слово в слово исповедывать -
недостаточно, неправославно, без одушевления оного содержимым в уме православным
разумением? Стало быть, оно есть, по такому мнению, бездушное мертвое тело, и
только оживляется от тех, которые имеют силу сообщать оному душу в православном
их разумении, которого, следовательно, не имеется в сем веровании, ибо
вербальное оного исповедание, по мнению тому, не живо, не достаточно. Вот, какое
новое учение! Где же оно и кем написано? Кем сочинено, кем утверждено?"
Письмо кн. Алексея к кн. Сергию от 28 ноября 1829 г.//о.
Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов
текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых. СПб. 1890.
С. 28
имя. слово. безусловность догматической терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
"Мы и не смеем думать, чтобы объяснениям богословским
давать наше или чье-либо разумение; напротив, богословией церковной поверяем все
наши о вере понятия и разумения, веруя несомненно, что они заключают в себе
полное и предостаточное, в вербальном их приятии, все апостольское учение".
Письмо кн. Алексея к кн. Сергию от 28 ноября 1829 г.//о.
Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов
текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых. СПб. 1890.
С. 29
[Это новое учение проявилось у Хомякова: не учиться, а
самому учить, не познавать смысл догматов, а учиться придавать словам свой
смысл, а не обычный.]
имя. слово. безусловность догматической терминологии
митр. Елевферий
"То, конечно, правда, что если слово человеческое не
может в точности, всеисчерпывающе выразить мысль человеческую, то тем более оно
бессильно адекватно выразить мысль Божественную, дело Божие. Все слова, понятия
- условны. Но что же из того? Неужели отсюда можно утверждать, что все слова не
имеют в себе постоянства и не относятся к определенным всегда существующим
предметам, явлениям, а сами по себе изменчивы и нимало не отражают в себе
реального бытия. В таком случае нет никакой преемственности, нет истории, нет
осмысленной жизни, все - мираж, в отношении к положительности все - ничто. Этот
неизбежный вывод ярче по своему скепсису, чем софистическая догма: "человек -
мера всех вещей.
Понятия не суть измышление человечества без всякой связи их с вещами, их определяющими. Они являются осмысленным опознаванием хотя с одной какой-либо стороны сущности предмета, и в этом случае понятия в своем содержании постоянны. Условность же понятий, необходимая в житейском быту, касается не самого содержания понятий, взятого от предмета, и потому постоянного, поскольку постоянен самый предмет, но различия предметов одного от другого. Если бы не существовало неба и земли, а один только хаос, то не было бы нужды существу, его воспринимающему, создавать слова для его определения; хаос без слова воспринимался бы, как некая реальность, а когда появились из него небо и земля, появилась нужда для различения трех реальностей создать слова как условные знаки для отличия тех реальностей одной от другой в быту, слова, однако, отображающие в себе, в известной мере, сущность предмета, и связанные с нею. Так что, если человеческое слово и не исчерпывающе выражает мысль, относящуюся к предмету, то ясно, что слова, понятия относятся к реальности в себе сущей, постоянной, если можно говорить о постоянстве в себе предметов мира; тем более это нужно сказать о словах и понятиях Божественного Откровения. Несомненно оно в своем выявлении воспринималось одухотворенной душой. Богоизбранный Сосуд, сознательно воспринимая истину Духа Святого (Еф. 3:4), при содействии Последнего, избирал для выражения Ее совершеннейшие слова и понятия в человеческом языке, чтобы они в возможной точности и полноте отображали Божественное Дело, Божью волю, возвещающую о вечном спасении греховного мира, и оставались в своем содержании неизменными. Недаром все новозаветные священные книги написаны на греческом языке, кажется, еще не превзойденном ни одним из языков человечества в своем богатстве, гибкости и разнообразии оттенков мыслей и чувств для выражения отображающейся в них действительности. Посему Божественное Откровение непогрешимо по смыслу и неизменно по букве. Отсюда, если в Слове Божием многократно со всей ясностью свидетельствуется, что Бог Отец по любви к погибающему миру на спасение его послал на смерть Своего Единородного Сына, Который, лично будучи безгрешен, посему, не подлежавший смерти, но вкусивший ее, вследствие принятия на Себя грехов мира, явился в ней жертвой в Духе Святого Правосудия Божьего и Искупителем, то утверждать, что слова - любовь Божья, правда Божья, - выражающие указанные действия Божия Искупления, не относятся к последним, а, представляя собой одни образы, сравнения, а не сам предмет, относятся к чему-то другому, есть прямое насилие над Божественным Откровением, искажение Его, ересь.
Можно согласиться и с тем, что более глубокое постижение предметов веры приобретается созерцанием их чрез духовные подвиги - молитву, пост и другие. Но что же, спрашивается, созерцали Свв. Отцы? Какие предметы веры? Измышленные ими или открытые в Писании Духом Святым?"
митр. Елевферий. Об Искуплении. Письма митр. Антонию в
связи с его сочинениями "Догмат Искупления" и "Опыт Православного Катехизиса".
Париж, 1937. С. 182-184
имя. слово. безусловность догматической терминологии.
секты
кнн. Ширинские-Шихматовы
"Не ясно ли, что "принимать с разбором" есть прямо
вдаваться в сии толки, которые бесчисленны".
Письмо кн. Алексея к кн. Сергию от 28 ноября 1829 г.//о.
Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли тридцатых годов
текущего столетия. Из переписки братьев князей Ширинских-Шихматовых. СПб. 1890.
С. 33
имя. слово. безусловность догматической терминологии. "смешение"
Троицкий И.Е.
Автор "Исповедания Армянской церкви" 1170 г. "заявляет,
что с формулой "единое естество из двух естеств" он соединяет тот же самый
смысл, какой греки соединяют с формулой "единое лицо из двух естеств" и что,
считая обе эти формулы тождественными, он предпочитает однако удерживать первую
формулу, не отвергая последней, потому что эту формулу находит в творениях
Отцов, "живших до нашего (армян и греков) разделения". По той же причине
удерживает// он термин "смешение" наряду с тождественным - "соединение".
Заявления эти важны не потому только, что указывают нам точку зрения для определения истинного характера употребляемой автором терминологии, но и потому что в силу их все разности между обоими церквами в учении о Воплощении сводятся к разностям терминологии, при полном согласии в смысле. Таким образом, автор различает между терминологией и смыслом и смотрит на отношение между терминами, им употребляемыми, и смыслом, с ними соединяемым, не как на необходимое, а как на свободное, то есть, что эти термины не имеют своего, определенного, объективного смысла, а что этот смысл дается им субъективно каждым по своему произволу, и таким образом определенность или неопределенность его терминологии является совершенно условной: угодно вам соединить с употребляемыми им терминами известный смысл, они будут иметь этот смысл, не угодно - получат другой. Словом, - вопрос о терминах сам по себе, а вопрос о смысле их - сам собою.
Тем охотнее присоединились бы мы к этому воззрению автора
на отношение между его терминологией и ее смыслом и на сущность догматического
различия между Православной и Армянской церквами, что в таком случае вопрос о
сближении их разрешался бы //чрезвычайно легко и просто: каждая могла бы
спокойно оставаться при своей терминологии, не погрешая против догмата и не
нарушая взаимного единения, но, к сожалению, этому противятся логика и история.
Первая научает нас, что абсолютное тождество в мысли, при
разности в слове, возможно выдержать только одним путем: путем перифраза, а что
путем простой замены одного слова другим (если только это не [синонимы]...)
можно достигнуть лишь условного тождества в мысли... когда стороны условятся
соединять с разными словами и терминами один и тот же смысл...//
Когда возможно условное тождество в мысли при разности в слове? Только тогда, когда с разными употребляемыми для этого словами история не успела еще соединить своего определенного смысла, когда эти слова остаются еще безразличными и, следовательно, когда возможен относительно их употребления известного рода произвол".
проф. Троицкий И.Е. К вопросу о сближении армянской
церкви с православной//Христианское чтение. СПб, 1869. N 5 (май). С. 723-726
имя. слово. богословие. > слово немощно
св. Василий Великий
"Всякое богословное речение как не выражает всей мысли
отвечающего, так не удовлетворяет желанию спрашивающего, потому что слово
умопредставляемому нами оказывает обыкновенно немощную какую-то услугу. Поэтому,
если мысль наша немощна, а язык недостаточнее и мысли, то чего надлежало бы нам
ожидать в рассуждении сказанного, кроме обвинения в скудости слов? Однако по
этой причине невозможно было обойти молчанием предложенного вопроса. Тот в
опасности изменить истине, кто любящим Господа не дает охотно ответов о Боге".
св. Василий Великий. К другу Григорию//Творения: в 3-х т.
СПб., 1911. Т. 3. С. 14
имя. слово. внутреннее
еп. Немезий Эмесский
"Внутреннее слово есть движение души, происходящее в
рассудке без всякого внешнего выражения".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С.
Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 14. О внутреннем слове и
произносимом. С. 74
имя. слово. внутреннее. V внешнее. неипостасное
св. Иоанн Дамаскин
"Слово... есть и естественное движение ума, согласно с
которым он и движется, и мыслит, и рассуждает; оно есть как бы свет его и
сияние. С своей стороны, бывает слово// внутреннее, произносимое в сердце. И
опять: слово произносимое есть вестник мысли. Итак, Бог-Слово есть и
самостоятельно (oysiodis), и ипостасно; остальные же три слова суть силы души,
которые не созерцаются в их собственной ипостаси; первое из них есть
естественное порождение ума, естественным образом всегда из него изливающееся;
второе же называется внутренним, а третье - произносимым".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 1. Гл. 13. С. 40-41
имя. слово. внутреннее. V произносимое
св. Иоанн Дамаскин
"...разумная часть души разделяется как на внутреннее
слово, так и на произносимое. Внутреннее же слово есть движение души,
происходящее в той части, которая рассуждает, без какого-либо восклицания..."
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 21. О внутреннем слове и
произносимом. С. 93
имя. слово. внутреннее. V произносимое
св. Иоанн Дамаскин
Внешнее слово происходит из внутреннего.
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 22. О страсти и деятельности
(энергии). С. 96
имя. слово. V естество
Седьмой Вселенский Собор
"Святой Григорий Богослов так говорит: "если естества
отдельно представляются нашим мышлением, то различаются и имена". Да и весьма
многие из отцов держались этой мысли; потому что и по самой истине это
оказывается так".
Опровержение коварно составленного толпою
христиано-обвинителей и лжеименного определения. Деяние 6-е Седьмого Вселенского
Собора//Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. 2-е изд. Казань,
1891. Т. 7. С. 268
имя. слово.= знак. животное. язык. условность. соглашение
Аристотель
Имена "имеют значение в силу соглашения, ведь от природы
нет никакого имени. А [возникает имя], когда становится знаком, ибо
членораздельные звуки, хотя и выражают что-то, как, например, у животных, но ни
один из этих звуков не есть имя".
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 2. 16a. С. 94
имя. слово. значение
Аристотель
"...слово... что-то обозначает, и притом что-то одно".
Аристотель. Метафизика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль",
1975. Т. 1. Кн. 4. Гл. 4. 1006b. С. 127
имя. слово. Имя Божие
св. Григорий Нисский
"...если, наименования, как говорит Евномий, показывают
свойство', свойство' же усматривается в предметах, а не в простых звуках имен
(под именем же предметов, которые умопредставляются сами по себе, если не дерзко
так выразиться, разумею Отца и Сына), то станет ли кто оспаривать, что сам
защитник хулы едва не увлечен, не примечая того, в защитники благочестивого
учения, сам собой опровергая собственные свои слова, и проповедуя в божественных
догматах общность сущности?"
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1863. Ч. 5. Кн. 3. Гл. 4. С. 412
имя. слово. Имя Божие
св. Григорий Нисский
"Весьма большая разность в означаемом каждым из этих имен
[рождение и тварь], и с рассудительностью пользующемуся речениями надлежит
употреблять слова, имея ввиду подлежащее, чтобы не произошло у нас слитности
понятий, когда одни речения изменять станем в другие, несвойственные их
значению".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1863. Ч. 5. Кн. 3. Гл. 7. С. 431
имя. слово. Имя Божие. иносказание
св. Григорий Нисский
"...если признает, что Сын, как действительное рождение,
усвояет Себе такое // отношение имен, то имеет ли какой повод подобную причину
наименований прилагать к называемым в переносном смысле, по несобственному
словоупотреблению, и там, где, как говорит Евномий, естественное отношение
присвояет себе таковое название?"
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1863. Ч. 5. Кн. 3. Гл. 6. С. 422-423
имя. слово. иносказание
Аристотель
"...все иносказательное неясно".
Аристотель. Топика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль",
1978. Т. 2. Кн. 6. Гл. 2. 139b. С. 463
имя. слово. иносказание
Аристотель
"...поскольку имена неясны, спорить о них нельзя;
поскольку же неизвестно, неясны ли они в силу того, что их употребляют в
переносном смысле, они не допускают порицания".
Аристотель. Топика// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль",
1978. Т. 2. Кн. 8. Гл. 3. 158b. С. 514
имя. слово. иносказание
Бирдсли, Монро
Монро Бирдсли опровергает теорию "импорта" незнакомого
объекта, которая говорит, что "метафора вводит в контекст чуждый ему и не
названный объект" (Бирдсли Монро. Метафорическое сплетение//Теория метафоры. М.:
"Прогресс", 1990. С. 202).
Как пишет Бирдсли, теория "импорта" ошибочна, потому что
"тем самым мы привносим в толкование [подлежащего] неконтролируемый поток
воображения" (203). Также "если метафора - это сравнение, то оказывается
возможным задаваться вопросом о том, является ли она "подходящей" или же,
напротив, "неестественной"...Однако корректный вопрос сводится к тому, что
означают эти слова".
Бирдсли, Монро. Метафорическое сплетение//Теория
метафоры. М.: "Прогресс", 1990. С. 204
имя. слово. иносказание. незнание
св. Иоанн Златоуст
"Приписывая Богу величие, мы употребляем несобственное
выражение, но так как нет другого выражения, то и употребляем слова, какие
можем. Так, называя Бога высочайшим, я не определяю Его места, но выражаю высоту
и величие существа Его, которое превышает и превосходит все".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 143//Творения: В 12 т.
СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 514
имя. слово. иносказание. Писание
св. Григорий Нисский
"...упоминая о перстах у Бога, и руке, и мышце, не
описывает словом устройства сих членов из костей, и нервов, и плоти, и связок, а
обозначает сими наименованиями Его деятельную и действующую силу..."
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 8, Гл. 4. С. 116
имя. слово. иносказание. Писание
св. Иоанн Златоуст
"Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то
не должно оставлять этого. Иногда нужно и [в словах Писания] подразумевать нечто
другое, а иногда нужно понимать их только так, как они сказаны, например: "в
начале сотвори Бог небо и землю" (Быт. 1:1). А иные должно понимать иначе,
нежели как они сказаны..."
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 9//Творения: В 12 т. СПб.,
1899. Т. 5. Кн. 1. С. 115
имя. слово. иносказание. Писание
св. Иоанн Златоуст
"...а в других местах нужно принимать и сами слова, и
подразумевать другой, выражаемый ими, смысл, - например, в словах: "якоже Моисей
вознесе змию" (Ин. 3:14). Здесь надобно верить, что это было, а было
действительно, - и разуметь выражаемый этим прообраз Христа".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 9//Творения: В 12 т. СПб.,
1899. Т. 5. Кн. 1. С. 116
имя. слово. иносказание. Писание. прообраз. Исаак.
Авраам. крест. агнец. Пасха
св. Иоанн Златоуст
"А иное нужно принимать в двояком смысле, чувственном и
духовном, - как, например, в событии с сыном Авраамовым (Быт. гл. 22): мы видим,
что сын был приносим в жертву, но под этим действием с сыном разумеем и нечто
другое таинственное, именно крест. Также в агнце египетском мы видим образ
страданий [Христовых]".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 46//Творения: В 12 т. СПб.,
1899. Т. 5. Кн. 1. С. 215
имя. слово. истинное именование
св. Василий Великий
"...истинные имена суть признаки сущности именуемых".
св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь
злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 4. С. 530
имя. слово. истинное именование
св. Григорий Нисский
"...истинное сродство// названий с предметами постоянно".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 7, Гл. 2. С. 81-82
имя. слово. истинное именование. как Бог говорит с
человеком
св. Григорий Нисский
"...каковы естество и истина существ, так судит о них и
называет их Бог, давая названия не вопреки их существу, но с тем, дабы
означаемое было вполне ясно, быв выражено в свойственных оному названиях".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 392
имя. слово. истинное именование. как Бог говорит с
человеком
св. Григорий Нисский
"Долготерпелив, и многомилостив, и истинен" Бог, говорит
Давид (Пс. 144:8). Но как истинен тот, который ложно представляет вещи, и
изменяет истину в значениях имен?"
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 393
имя. слово. истинное именование. как Бог говорит с
человеком
св. Григорий Нисский
"Что Бог допускает беседу с // человеком, причиной того
мы полагаем человеколюбие. Но так как малое по природе не может возвыситься над
своей мерой и достигнуть превосходящей природы Вышнего, посему Он, низводя
человеколюбивую силу до нашей слабости, сколько нам возможно принять, уделяет
Свою благодать и что нам на пользу. Ибо, как по устроению Божию, солнце, умерив
чрез посредство воздуха чрезмерность и чистоту лучей, доставляет соразмерный
принимающим блеск и теплоту, само по себе будучи недоступно по слабости нашей
природы: так и сила Божия, сходно с приведенным нами примером, бесконечно
превышая нашу природу и будучи недоступна для общения, как бы какая
благоутробная матерь, подражающая бессмысленному лепету младенцев, то уделяет
человеческой природе, что она в состоянии принять. Поэтому в различных
богоявлениях людям она и принимает человеческий вид, и по-человечески говорит, и
облекается в гнев и милость и подобные [человеческие] страсти, чтобы чрез все
свойственное нам руководима была младенческая наша жизнь, наставлениями
Провидения будучи приводима в связь с Божеской природой. Ибо, что неблагочестиво
почитать естество Божие подверженным какой-либо страсти удовольствия, или
милости, или гнева, этого никто не будет отрицать даже // из мало внимательных к
познанию истины сущего. Но хотя и говорится, что Бог веселится о рабах Своих и
гневается яростью на падший народ, потом, что Он милует, его же аще милует, так
же щедрит (Исх. 33:19), но каждым, думаю, из таковых изречений общепризнанное
слово громогласно учит нас, что посредством наших свойств провидение Божие
приспособляется к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху по страху наказания
удерживали себя от зла, увлеченные прежде грехом не отчаявались в возвращении
чрез покаяние, взирая на милость, а тщательно и право ведущие жизнь более
восторгались добродетелями, как веселящие своей жизнью Надзирателя добрых. Но
как нельзя назвать глухонемым разговаривающего с глухонемым посредством видимых
знаков, которые он привык понимать, так нельзя приписывать Богу человеческого
слова на том основании, что Он употреблял его с людьми по домостроительству. Ибо
и мы обыкновенно управляем неразумными животными посредством шиканья, понукания
и свиста; но не то у нас слово, которым мы действуем на слух неразумных
животных, а то, которым по природе пользуемся между собой; а в отношении к
животным достаточно употреблять соответственный крик и какой-нибудь вид звука".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 427-429
имя. слово. истинное именование. как Бог говорит с
человеком
св. Кирилл Александрийский
"Говорит-то ведь Моисей, а Бог отвечает ему гласом (Исх.
19:19), не Своим, конечно, голосом, - этого не говорится, - но просто и без
всяких определений "голосом - phone", издаваемым чудесно по-человечески чрез
произнесение слов... В этом прообраз. Теперь посмотрим на истину. Так, в святых
евангелиях находишь Господа говорящим: "Отче, прославь Твоего Сына!" - а Отца
отвечающим посредством голоса: "и прославил и опять прославлю" (Ин. 12:28). Что
то в действительности не был голос Бога и Отца, показал Спаситель, сказав
присутствовавшим тогда: "не ради Меня голос сей произошел, но ради вас" (Ин.
12:30). Как видишь, ясно выразил, как "произошел" - gegonen - голос, так как
неестественно думать, чтобы Божественная Природа пользовалась голосом
посредством звука, хотя и сообразуется с нашими нуждами // и говорит подобно нам
из промыслительных целей".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 3. Гл. 2. С.
397-398
имя. слово. истинное именование. познание.
непознаваемость. сущность. умопостигаемая. смысл. V звук. синонимия
св. Григорий Нисский
"...поелику разум заботится о высоком и незримом, чего не
достигают чувства (я говорю о Божеском и неизреченном естестве, относительно
которого было бы дерзко и мыслить что-нибудь по поверхностному разумению, а еще
более дерзко каким ни попало выражениям доверять изъяснение находящейся в нас
мысли); то мы, оставляя без внимания звук речений, так или иначе произносимый по
мере способности говорящих, обращаем внимание на один смысл, который открывается
в словах, здрав ли он или нет, предоставив искусству грамматиков эти тонкости
употребления речений или имен. Поелику одно только доступное познанию мы
обозначаем посредством названия именем, а то, что выше познания, невозможно
понять при помощи каких-либо служащих для означения названий (ибо как мог бы
кто-нибудь означить неведомое?), то не находя никакого соответственного
названия, которое бы удовлетворительно представило предмет, принуждены бываем
многими и // различными именами, сколько то возможно, раскрывать находящееся в
нас понятие о Божестве".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 490-491
имя. слово. истинное именование. познание. сущность.
умопостигаемая. чувственная
св. Григорий Нисский
"Всякое слово, то есть истинное слово, есть звук,
обозначающий какое-либо движение мысли, а всякое действие и движение здравого
рассудка относится к познанию и умопредставлению существующего, сколько это
возможно. Естество же существующего разделяется на две части: на постигаемое
умом и чувствами.// Но знание явлений чувственных, по причине легкости
уразумения, одинаково у всех, так как свидетельство чувств не дает никакого
повода к недоумению касательно суждения о предметах... В созерцании же
умопостигаемого естества, поелику оно превышает чувственное уразумение, разум по
догадкам стремится уловить то, что убегает от чувств; каждый иначе идет к
искомому и соответственно рождающемуся у каждого разумению о предмете, сколько
то возможно, выражает мысль, сближая, сколь возможно более, значение речений с
сущностью понимаемого. При этом часто то, о чем заботимся, удачно достигается с
той и другой стороны, когда и разум не погрешает относительно искомого и звук
метко выражает мыслимое посредством соответственного изъяснения. А иногда
случается неудача и в том и другом, или в одном чем-либо, когда прилагается не
так как должно, или постигающий рассудок, или способность изъяснения".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 488-489
имя. слово.= мысль
св. Григорий Нисский
"...устремление мысли часто в Писании называется
"словом".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 371
имя. слово. наречение имен. сотворчество
св. Ефрем Сирин
"Нет невозможности человеку изобрести немногие имена и
сохранить их в памяти. Но превышает силы человеческого естества и трудно для
него в один час изобрести тысячи имен, и последним из именуемых не дать имени
первых. Человек мог дать многие имена многим родам гадов, зверей, скотов и птиц,
но не наречь одного рода именем другого есть уже дело Божие; а если и человеком
это сделано, то дано ему сие от Бога. Если же Бог даровал человеку владычество,
соделал его участником в творчестве, облек славой, дал ему эдемский сад: что еще
оставалось сделать, и чего еще не было сделано для того, чтобы человек тщательно
хранил заповедь?"
св. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на
книгу Бытия//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1901. Т. 6. Гл. 2. С. 234
имя. слово.= неипостасное.= знак. > слово не имеет
существенной самостоятельности
св. Григорий Нисский
"...никакое имя само по себе не имеет существенной
самостоятельности, но всякое имя есть некоторый признак и знак какой-либо
сущности и мысли, сам по себе и не существующий и не мыслимый".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 495
имя. слово. произносимое
еп. Немезий Эмесский
"Слово же произносимое проявляется в звуке и разговорах".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С.
Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 14. О внутреннем слове и
произносимом. С. 74
имя. слово. произносимое
св. Иоанн Дамаскин
"Слово же произносимое получает свою силу в звуке и
разговорах; то есть то слово, которое произносится языком и устами... ; и оно
есть вестник мысли".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 2. Гл. 21. О внутреннем слове и
произносимом. С. 93
имя. слово. происхождение имен. сложные предметы.
синонимия
св. Григорий Нисский
"...вещи... вследствие находящейся в каждом природной
способности, именуются каким-либо служащим для означения их звуком, так что
название соглашается с предметом, сообразно с местным у каждого народа обычаем.
Но поелику большая часть вещей, усматриваемых в творении, имеют не простое
естество, так чтоб предмет мог быть вполне выражен словом (так в огне: иное
здесь предмет по своей природе подлежащий названию, и иное - название,
обозначающее предмет; первый есть нечто светящее, жгущее и истребляющее то
вещество, которое охватит, а название есть некий короткий звук, выражаемый
одним// слогом: "pir"); то посему слово, разделяя усматриваемые в огне силы и
качества, каждое именует особенно, и... никто не скажет, что дано только одно
имя огню, когда поименовывает или светлость, или истребительность, или другое
какое из замечаемых в нем качеств, потому что эти названия служат для
обозначения естественно принадлежащих ему свойств".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 373-374
имя. слово. разум
св. Ириней Лионский
"Наш язык, как телесный, недостаточно служит быстроте
человеческого разума по его духовной природе, почему наше слово задерживается в
нас и произносится не сразу, как оно зачато умом, но по частям, сколько может
язык служить ему".
св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения.
М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 2. Гл. 28. С. 193
имя. слово. синонимия
св. Григорий Нисский
"...в самом предмете различие имен, приписываемых ему, не
производит никакого разделения".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 451
имя. слово. смысл
Лейбниц Г.В.
"...verba non dant conceptus, sed supponunt [слова не
дают понимания смысла, но предполагают его]. Это почти так же, как в случае со
знаками: они дают нам средство отыскать то, чего мы не могли бы найти без них.
Однако при этом всегда нужно иметь в виду их значение".
Лейбниц Г.В. Письмо Фуше//Сочинения в 4-х т.
М.:"Мысль",1984. Т. 3. С. 292
имя. слово. смысл. безусловность
догматической
терминологии
кнн. Ширинские-Шихматовы
"Вот тебе слово в слово, что значится в чиноположении
архиерейском: "Клянуся и еще Всемогущим Богом, что вся сия [церковное о вере
учение], мною ныне обещаваемыя, не инако толкую во уме своем, яко провещаваю
устами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанные зде// слова
чтущим и слышащим являют".
Письмо кн. Алексея и Павла к кн. Сергию от 18 апреля 1830
г.//о. Василий Жмакин. Материалы для истории русской богословской мысли
тридцатых годов текущего столетия. Из переписки братьев князей
Ширинских-Шихматовых. СПб. 1890. С. 53-54; 59
имя. слово. смысл. догматика
1 Кор. 15:11
"Мы так проповедуем, и вы так уверовали".
имя. слово. способность примышления. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
"...изобретение речений относится к силе разума, данной
Богом естеству человеческому".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 344
имя. слово. способность примышления. различение понятий.
раздельность. > имена даны людьми
св. Григорий Нисский
"...звуки, служащие для распознания существующих вещей,
посредством которых разум означает каждую порознь, чтобы дать точное и неслитное
познание о ней, суть дело и изобретение способности слова, сама же сия
способность слова и естество есть дело Божие".
св. Григорий Нисский. Опровержение Евномия// Творения.
М.,1864. Ч. 6. Кн. 12, часть 2. Опровержение второй книги Евномия. С. 364
имя. слово. V сущность
св. Афанасий Великий
"А если Он - Сын, что и действительно; о Сыне же
исповедуется, что Он не отвне, но от Родившего, то пусть... не спорят о
речениях, если о Самом Слове вместо речения "родившему" святые употребляют
речение: "Сотворившему", как будто бы это речение безразлично с первым, пока
исповедуется то, что согласно с естеством. Ибо речения не уничтожают естества,
скорее же естество переменяет значение присвояемых ему речений. Речения - не
первоначальнее сущностей, но сущности суть первое, а речение - второе по них".
св. Афанасий Великий. На ариан Слово второе//Творения: В
4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 3. С. 264
имя. слово. V сущность
св. Афанасий Великий
"Вот и о рожденных говорили (Ис. 38:19; 4 Цар. 20:18),
что они были и сотворены, зная, что как скоро признаются сынами, нет разности,
если и скажет кто: "быша", или "стяжах" (Быт. 4:1), или "сотвори", потому что
мысль сама собой останавливается на естестве и действительности".
св. Афанасий Великий. На ариан Слово второе//Творения: В
4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 5. С. 267
имя. слово. V сущность
св. Афанасий Великий
"Как скоро исповедуем, что Сын сделался человеком,
можно... без различия сказать о Нем, что Он сделался, или сотворен, или создан,
или образован, или есть раб, или сын рабыни, или сын человеческий, или
поставлен, или отошел, или есть жених, или братанич, или брат; потому что все
эти речения свойственны человеческому состоянию, и подобные этим выражения
означают не сущность Слова, но что Слово сделалось человеком".
св. Афанасий Великий. На ариан Слово второе//Творения: В
4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 11. С. 275
имя. слово. V сущность
св. Афанасий Великий
Если поверить савеллианам "все совершающееся уже будет
одна игра, потому что являлось не в действительности, а только под именем".
св. Афанасий Великий. На ариан Слово четвертое//Творения:
В 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 2. Гл. 25. С. 483
имя. слово. V сущность
св. Василий Великий
"Если "нерожденный" есть имя, то уже - не сущность, ибо
имена только означают сущности, а не сами суть сущность. Если же слово "нерожденный"
есть сама сущность, то пусть скажут ее имя, ибо мы познаем не по сущностям, а по
именам и по действиям, особенно же так познаем существа бестелесные".
св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь
злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. Кн. 4. С. 535
имя. слово. точность выражений Писания. речь без слов
св. Иоанн Златоуст
"Разумей звание мое" (Пс. 5:2). "Званием" пророк называет
здесь не звук голоса, но расположение души. Так и Моисею, хотя он молчал,
Господь сказал: "что вопиеши ко Мне?" (Исх. 14:15). Не сказал: о чем молишься
Мне, но: что взываешь ко Мне, - потому что Моисей приступал к Нему с сильным
расположением души. А дабы ты видел, что и здесь Он говорит не о вопле, но о
расположении души и напряженном обращении к Богу, он не сказал: услышь вопль
мой, но что? "Разумей", то есть познай. Так пророк, хотя употребляет
человеческие слова, но в самих человеческих словах точно выражает, что он хочет
сказать. "Вонми гласу моления моего" (Пс. 5:3). Опять разумеет глас внутренний.
Так взывала и Анна (1 Царств. 1:13)".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 5//Творения: В 12 т. СПб.,
1899. Т. 5. Кн. 1. С. 40
имя. слово. условность
Арно А. и Николь П.
Гоббс: "Рассуждение, возможно, представляет собой не что
иное, как соединение и связывание имен при помощи слова 'есть'. Отсюда следовало
бы, что посредством разума мы вообще ничего не заключаем относительно природы
вещей, а только судим об их наименованиях; иными словами, мы просто смотрим,
хорошо или плохо мы соединяем имена вещей с точки зрения наших произвольных
соглашений относительно их значения".[Возражение на "Размышления" Декарта.
Четвертое возражение].
Далее этот автор прибавляет: "Если это так, как оно,
возможно, и есть, то рассуждение будет зависеть от слов, слова - от воображения,
а воображение, вполне возможно, зависит от движения телесных органов, и, таким
образом, наша душа [mens] окажется не чем иным, как движением в некоторых частях
обладающего органами тела".
...Соглашения, о которых говорит этот философ,
свидетельствуют лишь о согласии людей считать определенные звуки знаками идей,
имеющихся в нашем уме. Так что если бы мы не располагали//, кроме имен, еще и
идеями вещей, эти соглашения были бы невозможны, как невозможно посредством
какого бы то ни было соглашения внушить слепому, что означают слова "красное",
"зеленое", "синее", ибо, не имея этих идей, он не может соединить их с
каким-либо звуком.
К тому же, поскольку разные народы дали различные имена
даже самым ясным и простым вещам, таким, например, как объекты геометрии, они не
могли бы делать одинаковые умозаключения относительно одних и тех же истин, если
бы рассуждение было всего лишь соединением имен при помощи слова 'есть'.
Арно А. и Николь П. Логика, или искусство мыслить.
М.:"Наука", 1991. Ч. 1. Гл. 1. С. 35-36
имя. слово. условность
Арно А. и Николь П.
"Когда говорят, что значение слов произвольно, в слове
'произвольно' кроется двусмысленность. Действительно, такую-то идею соединяют с
таким-то звуком, а не с другим совершенно произвольно, но сами идеи отнюдь не
являются чем-то произвольным и не зависят от нашей фантазии, по крайней мере те
из них, которые ясны и отчетливы".
Арно А. и Николь П. Логика, или искусство мыслить.
М.:"Наука", 1991. Ч. 1. Гл. 1. С. 36
имя. слово. условность
Арно А. и Николь П.
"...определения имен произвольны, а определения вещей -
нет. Ибо всякий звук по природе своей может обозначать любую идею, и поэтому мне
позволительно для своего частного употребления, при условии что я предуведомлю
других, обозначить тем или иным звуком строго определенную вещь, не смешивая ее
ни с какой другой. Совершенно иначе обстоит дело с определениями вещей. Ведь от
нашей воли не зависит, чтобы идеи содержали то, что нам хотелось бы, и если мы,
желая их определить, включаем в них нечто такое, что в них не содержится, мы с
необходимостью впадаем в заблуждение".
Арно А. и Николь П. Логика, или искусство мыслить.
М.:"Наука", 1991. Ч. 1. Гл. 12. С. 83
имя. слово. условность
Арно А. и Николь П.
"Человек, который установил бы для себя, что определенные
вещи обозначают какие-то другие вещи, был бы смешон, если бы он, никого не
предупредив, позволил себе давать этим воображаемым знакам имена этих вещей и
говорил, к примеру, что камень - это лошадь, осел - персидский шах, потому что
он установил для себя эти знаки".
Арно А. и Николь П. Логика, или искусство мыслить.
М.:"Наука", 1991. Ч. 2. Гл. 14. С. 157
имя. слово. условность
Лейбниц Г.В.
"...в строго метафизическом смысле слова не существует
чисто внешнего наименования по причине реальной связи вещей".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом
разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 2. Гл. 25. С. 228
имя. слово. условность
Лейбниц Г.В.
"...в схоластической философии, да и вообще принято
говорить, что значения слов произвольны (ex instituto). И действительно, они
вовсе не определяются в силу естественной необходимости, но они все же
определяются иногда по естественным основаниям, в которых имеет некоторое
значение случай, а иногда по моральным основаниям, где имеет место выбор".
Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом
разумении//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1983. Т. 2. Кн. 3. Гл. 2. С. 279
имя. слово. условность
Лейбниц Г.В.
"...даже если имена и произвольны, следование однажды
установленным для них значениям необходимо и связано с некоторыми истинами,
которые, если и зависят от установленных обозначений, все же являются
реальными..."
Лейбниц Г.В. Об универсальном синтезе и анализе, или об
искусстве открытия и суждения//Сочинения в 4-х т. М.:"Мысль",1984. Т. 3. С. 119
имя. слово. условность. соглашение
Аристотель
Имена "имеют значение в силу соглашения, ведь от природы
нет никакого имени. А [возникает имя], когда становится знаком, ибо
членораздельные звуки, хотя и выражают что-то, как, например, у животных, но ни
один из этих звуков не есть имя".
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 2. 16a. С. 94
имя. слово. условность. соглашение
Аристотель
"Всякая речь что-то обозначает, но не как естественное
орудие, а... в силу соглашения".
Аристотель. Об истолковании// Сочинения: В 4-х т. М.: "Мысль", 1978. Т. 2. Гл. 4. 17a. С. 95
имя. слово. человеческое
св. Ефрем Сирин
"...слово не произносится прежде, чем оно образуется, так
как природа слова рожденная".
св. Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие//
Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1914. Т. 8. Гл. 1. С. 13
имя. слово. человеческое
св. Иоанн Дамаскин
Человеческое слово: неипостасное, "начало свое бытие и
имеет окончить его".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 1. Гл. 6. С. 10
имя. слово. человеческое
св. Иоанн Дамаскин
Человеческое слово: безличное, изливается в воздух.
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 1. Гл. 6. С. 11
имя. слово. человеческое
св. Иоанн Дамаскин
"...так как наша природа подвержена смерти и легко
разрушима, то поэтому и слово наше - безлично".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 1. Гл. 6. С. 11
имя. слово. человеческое. V Слово Божие
св. Иоанн Дамаскин
"Должно же, чтоб Слово имело и Духа. Ибо и наше слово не
лишено дыхания. Впрочем, в нас дыхание - // чуждо нашего существа. Ибо оно есть
влечение и движение воздуха, вовлекаемого и изливаемого для сохранения тела в
хорошем состоянии. Что именно во время восклицания и делается звуком слова,
обнаруживая в себе силу слова".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 1. Гл. 7. С. 11-12
имя. слово. человеческое. тождество с умом
св. Иоанн Дамаскин
"Ибо, как наше слово, выходя из ума, ни всецело
тождественно с умом, ни совершенно различно, потому что, будучи из ума, оно есть
иное сравнительно с ним; обнаруживая же сам ум, оно уже не есть всецело иное
сравнительно с умом, но, будучи по природе одним, оно является другим по
положению. Так и Слово Божие, тем, что Оно существует Само по Себе, различно в
сравнении с Тем, от Кого Оно имеет Ипостась. Если же принять во внимание то
обстоятельство, что Оно показывает в Себе то, что усматривается в отношении к
Богу, то Оно - тождественно с Тем по природе".
св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной
веры//пер. А. Бронзова. СПб.,1894. Кн. 1. Гл. 6. С. 11
имя. слово. язык. отвлечение
Боас, Франц
"Когда мы говорим: "Глаз есть орган зрения", индеец может
оказаться неспособным образовать выражение "глаз", может быть, ему придется
указывать, имеется ли в виду глаз человека или глаз животного. Индеец может
также оказаться неспособным легко обобщить отвлеченную идею глаза, как
представителя целого класса объектов; но, может быть, ему придется
специализировать мысль выражением вроде "этот глаз здесь". Далее, он, пожалуй,
не в состоянии выразить одним термином идею "органа", но ему придется подробно
определять ее при посредстве выражения вроде "орудия видения", так что вся фраза
может принять форму вроде "глаз неопределенного лица есть орудие его видения".
Все же следует признать, что общая идея может быть хорошо выражена в этой более
специфической форме. Кажется весьма сомнительным, насколько в самом деле можно
считать ограничение употребления известных грамматических форм препятствием при
формулировке обобщенных идей. Гораздо вероятнее, что отсутствие этих форм
обусловлено отсутствием надобности в них. Первобытный человек, разговаривая со
своим собратом, не имеет обыкновения рассуждать об отвлеченных идеях".
Боас, Франц. Ум первобытного человека//пер. А.М. Водена.
М.-Л.:ГИЗ, 1926. С. 82
имя. число
св. Ириней Лионский
"Он показывает число имени, чтобы мы остерегались, когда
он придет, зная, кто он; имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть
возвещенным от Духа Святаго. Ибо если бы оно было возвещено Им, то может быть он
пребывал бы долгое время. А теперь, так как "он был и нет его, и выйдет из
бездны и пойдет в погибель" (Откр. 17:8), как будто бы не существовал, то и имя
его не возвещено, ибо имя несуществующего не возвещается".
св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей// Творения.
М.:"Православный паломник", "Благовест", 1996. Кн. 5. Гл. 30. С. 512
искусство
Седьмой Вселенский Собор
"...все низкие искусства, отвлекающие от цели заповедей
Божиих, должны быть отвергаемы, но искусства иного рода, искусства полезные в
жизни, не носят на себе ничего непристойного и не презирались и не отвергались
Святыми отцами нашими. Так и искусство живописное. Если им кто-либо пользуется
для изображения чего-либо позорного, то оно должно быть презираемо и
отвергаемо... Никто из благомыслящих не будет также позорить искусства, если
посредством его приготовляется что-нибудь полезное для нужд этой жизни. Нужно
только иметь ввиду цель и образ, каким совершается произведение искусства: если
оно для благочестия, то оно должно быть принимаемо, если же для чего-либо
позорного, то оно ненавистно и должно быть отвергнуто".
Опровержение коварно составленного толпою
христиано-обвинителей и лжеименного определения. Деяние 6-е Седьмого Вселенского
Собора//Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе. 2-е изд. Казань,
1891. Т. 7. С. 222-223
Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"