искушение - иудеи
искушение
св. Феофан Затворник
исследование. обсуждение
еп. Немезий Эмесский
истина
св. Ефрем Сирин
истина. благодать. > человек был виновен в неприятии
истины, и за то недостоин ее нового откровения; и потому потребна была благодать
св. Филарет Московский
истина. истина Христианская. истина естественная
св. Филарет Московский
истина. истинная жизнь
св. Филарет Московский
история. доисторические времена. Библия
св. Филарет Московский
Иуда Искариот
св. Ефрем Сирин
Иуда Искариот
блж. Феофилакт Болгарский
иудеи
1 Фесс. 2:15-16
иудеи
Втор. 32:8-9
иудеи
Втор. 32:8-9
иудеи
св. Афанасий Великий
иудеи
блж. Феофилакт Болгарский
иудеи
Иоанн Кантакузин
иудеи
св. Феофан Затворник
иудеи. Домостроительство. > Христос разрушил и покорил
согражденное диаволом против человеческой природы тление
св. Кирилл Александрийский
иудеи. устройство колен
Иоанн Кантакузин
иудеи. V христиане
св. Кирилл Иерусалимский
иудеи. язычники
Рим. 3:29-30
иудеи. V язычники
св. Афанасий Великий
иудеи. V язычники
св. Василий Великий
иудеи. V язычники
св. Иоанн Златоуст
иудеи. V язычники
блж. Августин
иудеи. V язычники
св. Кирилл Александрийский
иудеи. V язычники
св. Феофан Затворник
иудеи. V язычники. вездесущие Божие
св. Иоанн Златоуст
иудеи. V язычники. врожденные понятия. естественный
закон.= совесть
св. Иоанн Златоуст
иудеи. V язычники. врожденные понятия. естественный
закон.= совесть
св. Феофан Затворник
иудеи. V язычники. Праотцы
св. Кирилл Александрийский
иудеи. V язычники. Промысл
св. Иоанн Златоуст
иудеи. V язычники. свойство. устойчивое. постоянно
присущее. > почитаю совершенно невозможным для Премудрости всяческих не
совершать того, что подобает Премудрости
св. Кирилл Александрийский.
искушение
св. Феофан Затворник
"Искушение вас не достиже точию человеческое; верен же
Бог, Иже не оставит вас искуситися паче еже можете, но сотворит со искушением и
избытие, яко возмощи вам понести" (1 Кор. 10:13).
"Значит есть искушения, которых нельзя перенести? Есть.
Какие же? Можно сказать: все; ибо возможность переносить их зависит от помощи
Божией, которую мы приобретаем собственным нашим расположением. Не только
искушений, превышающих силы наши, но и человеческих мы не можем переносить без
помощи свыше; даже умеренных искушений мы не можем переносить собственной силой,
но и в этом случае имеем нужду в помощи Божией, дабы преодолеть, а прежде нежели
преодолеем - переносить их" (св. Иоанн Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Первого послания святого
апостола Павла к коринфянам//изд. 2-е. М.,1893. С. 363
исследование. обсуждение
еп. Немезий Эмесский
"...мы исследуем: больше ли Солнце Земли, но никто не
говорит: "Я обсуждаю, больше ли Солнце Земли". Действительно, исследование есть
род обсуждения, а потому понимается гораздо шире: ведь всякое обсуждение есть
некоторое исследование, но не всякое исследование есть обсуждение".
еп. Немезий Эмесский. О природе человека//пер. Ф.С.
Владимирского. М.:Канон+, ОИ "Реабилитация",1998. Гл. 34. Чего касается
обсуждение. С. 113
истина
св. Ефрем Сирин
"Итак, братия, позаботимся об истине, чтоб истина
ограждала нас".
св. Ефрем Сирин. На слова: "Вонми себе" (Втор. 4:9)
двенадцать глав//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1907. Т. 1. Глава 10. С.
311
истина. благодать. > человек был виновен в неприятии
истины, и за то недостоин ее нового откровения; и потому потребна была благодать
св. Филарет Московский
"Благодать и истина Иисусом Христом бысть" (Ин. 1:17), -
говорит возлюбленный ученик Его. Почему прежде благодать, и потом истина? -
Потому, что человек не только не знал истины, но и был виновен в неприятии
истины, и за то недостоин ее нового откровения; и потому потребна была
благодать, преизбыточествующая милость, чтобы удостоить его нового и высшего
откровения истины. Какого откровения истины? - Тот же возлюбленный ученик
объясняет: "Бога никто же виде нигде же; Единородный Сын, сый в лоне Отчи Той
исповеда" (Ин. 1:18);- исповедал Бога, не только как Творца и Вседержителя, но,
что особенно и дивно, и вожделенно, как Отца, милующего, любящего и спасающего.
"Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк
веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный" (Ин. 3:16)".
св. Филарет Московский. Слово в день совершившегося
столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.//Сочинения в 5-ти т.
М., 1885. Т. 5. С. 297
истина. истина Христианская. истина естественная
св. Филарет Московский
"Неужели думают, что истина Божия и Христова есть нечто
постороннее для истины естественной, полезной человеку и обществу человеческому,
и что последняя так же может жить без первой, как и в соединении с нею?"
св. Филарет Московский. Слово в день совершившегося
столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.//Сочинения в 5-ти т.
М., 1885. Т. 5. С. 297
истина. истинная жизнь
св. Филарет Московский
"Путем истины стремитесь к истинной жизни".
св. Филарет Московский. Слово в день совершившегося
столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.//Сочинения в 5-ти т.
М., 1885. Т. 5. С. 299
история. доисторические времена. Библия
св. Филарет Московский
"Остерегись, чтобы не впасть в языческое баснословие,
доверчиво следуя тем, которые в глубине древности мира указывают, так названные
ими, доисторические времена. У язычников басня поглотила истину древних событий:
мы имеем истинную книгу бытия, в которой нить бытия человеческого начинается от
Бога и первого человека, и не прерывается, доколе наконец входит в широкую ткань
разнородных преданий и бытописаний".
св. Филарет Московский. Слово в день совершившегося
столетия Императорского Московского Университета. 1855 г.//Сочинения в 5-ти т.
М., 1885. Т. 5. С. 298
Иуда Искариот
св. Ефрем Сирин
"Иуда знал, что делал, потому что опытно изведал
благодать. И Господь говорил ему: "лобзанием ли Мя предаеши?" (Лк. 22:48). И
сознавая Божество, он побежден был сребролюбием".
св. Ефрем Сирин. Обличение себе самому и
исповедь//Творения: В 8-ми томах. Сергиев Посад, 1907. Т. 1. С. 181
Иуда Искариот
блж. Феофилакт Болгарский
"...Господь говорит: "впрочем Сын Человеческий идет, как
писано о Нем" (Мф. 26:24), то есть, если Христу и было предопределено пострадать
для спасения мира, однако по этой причине вовсе не следует чтить Иуду. Напротив,
горе ему, потому что он сделал это вовсе не для того, чтобы посодействовать воле
Божией, но чтобы услужить своей злобе".
блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. СПб., 1910. С.
157
иудеи
1 Фесс. 2:15-16
Иудеи "убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас
изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся... препятствуют нам
говорить язычникам, чтобы спаслись, и чрез это всегда наполняют меру грехов
своих; но приближается на них гнев до конца".
иудеи
Втор. 32:8-9
"Егда разделяше Вышний языки, яко рассея сыны Адамовы,
постави пределы языков по числу ангелов Божиих, и бысть часть Господня, людие
Его Иаков, уже наследия Его Израиль".
иудеи
Втор. 32:8-9
"Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов
человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо
часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его".
иудеи
св. Афанасий Великий
"Народ иудейский издревле имел у себя полнейшее учение,
потому что не из дел только творения, но и из Божественных Писаний почерпал
ведение о Боге".
св. Афанасий Великий. Слово на язычников//Творения: в 4-х
т. Троице-Сергиева Лавра, 1902. Т. 1. Гл. 45. С. 187
иудеи
блж. Феофилакт Болгарский
"Иудеи злы не потому, что [так] предвозвестили Писания,
но так как иудеи имели все это совершить по злому произволению, то в Писаниях и
изложено так Духом".
блж. Феофилакт Болгарский. Благовестник. СПб., 1910. С.
162.
иудеи
Иоанн Кантакузин
"Не знаю, "против иудеев" или "за" них покажется
некоторым предпочтительнее озаглавить это сочинение. Мне же кажется, что можно и
так, и этак".
Иоанн Кантакузин. Диалог с евреем Ксеном. Слово 1//Иоанн
Кантакузин. Сочинения. пер. Г.М. Прохорова. серия "Византийская библиотека".
СПб.:"Алетейя", 1997. С. 59
иудеи
св. Феофан Затворник
"Хребет их выну сляцай" (Пс. 68:24)" (Рим. 11:10).
"Когда же предали Господа на смерть, то скоро затем все
потеряли, - и город, и святилище, и рассеяны были повсюду в виде рабов. И до сих
пор состоят они под чуждыми властями; и всегда будут состоять под ними, как
показывает пророческое слово: "выну сляцай", - то есть всегда держи их под игом
согбенными".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 711
иудеи
св. Феофан Затворник
"Хребет их выну сляцай" (Пс. 68:24)" (Рим. 11:10).
"И что особенно удивительно, прежних пороков [у иудеев]
не видно, а наказание увеличивается, и нет никакой надежды на перемену вашего
положения. Прошло не семьдесят, не сто и не двести лет, но триста (а ныне -
1800) и гораздо более; однако же неприметно и тени подобной надежды. И все это
постигло вас тогда, как не служите идолам, не делаете ничего такого, на что
отваживались прежде. Какая же тому причина? Та, что образ заменен истиною, и
закон исключен благодатию. Сие-то древле предрекая, Пророк сказал: "Хребет их
выну сляцай". Примечаешь ли точность пророчества, как в нем предсказано неверие,
обнаружено упорство, объявлен следующий за тем суд и обозначена нескончаемость
наказания?" (св. Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 713
иудеи. Домостроительство. > Христос разрушил и покорил согражденное диаволом против человеческой природы тление
св. Кирилл Александрийский
Иудеи осаждали Иерихон и в субботу. "Это прообраз. Когда
же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив согражденное диаволом
против человеческой природы тление... [иудеи] неразумно негодуют и осуждают // благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями
природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С.
328-329
иудеи. устройство колен
Иоанн Кантакузин
"Что у вас давно все перепуталось: и точный смысл, и
устройство колен, и другое - всякий, думаю, скажет, даже если не скажешь ты".
Иоанн Кантакузин. Диалог с евреем Ксеном. Слово 1//Иоанн
Кантакузин. Сочинения. пер. Г.М. Прохорова. серия "Византийская библиотека".
СПб.:"Алетейя", 1997. С. 65
иудеи. V христиане
св. Кирилл Иерусалимский
"Елисей воскресил мертвеца, но не покорил вселенной;
воскресил Илия мертвеца, но не именем Илии бесы изгоняются. Так говоря, мы не
уничижаем пророков, но тем больше восхваляем Владыку их. Мы не охуждаем того,
что они [иудеи] имеют, когда восхваляем свое; ибо и то есть наше, и тем, что у
них находится, утверждаем наше".
св. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение 14-е//Огласительные
и тайноводственные поучения. М.,1900. С. 213
иудеи. язычники
Рим. 3:29-30
"Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников?
Конечно, и язычников, потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере
и необрезанных через веру".
иудеи. V язычники
св. Афанасий Великий
"Закон дан был не для одних иудеев, и не ради них одних
посылались пророки, но хотя к иудеям они посылались и иудеями были гонимы,
однако для целой вселенной служили священным училищем ведения о Боге и
внутренней жизни".
св. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о
пришествии Его к нам во плоти//Творения: в 4-х т. Троице-Сергиева Лавра, 1902.
Т. 1. Гл. 12. С. 206
иудеи. V язычники
св. Василий Великий
В Ветхом завете "Бог часто беседует с Израилем, но по
большей части безмолвствует перед язычниками, как не принадлежащими к Его части.
Впрочем, не вовсе утаивает слово, но и им дает вкусить Своего человеколюбия,
чтобы, по изведании немногого, подвиглись к желанию совершенного".
св. Василий Великий. Толкование на пророка Исаию. Глава
16//Творения: в 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 453
иудеи. V язычники
св. Иоанн Златоуст
"...один путь [Богопознания] - со стороны созданий, а
другой, и яснейший, - со стороны служителей Божиих; и такое учение Бог издревле
// сеял в каждом поколении. Так египтян научал Он посредством Авраама, персов
посредством его же, измаильтян и многих других посредством его потомков, а
посредством Иакова других, живших в Месопотамии".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 4//Творения: В 12 т. СПб.,
1899. Т. 5. Кн. 1. С. 21-22
иудеи. V язычники
св. Иоанн Златоуст
"Избра нам достояние Свое" (Пс. 46:5).
"Достоянием" же Его называет пророк этот народ не потому,
чтобы Бог когда-нибудь оставлял прочие народы, но чтобы выразить сильную к нему
любовь Божию, близость и особенное промышление".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 46//Творения: В 12 т. СПб.,
1899. Т. 5. Кн. 1. С. 220
иудеи. V язычники
св. Иоанн Златоуст
"А Божиим пророк называет этот город (Пс. 47:2) не в том
смысле, будто прочие города лишены Промысла, но выражая, что иудеи имели
некоторое преимущество пред другими в познании Его. Тогда как другие города
могли быть названы Божиими только в отношении сотворения, этот был таков и по
особенной близости к Богу, и потому что все чудеса были совершены здесь".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 47//Творения: В 12 т. СПб.,
1899. Т. 5. Кн. 1. С. 225
иудеи. V язычники
блж. Августин
"И сами иудеи, полагаю, не осмелятся утверждать, чтобы, с
того времени как появилась отрасль Израиля по отвержении его старшего брата,
никто кроме израильтян не имел доступа к Богу. Правда, народа, который назывался
бы народом Божиим, другого не было никакого, но что и среди других народов были
люди, принадлежавшие не к земному, а к небесному Граду, к числу истинных
израильтян, граждан горнего отечества, этого иудеи отрицать не могут. Если они
станут отрицать это, их весьма легко обличить указанием на святого и
удивительного мужа Иова, который не был ни туземцем, ни даже прозелитом... а
происходил от идумейского народа, в среде которого родился и умер..."
блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев,
1910. Часть 6. Кн. 18, гл. 47. С. 79-80
иудеи. V язычники
св. Кирилл Александрийский
"Не хорошо, - говорит, - взять хлеб у детей и бросить
псам" (Мф. 15:26). Не почитал Он, думаю, должным - назначенную израильтянам
благодать преждевременно сообщать язычникам, что яснее высказал Сам в словах: "несмь
послан токмо ко овцам погибшим дому Израилева" (Мф. 15:24)".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 4. С.
270
иудеи. V язычники
св. Кирилл Александрийский
"Вы кланяетесь еже не весте: мы кланяемся еже вемы, яко
спасение от иудей есть" (Ин. 4:22).
"Самаряне поклоняются Богу просто и безотчетно, а иудеи,
насколько могут вместить, имеют посредничеством закона и пророков познание о
Сущем. Посему говорит, что самаряне не ведают, а иудеи отчасти знают, от коих
(иудеев), утверждает, должно явиться и спасение, очевидно Он Сам; ибо Христос
произошел по плоти от Давида, а Давид был из колена Иудина".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С.
285
иудеи. V язычники
св. Кирилл Александрийский
Господь "чудесно освобождает расслабленного от исконной
болезни (Ин. гл. 5), подобно как и умирающего сына царедворца (Ин. гл. 4). Но
сей уверовал всем домом и исповедывал Иисуса Богом, а те, вместо удивления,
тотчас же злоумышляют смерть и преследуют Благодетеля, как нечестивого
беззаконника, сами на себя полагая приговор за гнусность, благодаря которой они
оказываются ставшими по разумению и благоговению ко Христу позади
иноплеменников".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С.
318
иудеи. V язычники
св. Феофан Затворник
"Ихже и призва нас не точию от иудей, но и от язык" (Рим.
9:24).
Бог руководил "язычников - разумом и совестью,
оставшимися в них преданиями о том, что было до разделения языков и доходившими
до них слухами о том, что творил Бог среди иудейского народа, и неким
сокровенным промыслительным руководством".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
Апостола Павла к римлянам. изд. 2. М., 1890. С. 625
иудеи. V язычники
св. Феофан Затворник
"В Немже и наследницы сотворихомся, прежде наречени бывше
по прозрению Божию вся действующего по совету воли Своея, яко быти нам в
похваление славы Его прежде уповавшим во Христа" (Еф. 1:11-12).
"Он действовал до конца по совету воли Своей... Значит,
Он и язычников призвал вовсе не потому, что иудеи (не все иудеи) не послушались
Его; Он не был к этому приведен, или вынужден последними" (св. Иоанн Златоуст)".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 84
иудеи. V язычники
св. Феофан Затворник
"Темже поминайте, яко вы, иже иногда языцы во плоти,
глаголемии необрезание от рекомого обрезания во плоти рукотвореннаго, яко бесте
во время оно без Христа. отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования,
упования не имуще, и безбожни в мире" (Еф. 2:11-12).
"Но ведь и иудеи прежде были без Христа? - Без Христа,
потому только, что Он еще не пришел; но Он так несомненно им обетован, и они так
несомненно чаяли Его, что будто самим делом уже // имели Его. - Все устройство
подзаконной веры было проникнуто Христом. Он было тело, а закон - тень (Кол.
2:17). Иудеи потому имели Христа сокровенного. Эта сокровенность все более и
более прояснялась Пророками, так что вера в грядущего Христа Господа составляла
дух благочестия иудейского народа. Христос был для них все; от Него только
ожидали они всего лучшего. Этого преимущества язычники не имели. Сознавали
только, что у них дурно, но как и кто поправил бы то, этого не знали, хоть иные,
по какому-то прозрению и гадали о том. Посему Христос и явился среди иудеев, из
них была первая церковь и ими проповедано Евангелие. В сем сила, преимущество и
значение иудеев для всего человечества".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 165-166
иудеи. V язычники
св. Феофан Затворник
"Ожидалось бы, что св. Павел, изобразив, какие лишения
духовные терпели язычники в отчуждении от иудеев, скажет теперь: теперь же и вы
введены в причастие этих благ, то есть соединены с иудеями и сравнены с ними,
стали как иудеи. А он не то говорит; говорит, что стена, разделявшая вас с
иудеями, разорена, вы слиты с иудеями, но не затем, чтобы стать иудеями, а чтобы
вместе с ними быть переделанными в новое человечество, к чему и иудеи
предназначались".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 170
иудеи. V язычники
св. Феофан Затворник
"Ныне же о Христе Иисусе, вы бывшие иногда далече, близ
бысте кровию Христовою" (Еф. 2:13).
"...ветхозаветные учреждения были стеною, разделявшею
иудеев и язычников. Следовательно, кровь Христова, пресекшая значение
ветхозаветных учреждений, разорила и стену разделения иудеев и язычников. И как
она же стала новозаветным учреждением во спасение, то стала и центром единения
для всех, вступающих в сей новооткрытый путь спасения. Иудеи сбрасывают ветхое и
облекаются в новое кровию Христовою, отменившею все ветхое; а язычники, прямо
помазуясь кровию Христовою, облекаются во все новое. Те и другие в крови
Христовой находят центр взаимного единения, и вместе способ общения в
благодатном учреждении, чрез которое, приискренно сочетаваясь со Христом,
приближаются к Богу, - оба равно, без преимуществ уже одного пред другим".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 172
иудеи. V язычники. вездесущие Божие
св. Иоанн Златоуст
"Небо небесе Господеви" (Пс. 113:24).
"Бог все объемлет, все носит, не нуждаясь в каком-нибудь
месте, но Сам содержа все; небо же называется домом Его потому, что оно есть
место не оскверненное пороком. Здесь, следовательно, не говорится, что небо есть
избранное место Его, точно так же, как и в следующих словах: "постави пределы
языков по числу ангел Божиих" (Втор. 32:8), или: "избра Себе дом Иаков" (Пс.
134:4). Здесь не говорится, будто иудеи принадлежат Ему, а прочие люди не
принадлежат и лишены действий Его промышления и творчества, - Он есть Бог общий
всем, а выражение такое употреблено для того, чтобы показать любовь Его к ним,
как бывшим по-видимому лучше других. А что не их одних Он избрал, но о всех
промышлял, это показывают события, бывшие и прежде Моисея, и при нем, и после
него в разных случаях. Так Он дал солнце, землю, море и все прочее всем вообще,
и закон естественный внедрил во всех. Авраама персиянина Он возлюбил и
переселил; но чрез него вразумлял и египтян, и жителей Ханаанской земли, и
персов; также чрез сына и внука его исправлял многих из их соседей, сколько
зависело от Него. Потом, когда родился Моисей, событиями, происходившими с
иудеями, Он руководил к Богопознанию египтян, жителей Палестины и затем
вавилонян".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 113//Творения: В 12 т.
СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 337
иудеи. V язычники. врожденные понятия. естественный
закон.= совесть
св. Иоанн Златоуст
"Видишь ли... что все грешники, жившие прежде закона,
подвергаются наказанию, а все, упражнявшиеся в добродетели и удалявшиеся
нечестия, наслаждаются благами?.. Писанного закона Бог не дал никому из других
народов, но они все имели внутри естественный закон, который внушает, что добро
и что зло. Вместе с сотворением человека Бог вложил в него неумолимого судию -
находящийся в каждом закон совести. Для иудеев же Он сделал нечто особенное,
именно: объявил им требования закона письменно. Потому и пророк не сказал: "не
сотвори всякому языку", но: "не сотвори тако" (Пс. 147:9), - то есть не дал им
ни скрижалей, ни Писаний, ни законодателя Моисея, ничего прочего, что было при
горе Синае; но все это получили исключительно иудеи, тогда как природа
человеческая у всех людей заключала в себе достаточный закон совести".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 147//Творения: В 12 т.
СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 541
иудеи. V язычники. врожденные понятия. естественный
закон.= совесть
св. Феофан Затворник
"Помрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия, за
невежество сущее в них, за окаменение сердец их" (Еф. 4:18).
"И все язычники могли жить под действием страха Божия, по
требованиям совести, в надежде будущего воздаяния. - В этом существо
естественной религии и возможная для всех жизнь Божия вне благодати. И кто не
имеет ее, тот виновен".
св. Феофан Затворник. Толкование Послания святого
апостола Павла к ефесянам//изд. 2-е. М., 1893. С. 321
иудеи. V язычники. Праотцы
св. Кирилл Александрийский
"...хотя евангельская проповедь и удалится из Иерусалима
и слово Божие в конце концов перейдет к язычникам, однако вместе с Израилем не
престанет любовь к Отцам, но Христос опять восприимет их и опять успокоится и
почиет как во святых, сохраняя для них неувядаемой изначальную благодать. Охотно
// пребывает (Ин. гл. 4) там, где хранилась память о святом (при источнике
Иакова), и этим представляя нам Самого Себя в образец и являясь началом и дверью
почтения к отцам".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 4. С.
271-272
иудеи. V язычники. Промысл
св. Иоанн Златоуст
"...Бог промышлял о всей вселенной и тогда, когда устроял
дела иудеев".
св. Иоанн Златоуст. На Псалом 134//Творения: В 12 т.
СПб., 1899. Т. 5. Кн. 2. С. 435
иудеи. V язычники. свойство. устойчивое. постоянно
присущее. > почитаю совершенно невозможным для Премудрости всяческих не
совершать того, что подобает Премудрости
св. Кирилл Александрийский.
"Как огонь никогда не прекращает проявления присущей ему
по природе силы жжения, так почитаю совершенно невозможным для Премудрости
всяческих не совершать того, что подобает Премудрости. ...когда говорил, что не
следует взять хлеб у детей и бросить псам, будучи склонён к милости многими
слезами и мольбами, уделил благодать и женщине...
Иначе было бы странно - оказывать всецелую любовь к
Израилю, когда он уже неистовствовал и // замышлял убийство Господа".
св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от
Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 4. С.
270-271
Указатель богословских, церковно-исторических, философских и иных предметов
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"